Глава 6. Моряки - в конторе, на судах плавсостав

Николай Омельяненко
          Работа в системе морского транспорта

         Пароходские чиновники, работавшие на берегу в конторе ( офисе ), называли моряков плавсоставом. Сами чиновники считались моряками. Они носили морскую форму со многими широкими нашивками, как говорилось, " до локтей." Работа в пароходстве была  очень престижной. Такое было время.

          Вообще, многие обществоведы подчеркивают, что Советский Союз прошёл несколько этапов в развитии государства и общества ,К 1936 году в нашей стране было построено советское социалистическое государство - государство диктатуры рабочих и крестьян с жесткой централизованной властью.

          В 60- е годы при Н. Хрущеве в научной литературе  утверждалось, что в стране создано общенародное государство, защищающее интересы подавляющего большинства граждан. В принятой в 1961 году Программе коммунистической партии намечалось, что к началу 80- х годов в стране будет, в основном, построен коммунизм. В середине 70- х пропагандисты и агитаторы утверждали, что   построен развитой социализм. На самом деле со второй половины 70- х  годов стали появляться  признаки замедления развития, а в 80- е годы, наступил застой, или как иногда говорят, период расцвета застоя.

            В реальной жизни с 60-х годов у советских людей стала постепенно и заметно улучшаться жизнь. До этого многие десятилетия была борьба за выживание . Для колхозников закончилось фактическое крепостное право. Они получили паспорта и могли выехать из деревни. Колхозники впервые получили государственное пенсионное обслуживание. В городах началось массовое  жилищное строительство ( панельные  многоквартирные дома, " хрущёвки" ). В них переселяли жильцов из бараков и коммунальных квартир. Начался массовый  выпуск холодильников, телевизоров, автомобилей и другой бытовой техники. Люди жили небогато, но , в большинстве своём в достатке. Была стабильность у людей , в стране и в экономике. Хорошие социальные гарантии. Уволить человека с работы было непросто. И кругом на проходных предприятий висели объявления  " требуются работники ". Легально богатых почти не было . Если были- это теневики, люди, работавшие на подпольных предприятиях, в цехах. Но они своё богатство, как правило, скрывали.
 
           Социальный состав населения хорошо иллюстрирует анекдот . Говорили, что в СССР существуют три класса. Бедные, у которых ничего своего нет. Квартира- государственная, мебель встроенная - государственная, дача, машина - тоже государственные. Середняки: имеют все тоже самое, но своё собственное. И кулаки- люди, у которых кроме кулаков  ничего нет своего.

        Кто тогда мог считаться  состоятельным, зажиточным ? Люди имевшие  просторные квартиры с роскошной мебелью и шикарными коврами ,хорошие дачи, дорогие машины "Волга" или тем более иномарки , дорогие украшения из золота с бриллиантами , модная и дорогая одежда и обувь. Такими были представители  советской элиты: крупные руководители  партийных, государственных учреждений , комсомольских, профсоюзных организаций, крупных комбинатов, заводов, фабрик, ректоры и директора научных и образовательных учреждений, профессорско- преподавательский состав со степенями и званиями , военачальники   и т п. Разбогатеть по-советски означало стать просто состоятельным человеком  ( иметь квартиру, машину и дачу ). Простому человеку, то  есть  рабочему, инженеру, учителю, врачу. бухгалтеру и т .п.  заиметь все это было непросто. Как ни работай, а более 120-150 рублей в месяц не заработаешь. Тогда доходы жестко регулировались . Например, за рацпредложение на заводе, дающее многотысячную экономию, давали премию 10-20 рублей. А за изобретение с Миллионной экономией - 2-3 месячных оклада. Собственником авторских прав считалось предприятие, а не работник. Ввиду отсутствия стимулов к более эффективному труду люди старались работать в полсилы, занимались в рабочее время личными делами и т. п .Поэтому, чтобы купить , например,  " Жигули"( тогда это был очень хороший и престижный автомобиль ) за 5000-6000 рублей , надо было ехать в загранкомандировку или на Север и т п или пойти работать в рыболовную отрасль ( рыбаки тралфлота,) в торговый флот и т п .п. Инженеры, учителя например, ездили   на месяц- полтора - на шабашки" - строить где- то вдали от дома коровники, школы , автодороги. При этом могли заработать 1000-1500 рублей за сезон. Требовалось 3-4 таких поездки, чтобы купить авто.

           Среди людей всегда много таких, кто хочет выделиться. Особенно  много их среди молодёжи и лиц среднего возраста. Сейчас, например, красят волосы в красный или фиолетовый цвет, полголовы сбривают, одевают кричащую ( рваную ) одежду или просто модно одеваются. Во времена застоя старались выделиться модной одеждой и обувью. Такой были только импортные изделия и обязательно с иностранным лейблом. Изделия советской промышленности носили только " колхозники" - совсем простые люди, которых была основная масса населения.

           Моряки и рыбаки при заходах в иностранные порты покупали модные изделия для себя и своих семей. Этим они выделялись из общей массы. В результате работа в пароходстве  или на рыболовных судах считалась очень престижной. Тем более во второй половине 70- х годов разрешили им приобретать за кордоном подержанные иномарки и ввозить на своих судах  в нашу страну. По этой причине работа в Северном морском. пароходстве считалась очень престижной и устроиться туда было не просто. По этому поводу есть анекдот. В пароходстве работают только " доры", "жоры," " лоры" и " суки". Это - дети ответственных работников , жены и любовницы, а также " случайно уцелевшие кадры инженеров".
 
        Я выбрал пароходство для того, чтобы имея свободное время после работы, закончить аспирантуру и написать диссертацию. Кроме того я очень любил с детства путешествовать. К тому времени объездил  нашу страну, посетил Болгарию, Венгрию и Югославию. Но зарубежные поездки были недешевые. Кстати, представители среднего класса у нас могли поехать в социалистическую страну. А вот в капиталистические страны могли ездить, в основном, только представители элиты.

        На мой выбор пароходства в качестве места работы, конечно, повлияла и престижность этого предприятия. Хотя по первой профессии я был электромехаником, принять меня на такую должность на флот было невозможно. Электромеханик на тяговой подстанции железной дороги  и судовой электромеханики отличаются как день и ночь - очень велика специфика и требуется морское образование. Но я вполне мог работать первым помощником капитана по политчасти ( помполитом), ибо юридическое образование было тогда отчасти и политическим . Плюс мой стаж практической работы, в том числе и рабочим и с людьми.

             Я обратился в партийный комитет Северного морского пароходства. Именно здесь занимались набором помполитов и руководили их работой. Но для приема на работу в таком качестве требуется непростая процедура, вызванная сложностью и ответственностью работы на судах дальнего плавания. Надо получить по месту работы характеристику- рекомендацию для работы на судах загранплавания. Ее рассматривает специальная комиссия при областном комитете КПСС и утверждает человека на работу в этой должности. Эта же комиссия открывает визы для работы всем морякам на судах дальнего плавания.

          Получить такую характеристику-рекомендацию для меня была непроста задача. В те времена в СССР существовало немного юридических институтов и факультетов. Поэтому везде в стране  ощущался  дефицит кадров юристов. Особенно на Севере. Вообще, юристов в нашей стране тогда не очень ценили. У них был невысокий общественный статус и небольшая зарплата. Всем в стране  тогда руководила компартия. В партийные руководящие органы  брали на работу чаще инженеров. Но такие руководители недолюбливали юристов. Так как последние часто могли говорить;  это нельзя делать, это запрещено законом и тд. А партийным боссам не нравилось  слово "нельзя". Без юристов им было проще работать и руководить.

             В связи с этим  работнику прокуратуры и других правоохранительных органов тогда было непросто уволиться с работы по личному желанию Все они ,как правило, являлись коммунистами и обязательно становились на партийный. учёт  по месту работы. Чтобы уволиться, надо было сняться с партийного учета. А партийные комитеты не хотели терять работника  и с учета не снимали.
 
              Были конкретные случаи увольнения из прокуратуры со скандалом. Например, семья хотела уехать с Севера. Жена, скажем,  беспартийна, увольнялась без проблем и уезжала в другой регион. Через 2-3 месяца муж пытался уволиться, чтобы уехать к жене и сохранить семью..Его с неохотой снимали с партийного учета, и при этом обязательно объявляли выговор с занесением в  учетную партийную карточку. Это взыскание расценивалось, можно сказать, хуже судимости- сохранялось на всю жизнь и всегда принималось в расчёт .

               Мне очень повезло. Во- первых, я уже два года учился в заочной аспирантуре по специальности " политэкономия" . Ясно было, что я связывал своё будущее с экономической наукой,  а не юриспруденцией. Во - вторых, прокурором  области был Аринин В. И., очень грамотный, мудрый профессионал и хороший человек. Позднее его назначили прокурором одной из Среднеазиатских республик. Благодаря его позиции мне дали нужную характеристику- рекомендацию..Несколько месяцев пришлось ждать утверждения в должности областным комитетом компартии .Около полугода стажировался в парткоме пароходства и поработал первым помощником капитана на внутренних линиях .Потом уже стал работать на судах загранплавания.
            Функции первого помощника капитана вытекали из самого названия.
  должности. Он помогал капитану поддерживать на судне дисциплину и порядок, формировать здоровый микроклимат и хорошие взаимоотношения в экипаже, руководить работой общественных организаций, партийной и профсоюзной и др. Помполит обязан был  организовывать спортивные встречи  экипажа судна  с командами других судов и портовых работников, проводить экскурсии и культпоходы в  музеи и города в тех местах, где стояло наше судно и т. д. Кроме того на советских судах существовал очень жесткий порядок увольнения на берег во время стоянок в зарубежных портах .Увольнение допускалось только в дневное время и группами по три человека во главе в представителем командного состава. При этом производилась запись в специальном журнале с выдачей паспорта моряка под роспись. При возвращении на судно паспорта сдавались обратно на хранение. Всеми этими вопросами и занимался первый помощник капитана.

             В Северном морском пароходстве в те годы имелось около 150 судов , универсальных сухогрузов, грузоподъёмностью зачастую   3-6 тысяч тонн. На них перевозились лес и навалочные грузы. Экипаж составлял примерно 30-35 человек. Суда  возили в летнюю навигацию обычно лесоматериалы ( доски ) и лес- кругляк. Зимой уходили в более тёплые регионы: на Балтику, Средиземное море и т д. Обратно возили в нашу страну  зерно, сахар и др грузы. Нередко зимой суда уходили в тайм- чартер, то есть долгосрочную аренду до 6-7 месяцев без захода в советский порт.

           Более всего мне запомнились суда , на которых я работал: пароход "Могилев", теплоходы  "Индига","Капитан Абакумов", "Руза".Это суда усиленного ледового класса для перевозки сухогрузов . Грузоподъёмность их от 3 до 6 тыс тонн. Последним был теплоход " Капитан Бурмакин" грузоподъёмностью около 10 тыс тонн.

            Переход из Архангельска в Англию занимал 5-6 суток, в Италию и Северную Африку  8-10 суток, а на Кубу 3 недели. Работа экипажа строилась по четкому графику. Несение вахты 4 часа через 8 часов . Например, с 8 утра до 12 часов, потом с 20 до 24 часов. Питание было 4- х разовое. Чай с бутербродами в 8 утра ( вахта с 7.45 и с 8-15 соответственно ).Полдник  в 16 и ужин в 20 часов.

            Команда ( матросы, мотористы  и др ) питались в столовой, а командный состав - в кают- компании. В столовой стояли обычные столы, а в кают- компании один длинный стол. С одного торца, обычно от входа направо.,- кресло капитана. С другого- кресло старшего помощника капитана ( старпома). Все входящие говорили , обращаясь к капитану" прошу разрешения".Капитан отвечал: "Пожалуйста". Затем вошедший говорил присутствующим " Добрый день ( вечер) ", " Приятного  аппетита " и садился на своё место.

             Перед этим буфетчица ходила по судну, стучалась в каждую каюту командного состава и приглашала к столу Она же накрывала стол и ставила каждому командиру тарелки с пищей..В столовой стол накрывала дневальная. Пищу готовили ( на кухне, камбузе )повар и пекарь,и она подавалась всегда " с пылу, жару". В море во врем качки столы накрывали  мокрой скатертью, чтобы посуда не двигалась по столу. К тому же столы по краям имели бордюрчики, то есть ограждения  и останавливали посуду , если она сдвигалась к краю стола от качки в море Если груз был тяжёлый, например, металл и море штормило, качка была стремительной и сильной В таких случаях выдавался сухой паёк.

            Работа первого помощника капитана ( помполита ) делилась на две части: в море и вовремя стоянок в порту. В море помполит занимался работой общественных организаций - партийной, профсоюзной и комсомольской . Надо было помочь в проведении соответствующих собраний, оформлении их протоколов и отчетов о работе .Надо было также регулярно проводить занятия в системе политпросвещения и подводить итоги соревнования  Во время морских переходов приходилось разбираться с различными конфликтами, нарушениями трудовой дисциплины. В зависимости от порта назначения строились и предварительные планы на работу во время стоянки. Это могли  быть , скажем, встречи по футболу судовой команды с командой порта, экскурсия в город или в музей, поездка в более далекий город и т д. Например, из Неаполя ездили в древнеримский город Помпеи. Он был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувий около 2000 лет тому назад. Его сравнительно недавно раскопали  и миру открылся древнейший в мире город, хорошо сохранившийся. Сохранились даже цветные фрески на стенах внутри домов. Из порта Руан ездили за 200 км в столицу Франции Париж. Посетили знаменитый музей Лувр. Из итальянского порта Чивитавекия ездили дважды на электричке в Рим, посетив в том числе музеи Ватикана.

     О строгом порядке увольнения моряков на берег во время стоянки в зарубежных портах уже говорилось. Это была важная и ответственная работа. Наши руководители боялись провокаций в отношении советских моряков за рубежом . Боялись , чтобы кто- то из них не остался за кордоном, попросив там политического убежища.

         Кроме всего прочего была у первого помощника обязанность работать с   иностранными гостями, желавшими посмотреть, как живут и работают наши моряки. Первый помощник встречал гостей, проводил экскурсию по суду, угощал их чаем и кофе. На прощание дарил им литературу о Советском Союзе.

         Во время одной из таких встреч я познакомился с немецкой семьей из порта Эмден, побратима Архангельска. Хозяина звали Фриц. Он работал токарем на судоверфи, а жена - Луиза, работала продавцом в супермаркете. Фриц был на фронте, служил авиационным техником. Он попал в плен и участвовал в восстановлении разрушенного Киева. Мы стали дружить семьями. Изредка переписывались. Потом мне сказали в парткоме, что первый помощник имеет доступ к секретным материалам и ему не следует  тесно общаться с иностранцами.

           После увольнения с пароходства мне разрешалось переписываться  с иностранцами и общаться с ними. Фриц и Луиза приезжали в нам в Архангельск. Я с семьёй неоднократно ездил к ним в гости. Они очень хорошо нас встречали и провожали. Взаимные поездки хранятся в нашей памяти.

           Во время работы на судах я заочно закончил аспирантуру, написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию. Смог также хорошо овладеть немецким и английским языками. Эти знания я использовал в своей работе.

              Тема диссертации была связана с морской тематикой, то есть с морскими тарифами на грузовые перевозки. После  защиты диссертации я перешёл  на преподавательскую и научную работу в морское учебное заведение.