Двойник Наполеона

Алексеев Игорь Владимирович
Иногда из-за фантастического внешнего сходства на роли великих людей в кино пробуются непрофессиональные актёры. Один из таких случаев произошёл с полковником милиции в отставке Геннадием Томиным.
Геннадий Иванович родился 3 апреля 1933 года. Москвич, но «саратовско-тульского разлива», как иронизирует он. Отец Томина приехал в столицу из села Свинуха Саратовской губернии, мать — из села Нарышкино Тульской губернии. Геннадий рос активным ребёнком, увлекался спортом, художественной самодеятельностью. После школы окончил в МВТУ имени Баумана. Некоторое время работал инженером, но затем был выдвинут по комсомольской линии. Позже райком партии рекомендовал его на службу в органы внутренних дел. Сначала он работал в паспортно-визовой службе, а затем — во вневедомственной охране. После ухода на пенсию, связь с ведомством не порвал, возглавив ветеранскую организацию.
Вот вкратце жизненный путь нашего героя. Но есть в нём особо примечательная страница, которая могла стать поворотной в судьбе Геннадия Ивановича. И не стала таковой лишь по случайности. Вот, как вспоминает об этом сам ветеран.
«Шёл 1958 год. Разгар лета. Учёба в институте заканчивалась. Курс готовился к выезду в военные лагеря. Прибыли в район города Бреста, в танковую дивизию, недалеко от Брестской крепости. Разместились в старых казармах, в которых успели пожить солдаты Российской Империи, красноармейцы, немецкие солдаты и, наконец, вместе с советскими солдатами студенты МВТУ имени Баумана. Днём, как и положено, изучение танковой техники, оружия, строевая, кроссы, а вечером наша студенческая самодеятельность выступала перед личным составом. Однажды в клубе показывали иностранный фильм, в котором были исторические военные сражения. Как назывался фильм, я не помню, более того я его не смотрел, но когда мои сокурсники вернулись после сеанса в казарму, то сказали, что видели меня в кино. Главный герой фильма в красивом военном облачении с эполетами, был как две капли воды похож на меня. Речь шла о Наполеоне».
Впрочем, Геннадия не особо впечатлило признание товарищей. Мало ли кто на кого похож. Он очень быстро забыл об этом случае. Однако, в 1961 году Наполеон вновь появился в его биографии.
«Мой тесть, народный артист РСФСР Александр Павлович Шатов служил в драматическом театре им А.С. Пушкина и к тому времени в театральном мире был достаточно известным актёром, — вспоминает Геннадий Иванович. — В кино он снимался редко. Наиболее известные его работы в фильмах «Гобсек» (Дервиль), «Ленин в 1918 году» (Константинов — один из руководителей заговора эсеров), «Глинка» (Бенкендорф), «Убийство на улице Данте» (Следователь), «Тихий Дон» (Генерал Листницкий), «Золотой эшелон» (Колчак) и ряд других. Беседы с тестем всегда были мне интересны и познавательны».
Они жили тогда на Беговой улице в двухэтажном доме засыпного типа, построенного немецкими военнопленными. Жилищем им служила маленькая двухкомнатная квартира без особых удобств.
«Как-то вечером сидели мы с тестем дома и мирно беседовали. Александр Павлович внимательно наблюдал за мной и вдруг неожиданно произнес: “На Мосфильме готовятся съёмки «Войны и мира». Снимает Сергей Фёдорович Бондарчук. Ты очень похож на Наполеона. Я лично себе именно таким его представляю. Я бы на твоём месте попробовался”».
По признанию Томина, слова тестя для него были неожиданны, но приятны. Хотя он понимал, что, имея за плечами всего лишь опыт театральной самодеятельности, бросаться в неизвестность опасно. Да и ответственность перед семьёй — женой и маленькой дочкой — связывала по рукам и ногам.
«К сожалению, в том же году тесть умер. Я тогда как раз перешёл работать инструктором отдела рабочей молодёжи в Московский горком комсомола. Горком размещался в красивом здании в Колпачном переулке. Инструкторы нашего отдела часто встречались с секретарями комсомольских комитетов крупных заводов, институтов, министерств, творческих организаций. Как-то у меня состоялась встреча с секретарём комитета комсомола студии Мосфильм. В конце беседы я рассказал ему о разговоре с моим тестем, который увидел во мне известного персонажа. Он тоже внимательно на меня посмотрел, а потом попросил мою фотографию».
У Томина как раз с собой оказалась фотокарточка для документов, которая благополучно перекочевала к его новому знакомому. А через несколько дней Геннадию позвонили и попросили подъехать на киностудию. Он прибыл к назначенному времени, получил пропуск. Ему объяснили, как найти павильон с дирекцией фильма «Война и мир».
«Меня встретил помощник режиссёра, — вспоминает Геннадий Иванович. — После короткой беседы, он предложил мне посмотреть альбомы, в которых были собраны репродукции с изображением Наполеона. Все портреты были разные, непохожие друг на друга».
Томина спросили, знает ли он французский, на что он честно ответил, что не знает.
Когда Геннадия повели по коридорам студии, он нос к носу столкнулся с долговязым парнишкой, в котором узнал Никиту Михалкова, успевшего прославиться благодаря фильму «Я шагаю по Москве». Никита к тому времени уже был утверждён на роль в «Войне и мире».
«Наконец, подошли к двери гримёрной. Сам гримёр сидел в коридоре на диване. “Вот, привёл тебе Наполеона”, — сказал ему мой сопровождающий.  “Вижу”, — ответил гримёр».
Геннадия усадили в кресло. Поскольку к тому времени у него уже начала проявляться небольшая лысина, на макушку приклеили волосяную накладку. Наложили грим. Затем Томин перешёл в костюмерную, где ему подобрали военную форму с эполетами.
Закончив свою часть работы, гримёр передал подопечного фотографу. Тот сделал несколько снимков. Затем «Наполеону» дали текст с французскими словами в русской транскрипции с пожеланием непременно выучить его к пробам. «Страшного ничего нет, — сказали ему. — Вам не придётся много говорить. Императора играет свита».
С тем он и ушёл. А затем наступило молчание. Ни звонков, ни приглашений. Впрочем, особых переживаний Томин не испытывал. «Значит, не судьба», — думал он.
«Как-то я оказался недалеко от Краснохолмского моста, — вспоминает Геннадий Иванович. — Там шла съёмка одного из эпизодов «Войны и мира». Была возведена бревенчатая изба, которой уготовили участь быть сожжённой в пожаре. На этом месте в 1960 году стояло одноэтажное здание барачного типа, где после окончания института я работал в должности монтажного мастера с окладом в сто рублей. Это было Управление по монтажу холодильных и специальных установок. Так вот именно на это место я, почему-то приехал. Зевак вокруг военной палатки собралось много. Стояли наготове пожарные машины. Я пробрался к границе оцепления и увидел того самого помощника режиссёра, который беседовал со мной на Мосфильме. Такой случай грех было упускать. Я сложил на груди руки и стал ждать поклёвки. Сработала она сразу. Через несколько мгновений помощник вошёл в палатку и вскоре вышел вместе с Бондарчуком. Они смотрели на меня, а я смотрел на них. Потом я улыбнулся и пошёл по делам».
Фильм вышел на экраны в 1966 году. Наполеона в нём сыграл замечательный ленинградский актёр Владислав Стржельчик. Сколько раз пересматривал этот фильм Геннадий Томин, одному богу известно.
Впрочем, история на этом не закончилась. Где-то в середине 1970-х на одной партийной конференции, проходившей в Филях, во Дворце культуры завода им. Хруничева, Геннадий Иванович оказался рядом с двумя известными военачальниками. Это были маршал Советского Союза Виктор Георгиевич Куликов и генерал армии Алексей Алексеевич Епишев, более 20 лет возглавлявший Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота. Оба —Герои Советского Союза. Они были делегатами конференции, а Томин, к тому времени, работал секретарём Киевского райкома партии.
«Оба поглядывали в мою сторону и о чём-то переговаривались. Я примерно догадывался, о чём они могли говорить. Подошёл к ним, поздоровался, и поинтересовался, почему они так внимательно на меня смотрят? Они улыбнулись и ответили: “Вы нам напоминаете одного военачальника”. “Кого? Наполеона?” — спросил я. “Да”, — весело ответили они. И я им рассказал историю о своих незавершившихся пробах».
Но и это ещё не конец истории. В 1982 году Томин работал начальником УВИР ГУВД Мосгорисполкома, здание которого располагалось по тому же Колпачному переулку.
«Однажды я был приглашён на приём в Посольство Чехословакии. Среди прочих на этом мероприятии присутствовал и Сергей Бондарчук. Я решился подойти к Мастеру. Представившись, я рассказал ему свою историю. Сергей Фёдорович очень внимательно посмотрел на меня, а потом, улыбнувшись, сказал: “Похож. Очень похож”. Я извинился, что отвлёк его от общения с гостями и с лёгким сердцем поехал домой».
О том, что не сыграл роль Наполеона, Геннадий Иванович никогда не жалел.
«Говорят, для того, чтобы петь в Большом театре нужно только «нахальство», а если ещё есть голос, то это только к лучшему. — любит повторять он. — Нахальства у меня не было, да и актёрских способностей тоже. Единственное, что осталось — это фотография, снятая на Мосфильме».
Но всё-таки небывалое сходство с историческим персонажем пробудило у Геннадия Ивановича интерес ко всему, что связано с Наполеоном. За долгие годы Томину удалось собрать небольшую домашнюю библиотечку о французском императоре, прочитать книги академиков Тарле и Манфреда о нём, о Французской буржуазной революции, об изгнании Наполеона из Москвы и России. Единственное, что не удалось сделать, так это побывать в Париже.
«Было бы здорово постоять в Пантеоне, где покоится прах великого диктатора. Скрестить на груди руки и понаблюдать за реакцией парижан, — с присущей ему ироний говорит «двойник Наполеона».

Опубликовано в газете "Щит и меч", № 27 (1715) от 17 июля 2020 г.