О любимых фильмах. Написано для... Не помню!

Алла Жданова
         Выбрать три любимых фильма…  Нельзя ли задачку выбрать полегче?  Поинтересовалась, а сколько вообще советских фильмов  значится в рейтинге самых любимых, популярных? Более 400! Да это просто немыслимо! Можно ли из своих внуков – в силу своего возраста  перехожу к категории внуков – выбрать самого любимого? Вопрос, конечно, риторический…
      Жизнь прожита некороткая, на наших глазах, вместе  с нами появлялись новые советские фильмы, становившиеся популярными, набирали известность новые имена, да и о грустном не могу молчать – фамилии многие из самых-самых, казалось бы таких молодых, ну почти наших ровесников, уже никогда не появятся в титрах  новых фильмов, как и не появятся вообще новые советские фильмы.
     «Самый любимый фильм» - что тут может быть критерием? Талант артиста? Находка сценариста? Количество запомнившихся крылатых фраз, которыми пользуемся как своими? Гений  режиссера? Да, все это вместе и по отдельности! И если быть совсем серьезным – тема тянет на толстенный трактат. Не для газетной полосы. Поэтому брошу-ка я волшебный клубок памяти на волю вольную. Что увижу и вспомню, то и поведаю.
     Я еще не видела фильм «Еще раз про любовь» (его считают последним приветом из «оттепели»), но знала наизусть все реплики героев, потому что драма Э. Радзинского «104 страницы про любовь»  - таково настоящее название этого сценария – это было темой моей дипломной работы. Так вот взяла я сценарий Радзинского, (он был напечатан прежде, чем сделан по нему фильм), анатомировала по всем правилам  математической лингвистики. Перевела на язык формул и получила законную пятерку, плюс приглашение в аспирантуру Белорусского университета. А потом уже увидела фильм «Еще раз про любовь». И поняла, что я здорово согрешила против литературы – не поддается она анатомированию! А помогли мне замечательные артисты, сыгравшие в этом фильме главнее роли – Татьяна Доронина и Евгений Лазарев. Помните песню, которая поет героиня Т. Дорониной?

Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть мечтала суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.

  А ведь это оказалось моей жизнью…Кораблик – бумажный, суп черепаший – где он?Кто его сейчас хлебает?

 « Три  тополя на Плющихе»… «Плющиха» -0!- это звучало как  тот коралловый остров, только не в океане, а в Москве, в сторону которой мы  с юношеской восторженностью  обращали свой взор с далекой окраинной России.  И опять Татьяна Доронина… Затюканная своим мужем, простая, извините, баба, она  оказывается в такси с Олегом  Ефремовым (простите, уже не помню по  имен героев по фильму) и с придыханием, с надрывом и даже слегка подвывая  поет . « Нежность» из репертуара Анны Герман. Вы не поверите – я мечтаю так спеть что-нибудь из тех песен, что пела мне в детстве мама : никого  в мире нет, керосиновая лампа погашена, мы с ней только вдвоем и поем что-то такое надрывное… Наверно, с такими песнями ходили после войны по электричкам, стуча костылями, бывшие солдаты  «Сухой бы я корочкой питалась, холодную воду я б пила, тобой бы, мой милый наслаждалась и  тем довольная была б…»

     «Звезда пленительного счастья» - боже каким красавцем был в этом фильме  Игорь Косталевский. Как он был молод ! И это была его первая роль . Много лет позже  мне пришлось познакомиться (что значит «пришлось» - выпало счастье!) с ним лично и с другими известными  артистами (работа была такая) и хотя в возрасте он сильно прибавил, но какое-то неуловимое благородство, порода, что ли,  стали еще больше выраженными.
    Совсем недавно я опять вспоминала и Игоря Матвеевича и  именно этот фильм (по моему дилетантскому мнению – одна из самых удачных работ Косталевского). Зашел у нас разговор об истории семьи Анненковых,  в которую по воле случая попала Полина Гебль, француженка-модистка - а случай это ЛЮБОВЬ  – к младшему из рода Анненковых, Ивану. Угораздило того стать декабристом и пошла изящная француженка (польская актриса Эва Шикульска) за своим любимым в Сибирь  на каторгу. Мы стояли перед угловым домом на Кузнецком мосту (сейчас здесь так называемый Берлинский дом – одно из самых уродливых архитектурных сооружений, построеных в столице в последние 10 лет). Именно здесь стояла усадьба Анненковых до 1946 года.

   Клубочек воспоминаний привел к работам кинорежиссера Владимира Яковлевича Мотыля – «Дети Памира», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и Катюша» и –точно один из любимейших  фильмов  «Белое солнце пустыни». В числе фанатов, как сейчас бы выразились, этого фильма - все  поколения советских космонавтов. Перед полетом – обязательный ритуал, просмотр  «Белого солнца пустыни». Весь фильм разобран по крылатым фразам, как космический корабль  по деталям.

Таможня дает добро!
А еще скажу Вам,любезная Екатерина Матвеевна…
Восток дело тонкое.
Вопросы есть? Вопросов нет.
Господин назначил меня любимой женой!
Гюльчатай, открой личико!
Женщина – она тоже человек
Мертвому, конечно, спокойней. Да уж больно скучно.
Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!
Я мзду не беру. Мне за державу обидно!
(И так далее и так далее…)

Фильм « В 6 часов вечера после войны» - ожидание счастья, которое вот-вот наступит – не может не наступить, какие жертвы были принесены! Под его впечатлением я даже стихи написала:

"До встречи!"-
        сказала она на прощанье,
Но нет за солдатом вины -
Он к милой своей
   не пришел на свиданье
В шесть вечера после войны.


И мать все глядела
        с тоской на дорогу -
Нейдет ли с какой стороны?
Но сын не вернулся
        к родному порогу
В шесть вечера после войны.


Лежит безымянно.
      над братской могилой
Лишь звездочки в бронзе видны,
И столько рассветов
      и столько закатов
Прошло уже после войны...
    
    Пусть все состоятся
         на свете  свиданья
    И в дом свой вернутся сыны,   
    Пусть горьких
      не будет у нас расставаний
    И слез на пороге войны.
   
Средь залпов салютных
   и громов раскатных
И просто среди тишины
Всем миром
       поклонимся молча солдату
В шесть вечера после войны...
      

  Не считала, сколько перечислила любимых фильмов и не вышла ли  из установленных  границ, но не могу не упомянуть еще один из «самых» и уже много лет – это  «Покровские ворота»   
  Из множества афоризмов, разбежавшихся по  городам и весям:

— Высокие…, высокие отношения!!! ……

А кто не пьет? Назови! Нет, я жду!

Утром встал, сразу — за дрель!

От тебя один дискомфорт

Это у тебя в руках всё горит, а у него в руках всё работает!

 Осчастливить против желания невозможно!

  Но  все чаще тревожит одна фраза из «Покровских  ворот» : ГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ!
Знать бы, какие?