Rive Gauche. Rive Droite

Алина Боргезе
В свое время, работая над серией черновиков для книги “Праздник, который всегда с тобой”, Хемингуэй очень четко разделил Париж на берега не только согласно номерам arrondisment ’ов, но и - по социально-культурным элементам, присущим жителям того или иного берега.

Так, Париж условно стал “правым” и “левым”, не только по отношению к Сене, но и по отношению к власти и образованию; делению людей на основе их интересов и ценностей.

Левый берег.

Легкие нотки декаденства и раскрепощение морали. Эстетизм и богемный образ жизни.
Жители левого берега La ville lumiere - воплощение артистизма и творческая элита города, как в 19 столетии, так и сейчас.  Издавна эти артисты и художники, писатели и поэты, а сегодня и - аристократы- либералы и новоиспеченные богачи из модных галерей искусства - самые настоящие парижские гедонисты, практически “живущие” на террасах многочисленных кафе Сан-Жермен. Разница лишь в том, что раньше жители Rive Gauche не имели ни гроша за душой, а сегодня - это пристанище тех, кто готов платить за скрипучий деревянный паркет, камин и ажурный балкон лишние сотни евро.

Их настроение - революция на грани с романтизмом. Иногда они будто современные революционеры: жарко спорят, яро не согласны с непрогрессивными на их взгляд мыслями; а еще, они либеральны - настолько , что у многих это и правда может граничить с той самой анархией, но это случается редко. Очень свободные во всем: от мыслей об экономической реформе до выбора спутника жизни. Борцы за природу и экологию, открыто выступают против «живодерства» буржуев. Образование и духовные ценности для них - незыблемы, как толерантность и терпимость. Именно они будут бороться за права женщин и ЛГБТ.
Снаружи они непробиваемые бунтари, а внутри - ранимые поэты жизни и ее красоты.

Томные любовники и жаркие оппоненты, жители Левого Берега немного растерянные и неторопливые, они чаруют своей загадочностью и утонченностью. В душе  они часто грустные и меланхоличные. Им чужды мирская “суета сует” и гонка за материальными благами цивилизации, за исключением фарфора из Astier de Villatte. Они могут спокойно довольствоваться малым, но - непременно лучшим и самым качественным, и обязательно - с историей и душой, они для них - главные ценности и ориентиры по жизни, помимо гедонизма и постижения art de vivre.


Правый берег.

Rive Droite с его Большим и Малым дворцом, роскошной Авеню Монтень и Пале Гарнье - явление совсем иное, куда более “помпезное”, капиталистическое и светско - гламурное. Как и его жители.

На правом берегу вы точно встретите дам с молочного цвета Kelly, которые на rendez-vous пойдут в элегантный бар Ritz или в ресторан с 3 звездами. За бокалом они обсудят повышение на работе мужа-посла или покупку земли в Шампани.

Веками жители Правого Берега - те, кому родители даровали изящную приставку «Де» в фамилии и «блаженное» династическое бремя в виде брака, веры в бога и тройного имени для ребенка, как того желали католики. Тут никакого “пакса” и регистрации в мэрии, только церковь и только крещеные дети, рожденные в браке. Духовные, веками заложенные ценности и старый уклад жизни католической Франции.

Жители Rive Droite имеют благородные корни или рождаются в семьях интеллигенции и «сильных» мира сего, им пристало жить по определенным, годами выверенным канонам и следовать этикету. Новое - это не всегда забытое старое; либерализм и стремление к свободе - не их панацея.
К слову, также и их политические взгляды очень “правые”: да здравствует самообогащение, аристократия и даже - сословия.

Конечно, у них в руках явный carte blanche: если житель левого берега должен пройти тернистый путь и всего добиться сам, многие жители правого уже рождаются с неограниченными возможностями, и благополучие им предначертали ещё звёзды. Если повезет особенно - то и несметное наследство достанется, и Моне на стене квартиры во 2 округе.

Но и у них есть свои причины для горя и тоски: упущенные бизнес- возможности, проигранный аукцион антиквариата или брак детей с “неподходящим” им по статусу партнером.

Жители правого берега тоже бывают упрямы и категоричны, но, по-своему: они уверены, например, в том, что охота - это благородный вид спорта, а не праздное убийство животных, и в том что женщины первый шаг не делают. Их жизнь часто похожа на сценарий идеальной пьесы.

В отличие от жителей левого берега, они не так просты и прямолинейны: жители правого любят интриги и завуалированную правду, которая щекочет воображение. Им нравится играть в игры с людьми, а не просто поступать по совести и чести, при этом - оставаясь всегда comme il faut.



Но, даже Хэмингуэй признавал, что такие разные Правый и Левый берег, иногда пребывающие в мятежном настроении друг против друга, все-таки имели много общего: и радостей, и бед, и причин любить этот город, объединявший их.
Ведь, как ни крути, Париж - это самый настоящий “Праздник, который всегда с тобой”, неважно кто ты, житель Правого или Левого берега.