Как я работала в Первом Модном Бутике 90х

Алинда Ивлева
90е и перед нами сразу картинка: пустые прилавки, бордовые пиджаки, дутые золотые цепи сгибающие шею в поклоне,  тонированные девятки и и высокие крашенные чёлки у девушек в ярких  лосинах.

1996 год. Работы не было вообще. На руках полуторогодовалый ребенок, с трудом устроила его в сад. Алиментов не было, его чудо-отец устал от этого гордого звания сразу после рождения и подался в бега.  Моему Папе не платили зарплату уже полгода, мама стояла на рынке, продавала с дачи кабачки, огурцы- тщетная попытка, в то время  фермерами были почти все.

Однажды в газете наткнулась на объявление: требуется продавец в Первый Бутик Модной Одежды в городе. Требования: умение передвигаться очень быстро на шпильках не менее 11 см, рост от 170, знание английского языка.

Удивил запрос, показалось что объявлен конкурс фотомоделей, а не продавцов одежды.Хотя,  Бутик то на Невском, хозяева из Америки... А мне 22, полна сил и уверенности в себе.
Я не знала английского, на каблуках  могла простоять как утка минут пять, удалась ростом - 1.73. Решила сделать ставку на рост. Таких зарплат, которая была указана в объявлении,  не было в то время во всей стране. Имидж ничто - жажда все!

В назначенное время я была в очереди, во дворе магазина, под номером 344, передо мной галдела пёстрая гудящая толпа девушек на шпильках. Я, нервно оглядываясь,  отошла в сторонку, пытаясь из-под опущенных  век разглядеть номера белокурых длинноресничных нимф с 4 размером бюста. Я мысленно уже проиграла бой - со своим первым  и ватой в лифчике.

Собеседование началось, и первые красотки, претендующие на супер-должность,  стали выходить с лицами, на которых читалась вся боль этого безжалостного мира.

Соискательницы наперебой расспрашивали: ну что там , как? Выяснилось, что у отвергнутых претенденток имелись в наличии все данные, нужные работодателю. Аааа, сос, хелп, что не так?

Кто -то рыдал, кто-то то уже пил пивасик, сняв каблы, и наблюдая сие действо уже с азартом, кто они эти 10 счастливиц? Моя очередь подошла уже к позднему вечеру и после меня , сообщили , проинтервьюируют только двоих. Уже маленькая победа!
К тому времени у меня уже был опыт работы на госслужбе и я владела некоторыми навыками перевоплощения и азами психологического воздействия.

В кабинете сидела, ни дать ни взять, приёмная комиссия. Он - человек изображающий хозяина жизни и по совместительству американца, армянской наружности. В помещении летом он восседал как на троне в кашемировом пальто. Она- нелепая молодая блондинка, с линзами синюшного цвета, которые походили на лупы в ее глазах и еще одна дама, по моему мнению, которое подтвердилось далее, соучредииельница армянского американца. Дама держала в руках нервно тявкующую "йоркширскую" собачку в бантиках, которая раздражала всех, кроме мадам Грицацуевой, она очень на нее походила.

Вопрос первый от блондинки: кто вы по профессии?- я сообщила, что еще в поисках себя. Комиссия скривила губы. На все остальные вопросы по  условиям приёма на эту должность,  я отвечала отрицательно. Встреча завершалась не в мою пользу, но я намекнула, что на счет бегать - это точно ко мне, я кмс по лёгкой атлетике. Чувство юмора оценил лишь американец, облизнув губы влажным языком и подмигнул мне. Он заглянул в анкету и переспросил мой ли это домашний телефон? Сотовых тогда не было...представьте себе.

Псина уже как заводная игрушка со сбитыми настройками носилась у всех между ног, что то безжалостно кромсая во рту.

Блондинка, фамильярно приобняв шефа, что -то, нарочито громко, на английском сообщила. Шеф кивал соглашаясь, решение сообщили Мадам Грицацуевой. Мадам, пухлощекая дама с нарисовнными яркими губами, поверх своей сжатой тонкой полосочки на напряжённом лице, вынесла вердикт: мы вам перезвоним!  Та самая фраза,  когда призрачный твой и шаткий мир приближающейся стабильности рухнул.

Я выдержала паузу, натянуто улыбнулась, заметила краем глаза, что американец мне изподлобья подмигивает. Я проигнорила. В этот момент с разгону сумасшедший йоркшир натыкается на меня в своих диких собачьих плясках, резко вдруг падает, начинает сипеть, хрипеть, выть и задыхаться. Затем он задрыгал лапками, закатил глаза, высунув язык, затих. Потерял сознание. Грицацуева, точного имени я к сожалению уже не помню той соучредительницы, кинулась к песику, вереща так, что казалось у нас лопнут перепонки. Начала разматывать  шнур на телефоне стационарном, другой рукой трясти любимца, все были в недоумении, кроме меня. Блондинка с синюшными глазами-лупами истошно заорала : Пошла вон!

В результате, я поняла, что без меня никак! Отпихнула мадам, сказала металлическим голосом всем заткнуться. Наступила мертвецкая тишина мгновенно, я бывший милиционер - кинолог, профессионально подготовленный. У нас был и ветеринарный курс в обязательном порядке, помимо рукопашки. Я сразу поставила диагноз, выяснилось что собака бегала с пробкой из-под вина,  ее же кусочком  и подавилась. С первой манипуляцией и запркидыванием головы назад собака попыталась глотать, потом я ее потрясла за ноги, глотательный рефлекс запустился, потом просто очень больно ущипнула.  И потребовала для контрольного оживления растительное масло, кто то из толпы претенденток  на шпильках уже мчался в ларёк продуктовый. Кстати, впоследствии ее взяли на работу.

Через три дня после того злополучного собеседования мне позвонили, напомнили про шпильки не ниже 11 см и юбку выше колена на ширину ладони. Шок-требование, конечно, но озвученная зарплата при успешном прохождении стажировки ломала все устои и стереотипы.

10 девчонок выстроили в центральном зале магазина в шеренгу. Я тихо пошутила, что сейчас мы рассчитаемся на первый второй. Блондинка, та сама, представилась Оксаной и назвала себя диковинным  словосочетанием для того времени- ведущий менеджер сети! Уфф. Мы занервничали.

Она без подробностей указала пальцем на меня, девушку Олю, под 1,80 ростом и еще девушку, самую старшую среди нас. Поступила команда менеджера:  Выйти в центр зала, и продать мне вещь с манекена!

Первая попыталась Ольга, та что бегала за маслом для собаки,  втюхать синтетический клетчатый, серого цвета пиджак, Оксана все аргументы в необходимости пиджака отрицала, топала ногой и требовала заведующую.

Потом мягким и вкрадчивым голосом пыталась навязать
тот же пиджак Альбина, красивая брюнетка с тонкими кистями пианиста, изящная, совсем не продавец. Ее мгновенно довели до слез.

Потом прозвучала долгая поставленная  речь, что мы все курицы, совдепия, и никогда не заработаем в их магазине, я даже не успела проявить свои таланты продажника. Мы потупив взгляды стояли теряя надежды и терпение.
Менеджер благосклонно сообщила, что дает нам шанс, но......месяц, и это не опечатка, мы стажируемся, то есть работаем бесплатно...

Унизительнее речи я не слышала....Стадо мычало и молчало. И приступить 5 человек к работе должны немедленно. График работы по 12 часов два дня через один. Оплата проценты от проданных вещей, не от суммы продаж, а от количества.

Первые техники продаж мы освоили практически сразу, примерочные находились на 2 этаже крутой лестницы. Знаете, такие в дачных домиках делают, крутые и узкие, где ступени деревянные, высокие, и ты карабкаешься как  промышленный скалолаз на учениях. А представьте скалолаза на шпильках, и это не кошки для сцепа, это блин ходули, через пару часов пробежек к клиенту вверх вниз.

Задача  продавца Бутика была с улюлюканиями, песнями и кэн ай хэлпами заманить клиента  в ту самую примерочную комнату. А дальше, как виделось маркетологам того времени - дело техники и никакого мошенничества. Даже если человек хочет купить пальто, его нужно раздеть до белья, и убедить, что ему нужен пиджак, ремень, платок, шарфик, перчатки и все прямиком вчера из Америки. Сшито в единичном размере по уникальным лекалам мастерицами из Италии, из высокотехнологичного материала, самого натурального, плел его шелкопряд и паук в сотрудничестве.

Кстати, работали мы исключительно в одежде, представленной в Бутике. Жутко синтетической, к вечеру мы благоухали как кони после  продолжительного аллюра.

Так пролетела неделя, вторая, у меня возник извечный вопрос, а что по денежке. Ведь кого то уже отсеяли, заменили на очередных испытуемых, а я держалась, но зарплатой не пахло, что удручало.

Через 2 недели моего ударного труда выяснилось на собрании, что я недостаточно старательно продаю их великолепные  вещи, 18 кашемировых  пальто в день по цене 2 моих зарплаты, ее я представила на фото в галерее, плюс по 10 костюмов в клетку и полоску, по 3- 4" а ля кожа буйволов или крокодилов "ремешков.

Очевидно, как вы уже догадались, я возмутилась, и имея за плечами опыт работы в суде, учёбу в школе милиции, службу в органах. Возмутилась я аргументированно, толпа девочек, не таких подкованных и боявшихся потерять работу мечты, чтоб не вернуться на почту или в уборщицы, молчала.

Оксана, ну вы помните, сообщила, что директор и управляющая недовольны, и они вынуждены попрощаться со мной. Две недели бесплатной пахоты и пока, детка!

 Ведущий менеджер по продажам уже перешла на истеричные нотки в голосе, но речь не прерывала: я должна покинуть магазин и немедленно!  Управляющая магазина пыталась заглушить в зародыше начинающееся восстание трудящихся.

Время было позднее, уже под конец смены, неожиданно дверь стеклянная распахнулась и как в кино, в самый кульминационный момент зашел он. Я тогда подумала, что не хватило музыки, помните мелодию из " Крестный Отец", не дать ни взять Дон Карлеоне. Кожаное пальто, полы его  распахнулись, а там то ли смокинг, а может карнавальный костюм, массовка затихла. Белые  кожаные перчатки небрежно полетели на прилавок, иначе это сооружение с кассой тех времен на входе и не назовёшь. Вслед полетела шляпа, дааа, именно шляпа. Дон Карлеоне больше походил на Комиссара Каттани, а не на итальянского мафиози. Хорош, одним словом. Волнистые волосы назад, укладочка, серебряные пряди волос намекнули на жизненный опыт. Ботиночки лаковые заскрипели по паркету по направлению к Старшему Менеджеру.

Видели бы вы выражение ее лица. Лиса Алиса проиграла бы ей этот баттл. Она готова была присесть в реверансе в тот момент, голос ее обволакивал и манил в полной тишине. Мне очень жаль, но я забыла напрочь имя нашего достопочтенного хозяина - американца, буду называть его мистер Джон.
Так вот, мистер Джон, скупо поздоровался с Оксаной и Управляющей, и широкой белозубой голливудской улыбкой одарил нас. Живой иностранец, собственной персоной, и нам продавцам улыбается. Менталитет 90х, мы, честно были в шоке. Работодатели того времени свой персонал в лучшем случае не замечали.

Бизнесмен приехал сообщить нам, что скоро у нас начнутся обучающие семинары, слово для нас заковыристое, новомодное, но интригующее. Мы оживились. Ведь увольнение временно приостановили и появился шанс выдохнуть и занять новые позиции. Мистер Джон с упоением нам в двух словах рассказал о маркетинге, чему нас будут учить, и как это будет происходить. Раз в неделю специально обученный тренер- нынче коуч, будет преподавать нам все премудрости и тонкости эффективных продаж.

Продолжение следует...