Глава 5. Работа в прокуратуре

Николай Омельяненко
             Государственной комиссией по распределению я был направлен в распоряжение Архангельской областной прокуратуры. Прибыл в Архангельск 28 октября 1966 года на преддипломную практику. Здесь меня  в первые же дни  назначили на штатную должность стажёра в Соломбальскую районную прокуратуру с окладом 90 рублей в месяц. Это был один из крупных промышленных районов города, старинный центр судостроения, заложенный ещё при Петре 1. Говорят, что по случаю спуска первых судов на этой верфи был устроен " бал на соломе". Отсюда якобы и произошло название района Соломбальский. Население района составляло около 100 тысяч человек.

          После окончания преддипломной практики меня оставили работать в том же районе, но назначили помощником районного прокурора. Я был очень рад что остался работать в областном центре. Мне пришлось перевестись на заочное отделение университета. Совмещая  работу с учебой я написал дипломную работу по теме "Роль следователя в предупреждении правонарушений".

          В начале мая 1977 года я приехал в Воронеж для завершения учебы в университете. Сначала сдал все текущие зачеты и экзамены Затем в нашей группе началась защита дипломных работ. Председателем Государственной экзаменационной комиссии был профессор из одного из ВУЗов Средней Азии. Студенты публично  по очереди защищали свои работы. Остальные члены группы присутствовали при этом. В конце защиты желающие из присутствующих могли задать вопросы или выступить в поддержку или с критикой дипломанта. Накануне своей защиты я не удержался и вступил в спор. Речь шла об абсолютной истине в уголовном процессе . Я высказался в защиту дипломанта, то есть выступил против члена комиссии, не согласившегося со студентом.

            А завтра мне предстояло защищать  свою дипломную работу. Я был отличником и надеялся защитить работу на " отлично", получить диплом с отличием, то есть красный диплом. Не тут то было. Мне припомнили моё вчерашнее  выступление и с трудом поставили "удовлетворительно".  Председатель комиссии, как мне потом стало известно, настаивал, чтобы мне поставили двойку. В Советском Союзе не любили, да и сейчас не очень любят, когда кто- то выступает против начальства . Я был очень и очень расстроен, подавлен от такой несправедливости. Дело в том, что я мечтал поступать после окончания университета в аспирантуру. И не куда- нибудь, а в Институт философии Академии наук СССР ( г. Москва ). Меня успокоила молодая преподавательница. Она сказала, что после  окончания университета её Приложение  к диплому с оценками никто ни  разу не смотрел. Но в Архангельск я уехал очень расстроенным.

                В прокуратуре я работал почти 5 лет. Около полугода был стажером следователя прокуратуры в Соломбальском районе города Архангельск. Под руководством старших товарищей вёл расследование уголовных дел. Помню дело  о крупной недостаче в государственной торговле ( в продовольственном магазине) . Продавцы иногда брали деньги из кассы и присваивали их, тратили на собственные нужды. Или систематически брали товары из магазина, но деньги не платили. Или создавали излишки продуктов за счёт усушки, утруски и т д , а затем присваивали их. Излишки же следовало оприходовать . Если присвоение денег или товаров не доказано, а есть только недостача товарно- денежных ценностей, то будет только халатность.  В этом и была вся сложность. Но дело это пришлось прекратить, так как хищение не усматривалось.

              Запомнилось и дело о покушении на убийство. Муж  П. в нетрезвом виде из ревности ударил свою жену топором по голове, но толстая тёплая шапка на голове и копна волос спасли женщину от смерти. Мужчина осуждён на 8 лет лишения свободы .

                Но самым сложным оказалось дело о драке в медицинском вытрезвителе. Тогда были такие государственные учреждения в системе МВД. Сейчас нечто подобное начали восстанавливать и в Российской Федерации. Сложность дела заключалась в том, что все участники происшествия были нетрезвые. Помещенные в вытрезвитель клиенты были, естественно, нетрезвые. Из- за этого их и водворили туда. Но у некоторых задержанных было при себе спиртное. Его милиционеры отбирали и сами распивали . Возникший спор перерос в конфликт, а затем - в обоюдную драку. Разобрали даже кровать и били друг друга спинкой кровати. С санкции прокурора ( тогда такой был порядок)  я арестовал одного милиционера, закончил расследование и после утверждения прокурором обвинительного заключено  дело  было направлено в суд. При рассмотрении уголовного дела по существу суд признал не виновным милиционера, и освободил его из- под стражи. При этом суд ( председательствующим был либеральный судья Л )сослался на то, что  все участники  были нетрезвые и в деле нет нормальных и не заинтересованных  свидетелей. Оправдание и тем более  оправдание ранее арестованного считалось большим браком в работе следователя. Но я и сейчас считаю, что виноваты больше милиционеры. Они находились на службе, отбирали спиртное у клиентов и пили его. А сотрудники правоохранительных органов должны строго соблюдать законы и инструкции и быть выдержанными в обращении с таким контингентом граждан.

           Во время стажировки меня привлекали на дежурства, вызывали  по ночам и на праздники на место происшествия ( убийство, самоубийство и  другие серьёзные происшествия). Я сменил в своей жизни несколько профессий. Но, пожалуй, работа следователя была самой захватывающей. Я забывал об обеде, допоздна засиживался на работе. При этом возникал какой-то азарт, сильная увлеченность  а порой и непредсказуемость. Детективные истории в кино ведь не всегда выдуманы. Многое взято из реальной  жизни. И очень много книг, кинофильмов создано на основе действительных событий.
 
             Особо сложной является работа следователя в сельских районах . Например, в Архангельской области есть районы, где от населенного пункта до райцентра 100-150 и больше километров. Транспортное сообщение неудовлетворительное, многие дороги грунтовые, которые раскисают в распутицу и т д. А ведь  надо вовремя прибыть на место происшествия, осмотреть его и  зафиксировать следы преступления , найти свидетелей и допросить их. Кроме того у следователя в производстве не  одно дело, а множество. Бывает их количество определяется десятками. И во всех случаях решаются судьбы людей, существуют жесткие сроки и правила расследования . Работают  контролирующие и надзорные органы , поступают заявления и ходатайства потерпевших и т д.

            Примерно через полгода, то есть после окончания стажировки меня назначили на должность помощника прокурора района. Оклад 115 рублей. В обязанности входило: проверка предприятий и организаций ( соблюдение трудового законодательства и охраны труда, правильность приема -  увольнения, наказания, взыскания ущерба, перевода  на другую работу ( так называемый общий надзор за соблюдением законности ). Надо было также участвовать в рассмотрении в  судах уголовных и гражданских дел . При этом приходилось выступать в качестве государственного обвинителя по уголовным  делам или давать заключения в гражданских процессах. Мною также проводилась проверка различных заявлений и жалоб граждан. Участвовал в приеме граждан по различным вопросам . Приходилось также выступать в коллективах предприятий с беседами о соблюдении законности.

           В нашем районе находилась исправительно- трудовая колония  номер 7. Она располагалась на одном из островов реки Северная Двина. Туда приходилось ездить на катере. Целью поездки  были проверка жалоб и заявлений заключённых, плановые проверки и регулярный приём заключённых, участие в выездных заседаниях суда по условно- досрочному освобождению . Помню, здесь произошёл необыкновенный случай . Солдат, охранявший заключённых во время их работы в лесу, по неосторожности в одежде и с автоматом упал в воду. Заключённые не разбежались . Наоборот, они спасли его, вытащив  из воды, а затем достали автомат и вернули его солдату.

          В районной прокуратуре я работал добросовестно и с большим старанием. Это заметило начальство и в 1969 году  после трёх лет работы меня повысили по службе: перевели в Архангельскую областную прокуратуру в качестве прокурора отдела общего надзора . Отдел состоял из нескольких  прокуроров и начальника . Здесь я занимался  теми же вопросами, что и в районе . Но участвовать в рассмотрении уголовных дел приходилось только иногда в виде исключения как помощь коллегам из другого отдела. Таким было большое дело о массовых и крупных хищениях в торговле города Новодвинск. Оно рассматривалось в  открытом выездном заседании суда - в Доме культуры  города в течение месяца.

         Имели место и командировки в районы области. Вообще работа здесь была более сложной и ответственной. Требовалось очень внимательно делать проверки, тщательно изучать первичные материалы , хорошо знать законы и подзаконные акты, уметь их применять .Особо ответственным было написание проектов заключений и ответов по проверкам. Ответы организациям и гражданам  редактировали, а потом подписывали руководящие работники облпрокуратуры. Проверка должна быть всесторонней и тщательной, а ответ заявителю следовало составить обоснованный и понятный. В противном случае  он будет недоволен и продолжит писать заявления в другие органы и инстанции.

           Когда я только приехал в Архангельск на преддипломную практику, меня поселили в общежитие местного судоремонтного завода "Красная Кузница". Жили мы вдвоём с инженером этого завода Виктором. К нему иногда заходил в гости моряк из Северного морского пароходства. Моряк увлекательно рассказывал о работе на флоте, рейсах в разные страны и своих впечатлениях . Мне было это очень интересно, так как я с детства любил путешествовать. К тому времени я уже дважды ездил за границу по путевкам: в Болгарию, Венгрию и Югославию. В конце концов этот моряк постепенно убедил меня, что я буду востребован на флоте как политработник и  зародил в моей душе мечту поработать на судах, посмотреть мир и т д.

            В 1969 году  я поступил  в аспирантуру на заочное отделение Института экономики Академии наук СССР. Хотя я мечтал поступать в Институт философии той же академии. Сначала я зашёл в Институт философии. Здесь во время беседы мне объяснили, что в этот институт берут совсем немного аспирантов, многие из которых идут по целевому набору ( вне конкурса ). А в этом же здании на следующем этаже расположен Институт экономики. В нем ведутся большие наборы аспирантов, посоветовали туда обратиться. Что я и сделал.

               С тех пор рабочий день у меня складывался следующим образом. С 9 часов утра до 17 часов 15 минут я работал в прокуратуре с бумагами и документами. Затем, перекусивши в столовой, шёл в библиотеку и занимался там с книгами и журналами по линии аспирантуры, то есть снова с бумагами . Библиотека работала до 22 часов.  В 21 час 30 минут я уходил домой. Пока доедешь на автобусе домой, поужинаешь, уже и полночь . Утром снова на работу. И так каждый день.

            Я стал постепенно понимать, что в таком режиме мне написать и защитить диссертацию не удастся. Задумывался о переходе  на другую работу. Например, преподавателем в ВУЗ. Зарплата у начинающего преподавателя 90 рублей. В районной прокуратуре я получал 115 рублей, а в областной -130 рублей. Я уже женился и мы ждали ребёнка. Жена Галина- студентка 2 курса мединститута. Учиться ей  предстояло еще 6-7 лет. По рассказам упомянутого бывалого моряка я мог бы работать на флоте в качестве первого помощника капитана по политчасти ( помполитом). И я решил попытать счастья на флоте.

            Я обратился в партком компартии Северного морского пароходства . Именно он подбирал работу помполитов и руководил их  деятельностью. Мне ответили, что такие  работники им нужны, но существует определённа процедура приема. Требовалось членство в  компартии, безупречная работа, примерный образ жизни и характеристика-рекомендация с места работы. В конечном итоге кандидатура на должность первого помощника капитана на судах дальнего плавания утверждалась специальной комиссией обкома КПСС. Мне предстояло пройти эти ступени. Главной проблемой оставалась рекомендация с места работы, то есть с облпрокуратуры. А с такой работы увольняли с неохотой, да ещё требовалась и рекомендация в другое место.

             Мне повезло, что руководителем Архангельской областной прокуратуры был Аринин Виктор Иванович. Это юрист высочайшего класса, опытный руководитель и мудрый, гуманный человек. Он  прозорливо понимал, что я уже третий год учусь в аспирантуре по специальности " политэкономия" в академическом институте экономики и от юриспруденции я серьёзно  уже отошёл. И он распорядился составить для меня положительную характеристику- рекомендацию на партийно- политическую работу и подписал её. Кстати, партийно- политическая работа тогда считалась более важной и самой престижной.

          Для меня работа в прокуратуре стала очень серьёзной и великой школой жизни. Она сделала из меня  классного специалиста ( при увольнении я имел классный чин " юрист 2 класса") и человека, хорошо понимающего жизнь других людей и сочувствующего им. В моей работе стали частыми случаи, когда я, выступая в качестве государственного обвинителя, просил суд назначить наказание подсудимому, скажем, в виде 2 лет лишения свободы, а суд назначал 3 или  4 года. Адвокат, выходя из зала суда жал мне руку и говорил" Спасибо за объективность и справедливость!" Но для прокурора такой подход  не очень  похвальный . Короче, это плохой прокурор. Но я хочу сказать, что с юности я любил не как должно быть по правилам, по закону, а  как надо по справедливости, по правде. И ещё в техникуме я стремился доказывать эту справедливость в жарких спорах. А мой лучший друг Володя Несмиян  тогда говаривал обо мне " Колька Омельян ( моя кличка в кругу друзей )  очень любит спорить"

         Можно сказать, что из-за жгучего стремления к справедливости я и пошёл в свое время в юристы. Хотя там её не нашёл , ибо до сих пор наша законодательная и правоприменительной практика несёт отпечаток обвинительно-подозрительного уклона. И в советское время и сейчас оправдательных приговоров у судов 0,5-1%, тогда как в Российской империи   их было и 20 и более процентов . Высокий процент оправдания наблюдается и в современных зарубежных странах. У нас же в судах трудно получить оправдание. Если уж попал туда, ты на 99% всегда виноват.