Глава 12. О благосостоянии

Николай Омельяненко
        В 50- е годы  я закончил семилетнюю школу . Наша семья жила небогато. Но так жило  подавляющее большинство, и в городах и ,особенно, в сельской местности. А сельских жителей  по численности было больше городских . Но во второй половине 40- х  жили ещё хуже. Это было трудное послевоенное время. В 1947 - 1948 году  возник голод из-за неурожая. Помню, ели лепешки из отрубей, смешанных с травой лебедой .Существовала карточная система, введённая ещё в военные  годы. После денежной реформы  карточки отменили. Хлеб стал продаваться свободно. Но были очереди в магазине . Хлеб привозили из городской хлебопекарни. Ждали в очереди, когда его привезут . Помню, когда я его нёс домой из магазина и ел по пути, он был необыкновенно вкусным. Это были 1948-1950 годы. А ещё в колхозе варили баланду из какой- то крупы или отрубей. На воде. Приходили желающие на колхозный двор со своей миской или котелком ( после войны котелки  были в каждом   доме)и им наливали порцию . Ели с большим удовольствием эту баланду- болтанку.

         Денег у колхозников не было. За выход на работу за каждый отработанный день учётчик в табеле ставил колхознику трудодень, то есть " палочку ". В конце сельскохозяйственного  года, то есть осенью после сбора урожая и сдачи поставок государству по утверждённым планам, то что осталось от собранного урожая , выдавалось на трудодни каждому. Например, пшеницы по полкилограмма, ячменя 300 граммов, картофеля 250 граммов и т д. Колхозники пшеницу мололи и пекли из неё хлеб, пироги и т д. Овсом кормили свой скот и т п. Таким образом, люди в колхозе работали целый год, не зная, что они потом получат. Как говорили, работаем "за палочку". Выдача на трудодень зависела от урожая и плана госпоставок .Раздавали людям оставшееся. В итоге производство зёрна в стране не достигло уровня 1913 г. А при Н Хрущеве стали зерно закупать за границей. Я сам, работая в пароходстве, возил  его из Англии в Ригу и другие порты. Деньги стали выдавать на трудодни тоже при Н Хрущеве. Тогда же стали выдавать колхозникам  паспорта и назначать пенсии . Правда, маленькие. 12 рублей в месяц . Но хлеб стоил 12 копеек за буханку. Так что на  хлеб, подсолнечное масло и сахар  хватало. А остальное у работающего колхозника (  и вышедшего на пенсию ) должно быть со своего подсобного хозяйства. И до назначения пенсий и после многие  колхозники продавали свою сельхозпродукцию на колхозных рынках , чтобы получить хоть немного денег.

            Одежда у подростков нередко была от взрослых или перешита из одежды для взрослых. Например, мы носили в качестве верхней одежды фуфайки, рабочую одежду взрослых . Подворачивали рукава и носили. Мое первое демисезонное пальто было получено от отчима. Он подарил его мне донашивать, когда я учился в 8 классе . Сам отчим ходил в фуфайке. Но моя мама была медсестрой в сельской больнице. Она получала деньги каждый месяц, хоть и не большие. Медсестры относились к сельской интеллигенции. Кроме того мама получала на меня пенсию за погибшего отца . Тоже немного, но каждый месяц. Поэтому наша семья была как бы больше обеспечена деньгами. И один раз в год или раз в два года к Пасхе мама покупала мне костюм. Я и ходил в нем в школу. Зимнее пальто я впервые заимел, когда уже жил в Архангельске. Тогда бабушка Степанида продала дом, в котором жила вся их семья, и передала  мне часть денег как наследство от дедушки и папы.
 
           Когда мама вышла второй раз замуж,  и в нашей семье появился ещё один работник, мы стали жить лучше. С середины 50- х годов отчим стал работать в г Горловка на новом автокране шофёром- крановщиком. Он стал заметно больше зарабатывать и помогать семье. Тогда он  меньше употреблял  спиртное .Я называл его отцом и он хорошо ко мне относился. В 5 классе после сдачи всех экзаменов на "отлично" мне купили  велосипед. После успешного завершения курса обучения в школе ( тогда это было 7 классов, закончил на "отлично "с одной "четвёрткой " ), мне купили  гармонь. А после окончания  первого курса в техникуме купили баян .

            Но с питанием было сложнее. Постоянная проблема- нехватка белков и витаминов. В нашей семье, как и во многих в те времена , мало потребляли мяса и рыбы, молочных продуктов и фруктов . Обед или ужин часто состоял из одного блюда. Первое, второе и третье я стал есть во время учебы в техникуме ( в столовой). Было трудно и во время учебы в университете. Традиционный обед тогда: половина первого, пюре на второе без котлеты ( не хватало денег) и чай с хлебом.

         Вообще в СССР  в сельской местности лучше питались, если держали домашних животных в своём хозяйстве: свинью, корову, кур и т п Во время моей учебы в 1-6 классах в нашей семье из хозяйства были куры и коза. После этого примерно год держали корову . Но содержать корову оказалось очень хлопотным делом и от неё пришлось отказаться. А вообще работники колхозов и совхозов во время моей жизни в селе, да и в другие времена, работали ежедневно в 2 смены. Одна - в колхозе, совхозе, другая - в домашнем хозяйстве ( огород, уход за домашними животными и т п). То есть рабочий день сельского жителя составлял не 8 часов в сутки, за что люди  долго боролись, а 10-14 часов. А в 1960 году сельское население  нашей страны , как уже упоминалось, было больше городского. Что касается такого важного продукта , как сливочное масло , то в нашем доме оно появилось в начале  60- ходов. Я помню, как приехал домой во время каникул из техникума, и увидел сливочное масло на столе. И я спросил у мамы:  " А что у нас теперь в доме и сливочное масло есть?"И мама подтвердила, что масло теперь есть в доме.

            С осени 1962 по лето 1963 года я по направлению комитета комсомола работал внештатным сотрудником в районном отделе милиции г.Кропоткин Краснодарского края. Меня прикрепили к начальнику отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности ( ОБХСС ) капитану Назарову. Когда сотрудники отдела вели дела о крупных недостачах в торговой сети, одной из главных задач была определить, отчего возникла недостача товарно- денежных ценностей. От естественной убыли, ошибки в учете или от хищения. В больших магазинах было много продавцов, и у них существовала коллективная материальная ответственность. А вторая задача, установить,  хищением занимаются один-два человека по-крупному или все понемногу.

          В связи с этим мне давали поручения, помочь установить уровень благосостояния торгового работника. Я заходил в дом или квартиру по определенному адресу и говорил хозяевам, что пришёл проверить паспортный режим. Посмотреть сколько спальных мест имеется в доме. Я ходил по комнатам, считал спальные места  и одновременно смотрел , какой достаток в доме. Есть ли мягкая мебель, мебельные стенки и хрустальная посуда, ковры на полу и на стенах. Это и было тогда признаком хорошей жизни, материального благосостояния и достатка.

              А уже в 70- 80 годы признаком хорошего достатка и даже зажиточности и богатства было наличие квартиры или дома  с мебелью и коврами, автомобиля и дачи. Но это могли себе позволить очень немногие семьи. Среди них руководящие работники всех уровней и сфер, лица, выезжающие за рубеж ( командировки, моряки, рыбаки и т П ), в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и т д.А также инженеры, техники, рабочие, выезжавшие строить во время своего отпуска дороги, школы , коровники в разных местностях . Были обеспеченные люди и в торгово-закупочной сфере, снабжении и тд. Как говорил известный юморист о сидящих в первых рядах партера театра : " завсклад, товаровед, кладовщик".

               Расскажу для примера о себе . Во второй половине 60- х годов я работал помощником районного прокурора с зарплатой 115 рублей. Я был одиноким мужчиной , жил в общежитии. Когда в 1968 г я женился,  мне предоставили бесплатно ( как всем тогда ) однокомнатную квартиру. Мебель купили в кредит, а телевизор - подержанный из комиссионного магазина. С 1969 года я работал прокурором отдела облпрокуратуры  и получал 130 рублей. Вскоре родился сын. Жена- студентка медуниверситета. Учиться в нем надо долго. Ни автомобиля ни дачи мы не могли приобрести . Как и учителя, врачи, инженеры, обычные рабочие. Они получали такие же зарплаты. И чтобы приобрести хотя бы  только  автомобиль, надо было ,как указывалось, или менять профессию, или куда- то ехать или переходить на другую , особенную, работу.Это хорошо видно на примерах из моей собственной жизни. Я тоже, работая электриком, рядовым прокурором, не мог бы приобрести автомобиль.

             Положение  резко изменилось, когда я стал работать с 1971 года первым помощником капитана  на судах загранплавания (до 1977 года). Оклад 130 рублей В пароходстве поощрялось знание иностранного языка. Специальной комиссии я сдал  экзамен по немецкому языку и стал получать 10% надбавку к окладу. Года через полтора сдал ещё экзамен на знание английского языка ( изучал самостоятельно с магнитофоном и практикой при стоянках в зарубежных портах ). Получил ещё такую же надбавку к окладу. Итого получал более 150 рублей. Ещё примерно,столько же получал в валюте за зарубежные рейсы. Они в совокупности длились 5-6 месяцев в году. Получалось в итоге около 300 рублей в месяц . В середине 70- х морякам разрешили приобретать за границей подержанные автомобили, и привозить их на своём судне. Скопить на такую покупку валюту можно было моряку года за два.

            Я сначала был противником автомобилей, дач и т п. Когда я был студентом университета, говорил своей маме:".Собственность, недвижимость делают человека не свободным. Я буду жить как Ленин : стол, стул, кровать и больше ничего не надо. Все свободное время надо посвящать науке, полезным для общества делам,".

         Когда с середины 70- х годов разрешили ввозить из- за границы подержанные автомобили, моряки стали копить валюту и покупать себе иномарки. Во   время стоянки судна в зарубежных портах наши моряки при увольнении на берег теперь ничего не покупали, даже отказывались выпить кока - колу. Я их сначала подначивал:"Что деньги на авто копите?" Но со временем и сам стал копить. Дома, у семьи было уже всё необходимое. Надо же было куда- то девать валюту . И вот в последнем рейсе  осенью 1977 года я приобрёл  подержанный  автомобиль "Форд 20 м автоматик" серебристого цвета .У него был  2- х литровый двигатель с автоматической коробкой  передач. Когда я во время  поездок по Архангельску останавливался, меня окружали таксисты. Просили показать двигатель , коробку передач и т д  То есть они  были просто в восторге.

            Но когда у меня появился автомобиль, возник вопрос, где его хранить . Автомобиль тогда был большой ценностью и требовался гараж для лучшей сохранности. Я вступил в гаражный кооператив. Мы сами добывали кирпич, разбирая печи у снесённых домов, сами строили гаражи. За одно лето гаражи построили . Мне очень понравилась физическая работа на свежем воздухе, улучшилось самочувствие и здоровье в целом. Я понял, что человеку  с умственным трудом и сидячим образом жизни требуется регулярная физическая работа. Так я решил, что нужно брать земельный участок , строить дачу и систематически заниматься физическим трудом  на свежем воздухе . С конца 70- х   -   начала 80- х в стране возникло массовое увлечение дачами. В морском пароходстве сотрудникам как раз давали участки недалёко от города. Доставались они почти даром, совсем за символическую плату.
 
           Строить дачи было непросто. Стройматериалов в продаже почти не было. Мне пришлось купить деревянный дом, подлежащий сносу. Почти даром. За 200 рублей - по цене дров. Но в доме были и окна, двери, потолки и т д. Хочется отметить, что тогдашние власти очень боялись, чтобы простые люди не разбогатели. Участки давали в тайге, на болотах, в неудобных местах и т. д  И только по 5 соток. Хотя земель в Архангельской области,  да и в других краях нашей необъятной страны, было в большом избытке. Это же не Краснодарский край и не Ростовская область!

                Размеры дачных домиков жестко регламентировались , особенно отапливаемой площади. Когда я и нанятый мною плотник стали собирать привезенный дом на моем участке, пришёл председатель кооператива. Он измерил длину дома шагами и сказал: "Намного  больше нормы. Надо укоротить на два метра. Рубите брёвна !"А дому было лет 50. Дерево пересохло, топор от удара звенел и отскакивал. Пришлось рубить, пилить. Но дом оказался малым, когда сын и дочь подросли. Но бывало и хуже. На нашей линии ( улице ) два дачника сделали на первом этаже гаражи, а жилые помещения - на втором этаже. Их затаскали по судам, требуя сделать только одноэтажные дома. Власти боялись, что они вдруг станут буржуями.

          В советские времена запрещали горожанам покупать или строить дома в сельской  местности . И логика у властей была такая. Мол, вы из города приедете на дачу и будете там загорать и бездельничать. А сельские жители вынуждены летом много работать. Это будет их раздражать , разлагать, вызывать зависть и т п. На самом деле оказалось, что многие дачники работают на дачах ещё интенсивнее   сельчан, так как бывают там наездами и не могут зачастую работать понемногу каждый день.

          Я родился и вырос на Юге, но много лет проработал на Севере. От летней жары отвык, а к долгой и холодной зиме не привык. Поэтому с годами стал подумывать о жильё в Средней полосе. Долго выбирал место, где можно остановиться.

            В мае 1990 года в Ростове Великом было Всесоюзное совещание по ценообразованию . Я в нем участвовал. Организатором, как и всегда ,был Институт экономики АН СССР, точнее зав. отделом института крупный специалист в сфере ценообразованиях д. э. н. профессор Анатолий Александрович  Дерябин . Совещание  проходило несколько дней. На нем я узнал, что нашу страну ждут крупные перемены, реформы. Я решил ускорить процесс приобретения дома в средней полосе. Ростов и его окрестности мне очень понравились,  и я решил здесь искать дом для покупки. В течение лета я раза три приезжал в Ростов. Садился в такси и ездил по прилегающим населённым пунктам. Заходил на почту , в контору совхоза, в магазин и т д и спрашивал, продаёт ли кто дом? Нашёл дом в километрах 20 от Ростова. Но к нему от асфальтированной дороги с полкилометра была только грунтовая дорога. Пришлось от этого варианта отказаться. Лето прошло.

            В декабре я понял, что надо срочно искать дом, до Нового года. На своём автомобиле я доехал до Ростова и поселился в местной гостинице на ночлег. В одном номере со мной оказался прораб совхоза"Игрищенский"  Бислан. Он попросил меня утром отвезти к 8 часам утра на работу за 60 км от Ростова. Я отказался. Он пообещал мне бутылку водки. Тогда во времена горбачевской борьбы с пьянством водка была большим дефицитом, и я согласился поехать. В селе Игрищи Ильинского района Ивановской области  мне очень понравилось: леса, поля, холмы и чистая река Ухтома. На прощанье я попросил Бислана найти мне подходящий для покупки дом, пообещав ему гонорар в размере месячной зарплаты прораба. В январе 1991 года я приехал в Игрищи, остановился у Бислана и с его помощью оформил покупку дома в деревне Константиново, рядом с селом Игрищи.

         Мне очень нравилось ездить сюда. Здесь  уже 1 мая начинают появляться листья на деревьях и цвести  сады ( яблони, вишни, сливы и т д ). На  Севере эти деревья вымерзают, а 1 мая обычно  там начинается ледоход. Здесь же местные жители в это время садили огороды. В мае здесь очень много поющих соловьев и других птиц. Недалёко от села расположены  города Ярославль, Иваново, Владимир, Суздаль, Ростов и другие ( знаменитое " Золотое Кольцо ").

       Вскоре  мне очень захотелось, чтобы сюда в эти замечательные места приезжали и сотрудники нашего Регионального техникума .Через несколько лет за счёт техникума и в его собственность купили в Константиново трехкомнатный жилой дом, как базу отдыха. Сюда в течение многих лет приезжали все желающие сотрудники и преподаватели техникума . Со временем появилась мода ездить на отдых за границу, и мы были вынуждены продать дачу техникума в д. Константиново. Но у многих работников техникума остались незабываемые впечатления от посещения знаменитых мест средней полосы России. А я уже 30-й год люблю в мае  ухаживать за садом и садить грядки с зеленью, луком, чесноком  и отдыхать там летом .

           Таким образом , на примерах из собственной жизни я пытался показать, как жили люди при Сталине, Хрущеве,  Брежневе, Горбачёве и т д. В целом в послевоенное время, точнее, в 60-70 годы, появилась устроенность жизни  людей в нашей стране и её стабильность, гарантии какого- то уровня жизни. Молодой человек или девушка в зависимости от собственных способностей и желания могли поступить на учебу в профучилище или техникум или институт. После успешного окончания всем гарантировалась работа и место в общежитии. При появлении семьи ставили на очередь для получения бесплатной квартиры. Если её долго не давали, можно было перейти на работу в другое место, где с квартирами  обстановка складывалась лучше. Можно было и дальше учиться , например , заочно. Причем, всякое обучение - бесплатное  Это все признаки социального правового государства. Но не социалистического. Ибо его суть: диктатура рабочего класса, подавление других классов в самой разной форме от расстрела до раскулачивания и отправки в лагеря, ссылки и т п. И это было во всех странах, где строился классический социализм по Марксу и Ленину.

          Элементы социального государства появлялись и развивались постепенно . Например, паспорта и пенсии дали колхозникам только при Хрущеве. А до этого в течение многих десятилетий , кем были колхозники?! И какое тогда у нас было общество? Полуфеодальное или какое?В наибольшей степени элементы правового государства в нашей стране, очевидно, сложились в 60-70 годы. В 80- е годы началось его деформирование. Появился и рос дефицит  товаров народного потребления, ухудшалось снабжения продовольствием. Несогласных высылали за границу, лишали  гражданства или помещали в психиатрические больницы.

          Но и в лучшие времена  социализма, то есть в 60- 70-  годы, были очевидны его неустранимые недостатки. Не было ни стимулов, ни механизмов  развития и внедрения научно- технического прогресса, повышения эффективности производства, его удешевления. Примеров - тысячи, от изобретения телевидения ( Розинг, Зворыкин ) и развития вертолетостроения ( Сикорский ), до изобретения персонального компьютера . Такой компьютер был изобретён и запатентован  в нашей стране на два года раньше американцев.

          В СССР не имелось стимулов к внедрению новшеств и технического прогресса потому, что рыночные категории, успешно применявшиеся у нас в 20- е годы при Новой экономической политике ( деньги, стоимость, товар, цена, материальная заинтересованность ) были преданы анафеме в конце 60- х начале 70- х годов. Сначала внедряли Щекинский метод, затем метод Калужского турбинного завода. Эти методы обеспечивали материальную заинтересованность  работников в результатах своего труда . Потом вскоре все затухло. Власти боялись, что хозрасчётные бригады будут много зарабатывать и возникнет имущественное расслоение и недовольство в обществе . А люди, защищавшие эти рыночные категории, подверглись шельмованию и преследованиям. В результате у нас развитие затормозилось, уровень жизни , её качество и продолжительность,  и так не высокие, совсем перестали расти, а потом и стали падать.

             По калориям у нас в рационе питания людей было все около нормы. Их обеспечивали  хлеб, картофель, макароны и т.п. Но не хватало таких ценных и полезных продуктов, как  мясо, рыба  молочные продукты , фрукты и т д . В итоге мы проиграли соревнование с Западом сначала в экономической сфере, а потом и в других отношениях. И с Запада нам стали посылать помощь в виде макарон, одежды секонд  хенд и другое. Мне, например, друзья из Германии кроме макарон прислали две шины для автомобиля "Жигули"  с наваренным протектором, восстановленные.

           Все годы советской власти наши руководители очень боялись, как бы люди в стране  не разбогатели, не стали собственниками имущества и не получили независимость и самостоятельность. Им это долго  удавалось. Удавалось, когда запрещали строить дачи более 18 кв.м. отапливаемой площади, когда приказывали комсомольцам разрушать ломами слишком большие теплицы, когда  запрещали селянам косить траву на неудобьях для своего домашнего скота. И вот в конце концов людям стало нечего есть в  80- е годы, и населению массами  надо было ехать за продуктами в Москву, Санкт-Петербург и т п. Советская власть рухнула и никто не пошел на улицы или тем более на  баррикады её защищать.

         Таким образом, главным недостатком в экономической системе Советского Союза  было отсутствие зависимости, прямой связи между результатами труда работников, и их уровнем благосостояния, уровнем и качеством жизни. В первые десятилетия после Октября 1917 года в нашей стране всюду царил невиданный энтузиазм и вдохновение . Они были вызваны строительством первого в мире и самого справедливого социалистического  общества . Эти мощные стимулы дополнялись сильным административным и иным принуждениям. В последние десятилетия жизни нашей страны и те и другие стимулы  эффективного труда сильно ослабли . СССР проиграл экономическое соревнованием с Западом и сам разрушился . Хотя, конечно, имелось множество факторов, этому способствовавшим , ускорявшим негативные процессы.

           И не зря один из классиков социализма ещё вначале строительства нового общества говорил, что достижение большей производительности труда есть необходимое условие победы нового строя. Как раз этого в нашей стране,  роста производительности труда по сравнению с западными странами, к сожалению, и не достигли. И не только роста не достигли, а этот показатель стал сильно падать и привёл к кризисам в экономической , социальной, политической  и иной сферах.