Глава 7. Обучение в аспирантуре

Николай Омельяненко
           Во время учебы в университете я стал понимать, что одно из главнейших зол и пороков общества является преступность. Но её причины коренились не в правовой системе. Они были гораздо глубже, где- то в экономических отношениях, производственных отношениях, то есть в производстве, обмене, распределении .Чтобы понять и осознать  все это, надо заниматься экономической наукой или философией. Кстати, ещё в техникуме , где я учился, до меня  его закончил Сидорченко. Он во время учебы стал чемпионом города по боксу, а после окончания техникума поступил на философский факультет университета . Это я хорошо помнил и временами мечтал поступить на философский факультет . И вот после окончания университета я пытался поступить в аспирантуру Института философии Академии наук СССР ( г.Москва, ул. Волхонка ). Но меня там отговорили от этой идеи, сказав, что у них очень малый набор в аспирантуру и посоветовали обратиться в этом же здании этажом выше в аспирантуру Института экономики АН СССР. Я этим советом и воспользовался.

              Для поступления в заочную аспирантуру надо было кроме обычных документов ( паспорт, диплом и т д ) представить реферат по теме, которую собираешься разрабатывать в будущей диссертации. Я написал реферат об экономической роли государства, составил  три пакета документов и для гарантии отправил их в три адреса: Московский государственный институт международных отношений , Ленинградский госуниверситет и Институт экономики. Но реферат оказался неудачным и приглашения на вступительные экзамены мне никто не прислал.

          Через год я написал другой реферат, обратился за консультацией на кафедру политэкономии Архангельского государственного технического университета ( ныне Северный арктический федеральный  университет ). Мне дали ряд ценных замечаний ( спасибо огромное за это!), которые я учёл в окончательном варианте реферата. И снова послал три пакета документов в те же самые три адреса. И мне пришло три приглашения на вступительные экзамены. Я проявил постоянство и отправился сдавать экзамены в Институт экономики.

            Экзамены сдал успешно. Меня даже похвалили после сдачи экзамена по избранной специальности " политэкономия". Председатель комиссии заметил, что я после юридического факультета лучше знаю политэкономию, чем выпускники экономического факультета. В качестве научного руководителя мне назначили кандидата экономических наук  Анчишкина Ивана Александровича ( не путать с его сыном академиком Анчишкиным Александром Ивановичем ). Иван Александрович - подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны . Он работал старшим научным сотрудником в секторе общих проблем политэкономии социализма, возглавляемым известным учёным  Я.А. Кронродом. Иван Александрович предложил мне для исследования в кандидатской диссертации тему, связанную с глубинами экономики - ценообразованием. Такой выбор  он мотивировал тем, что,  взяв тему на стыке права и экономики ( об экономической роли государства ), я буду  постоянно витать в проблемах права и никогда не стану экономистом. Тема диссертации  позднее была сформулирована так:" Цена и проблемы спроса и предложения в социалистической экономике ( на примере морского транспорта)".

              Срок обучения в заочной аспирантуре составлял 4 года. В течение первого года предстояло подготовиться и сдать 3 экзамена кандидатского минимума ( по иностранному языку, философии и специальности, то есть, политэкономии .) В  последующее время необходимо было написать диссертацию и представить её на предварительную защиту. Диссертацию я писал по главам согласно имевшегося утверждённого плана. Главы по мере написания представлял научному руководителю, который  после ознакомления  с текстом давал мне замечания для исправления. Когда  в 1973 - 1974 г г к концу срока обучения диссертация моя была готова, наступили новые времена в жизни страны. Высшее руководство страны стало делать упор на прямое плановое регулирование экономики , умаляя роль закона стоимости , спроса и предложения и требований законов денежного обращения. Экономическая реформа 60- х годов  стала сворачиваться. Роль рыночных регуляторов экономики принижалась, а роль Госплана, Госснаба  и т д начала усиливаться.

             Я. А. Кронрод, активный сторонник развития рыночных отношений был снят с работы и подвергнут опале . И.А. Анчишкин  умер. Моим научным консультантом  для завершения работы по диссертации и её защиты назначен широко известный в то время д.э.н. профессор заведующий сектором ценообразования Института  экономики АН СССР Дерябин Анатолий Александрович. На предзащите я получил существенные замечания . С учётом новых веяний в теории экономики мне пришлось серьёзно перерабатывать свою диссертацию. На это ушло более года.

            Осенью 1977 года состоялась успешная защита диссертации в Институте экономики. Количество голосов "против" было минимальным. Немного было замечаний и в процессе защиты. Успех был обусловлен удачным выбором темы работы: тарифы морского транспорта. В то время наша страна обладала огромным торговым флотом , который работал и на внутренних перевозках в пределах границ государства  и в загранплавании. При этом внутренние тарифы были аналогичны обычным плановым оптовым ценам. В заграничных перевозках тарифы были фактически рыночными. Они формировались свободно на мировом фрахтовом рынке тоннажа. Со мной фактически  никто при защите на Ученом совете не  мог поспорить, да и специалисты подобного рода были редкостью. В теоретическом плане мой подход к проблеме ценообразования имел элементы самостоятельности. Согласно общепризнанной теории трудовой стоимости цену определяли общественно необходимые затраты труда на производство товара, именуемые стоимостью . В качестве таковой  выступали средние затраты, а данной отрасли Цена колебалась вокруг стоимости под влиянием спроса и предложения. Спрос и предложение, как правило, отражают соотношения производства и  потребления. Но иногда повышенный спрос отражает давление психологических факторов ( слухов, паники, рекламы и т п ).Суть моего подхода заключался в том, что предлагалось отличать спрос- предложение,  отражающие соотношение производства и потребления . Это - стоимостеобразующий фактор. А если уровень спроса испытывает психологическое воздействие, то это фактор, отклоняющий цену от стоимости. В целом в моей диссертации проводилась мысль о  важности учета товарно- денежных отношений и стоимостных категорий в плановой экономике. Об этом говорило само название диссертации: проблемы спроса и предложения. И это было не совсем обычно, ибо в тот время шла борьба с учеными-рыночниками, которая велась сторонниками жесткого планирования из Центра.

          После успешной защиты я перешёл из Северного морского пароходства в Архангельский заочный филиал Ленинградского высшего инженерно- морского училища им. адмирала С.О. Макарова ( ныне Государственный  университет  морского и речного флота ) на должность зам. директора по учебной работе. Одновременно вёл занятия по экономике морского транспорта и морскому праву.

          Кроме того по договору с головным  институтом морского транспорта страны Союзморниипроект вёл научно практическую работу по расчёту морских грузовых тарифов и сборов за услуги ледоколов в каботажных ( внутренних ) перевозках. Кроме того сектор А.А. Дерябина в Институте экономики являлся ведущей организацией в разработке теоретических основ ценообразования. При его участии ежегодно проводились Всесоюзные совещания по вопросам ценообразования .С 1982 года я активно участвовал в этих совещаниях, выступал с докладами, в прениях и т д ( в Алма-Ате,Суздале,Тбилиси, Ростове Великом, Минске и др.). По итогам совещаний регулярно издавались специальные сборники докладов и выступлений. В 1989 году я был приглашён на работу в Институт экологических проблем Севера Уральского отделения РАН ( г. Архангельск ) в качестве зав. лабораторией экономики, затем зав. Отделом комплексных исследований природопользования.