Дружба с бабушкой Дашей

Алеся Донская Голубева
        Я перед бабушкой в большом долгу! Она была для меня самым родным человеком, а я это не всегда понимала. Часто бывала непослушным «неслухом».
    Родители оставили меня на воспитание бабушке в декабре 1945года. Отец, после  Победы, продолжал службу в Германии. Приехал в отпуск и забрал к себе маму и старшую мою  сестру, на два года.  Мне было 4 года. 
    Мы долго с бабулей спали вместе, хотя дом большой, пятикомнатный. Но ей так было спокойней (ведь надо было поправлять одеяло, которое я во сне сбрасывала), и мне с ней было интересно и тепло. Она каждый вечер рассказывала  какие-нибудь истории или сказки, или библейские сказания. Всё зависело от моего возраста, ведь я с ней прожила много лет. Что-то рассказывала  и из своей жизни. Когда ожидался выходной, я просыпалась от приятного запаха чего-то печёного.  Это было довольно часто. На завтрак обязательно был кофе со сливками и с печеньем  или  с ватрушками. На столе - красивая посуда. Дедушка любил варёные яйца всмятку. И яйцо стояло в специальной для него серебряной  подставочке с тоненькой ножкой, он ел его изящной серебряной ложечкой. Печенье у бабушки было слоёным, и всегда много. Я его часто   брала с собой на прогулку, рассовав по карманам. У меня была соседка - подружка (тёзка) вечно голодная. В её семье было девять девочек и один новорожденный мальчик. Я её подкармливала   то макухой, а то яблоками,  абрикосами, то печеньем. Бабушка знала об этом и молчала. Она  была необыкновенно хлебосольным человеком. Ей всех было жалко. А в доме царила чистота.
     В самой большой комнате, где мы спали с бабушкой, находился довольно большой иконостас. В левом углу на  небольшом угловом столике (сделанном руками дедушки) и до самого потолка  стояли и висели разные иконы в металлических и деревянных окладах под стеклом. Были и маленькие, старинные, роспись по дереву. А какие красивые  церковные книги лежали на столике в бархате и коже с красивыми замками. Вечерами бабушка часто читала Евангелие. Поставит себе книгу на голову, покрутит её, пальчиком раздвинет в книге страницы и положит книжку себе на коленки, чтобы прочитать открытую страницу. А книга была написана на староцерковном языке, я пыталась хоть слово прочитать – не получалось.  Бабушка своё утро всегда начинала с молитвы  перед иконостасом, предварительно зажигая  лампадку, свисающую с потолка. Часто это она делала стоя на коленках на коврике, который сама связала из лоскутков.
    В  другом углу стояла большая этажерка, сделанная дедушкой, с литературными книгами, разных авторов и зарубежных, и русских. Я помню книги А.С. Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, М.Монтеня «Опыты», Шекспира, Бальзака, и много книг познавательных и современных, например, книга «Происхождение имён». Эта этажерка была в моём распоряжении. Бабушке нравилось, когда я что-то читаю. Я ей потом рассказывала свои впечатления. В общем, обсуждали прочитанное. Здесь было положено начало  моего  литературного творчества. В школе  я обязательно писала заметки в редколлегию,  была член редколлегии, и для себя писала  незатейливые стишки.
    А бабушка просто врождённая творческая личность. Ведь до замужества она занималась сольным пением в камерных концертах. Голос – меццо-сопрано. Какие красивые арии она пела   в Украине! Кроме этого, она была великолепной модисткой, типа   кутюрье - Вячеслава Зайцева. Сама нарисует модель, сама скроит её, и сама сошьёт без единой примерки. Достаточно правильно снять размеры заказчицы, договориться о расположении рюшечек, воланчиков, оборочек или кружев, и через  2-3 дня платье готово. Шила она на ножной машинке фирмы «Зингер». Эту машинку бабушке подарил её отец на свадьбу. Мне нравились все платья, которые бабушка выставляла на плечиках. Они висели на дверце шкафа такие красивые, конечно же,  и мне хотелось что-то сшить. Первой моей работой была небольшая куколка и гардероб к ней.  Кукла из старого чулка, а платьице и косынка из  лоскутков, которыми поделилась бабушка. Всё вручную. Но мне хотелось научиться и на машинке шить, однако, бабушка меня прогоняла, приговаривая: «Ещё успеешь, ещё насидишься». Мы с бабушкой хорошо дружили. От неё мне доставалось очень много добрых слов и добрых советов. Много было рассказано о её сыновьях, которых семья не дождалась с ВОВойны. Все они талантливы. Особенно младший Василий. Он художник копиист-маринист и ни только. Домашний вернисаж  был почти во всех комнатах.  Особенно меня впечатлили две картины: «Девятый вал» и «Жертвоприношение».
   Бабушка даже рассказала, где она познакомилась с дедушкой. И дедушка, и она были участниками очень популярным в те годы «Южного хорового общества», который со своими концертами посещал многие города юга России. И вот, однажды, на благотворительном концерте,  в Павлодаре они встретились с дедушкой и понравились друг другу.  Он был красивым, ладным, ухоженным мужчиной, да еще  и с чистым голосом-басом! В Полтаве родители бабушки  были против  такого зятя. Молодые сбежали  в Павлодар, там обвенчались, и там же родилась первая дочка, Клавдия, через три года родился сын Василий. Начавшаяся смута на юге России заставила их семью перебраться на родину дедушки,в Донской край. Вскоре дедушка в Азове построил, с помощью братьев, свой дом. Был у него один недостаток - курил,  не только когда уходил в море.  Незадолго до Октябрьских событий в стране их жизнь круто изменилась. Он  в Азове стал священнослужителем.
   Надо отдать должное тому, что бабушка была прекрасной хозяйкой. Во всём бревенчатом пятикомнатном доме чистота и уют. И меня приучали не оставлять за собой грязь и мусор. Наша кровать  украшалась красивым  кипельно белым покрывалом с  кружевными подзорами. Наволочки были украшены мережкой, тоже как кружево. Иногда я помогала бабушке стирать на ребристой доске. Использовался щёлок и хозяйственное мыло. Наш дом очень часто посещали люди из хутора Задонье. К нему через Дон ходил от пристани паром. Когда река разливалась, случались наводнения и паром не работал, то все комнаты были заняты хуторянами. Спали все покатом на полу, так как кроватей не хватало. А другие случаи - просто люди опоздали на последний паром. Я помню, как однажды был такой разлив, что волны плескались выше гранитного причала, прямо на территорию порта.
Был случай, когда меня чуть не украли цыгане. В те годы кочевых цыган  собирали и перевозили в места их поселения. Ожидая своей очереди отправки на  пароходе, на территории пристани они ставили свои шатры и продолжали свою кочевую жизнь. Цыгане на кострах готовили пищу, мыли свои волосы, стирали, а вечером  играли, пели и плясали. Я, «любопытная варвара», стоя у своей калитки за всем этим часто наблюдала.
   Видно, они меня приметили. Я же тоже чернявая, с косичками. Вот и явилась к бабушке целая делегация женщин из табора. Был такой гвалт! Кто-то из них тянул меня за руку, за другую руку держала бабушка. Крик стоял на всю улицу. Вот когда я бабушкин голос услышала! Но сама вырвалась от гостей. Бабушка отправила меня в дом. И пока табор не отправили на постоянное место жительства, меня не пускали гулять. После них столько осталось  мусора! В доме у меня была обязанность подметать полы. Веничек был маленький и совочек тоже. Эта работа много времени не занимала. Ведь здесь жили чистюли. Дедушка, заходя в коридор, тщательно вытирал ноги о тряпку у порога, в прихожей снимал галоши и шляпу укладывал на вешалку с полочкой, которую сам соорудил. В доме почти вся мебель была сделана дедушкой, под красное дерево и лакированно!
 Лет до девяти мне не доверяли мыть посуду, так как тарелки у меня выскальзывали с завидным постоянством, как лягушки прыгали, и на пол! А вот рукоделие моё бабушка поощряла. Тогда куклы в магазинах продавались очень редко, а те игрушки, которые привёз из Германии отец, были проданы, он купил своим родителям усадьбу и перевёз  их из станицы Славянской в Азов. Однажды я решила сама сшить себе куклу. Пригодились мои драные чулки и лоскутки от бабушкиных модельных заказов. Бабушке  моя «Настя» понравилась. Позже бабушка с удовольствием учила меня мережке, вышивке крестиком и гладью. Я тогда училась уже в 4-5 классе. В те годы в школах уроков «труда» не было. Были "субботники" и "воскресники", на которых мы собирали металлолом и макулатуру. Школа №1 находилась очень далеко от нашего дома, на противоположной стороне города. В метрах тридцати от забора школы было кладбище, за ним был огромный пустырь с километр, а ещё дальше – железнодорожный вокзал. Теперь тот район стал центром города. Каждый день мне надо было пройти город по диагонали, в любую погоду: и в дождь, и в снег, и в мороз, а с одёжкой у меня была «напряжёнка». Правда, старшая сестра щедро дарила мне свои наряды,  которые бабушка потом перешивала, а на ногах у меня просто резиновые сапоги. Когда родители ещё не разошлись, и я жила с ними, мне купили кирзовые сапожки. Но их хватило ненадолго, ведь я росла. Отец никак не помогал и алиментов не платил. Когда я простывала, меня бабушка быстро вылечивала, уж чего только не придумывала. Она сшила мне ватные бурки, на вырост. Школу я редко пропускала.
 Училась средне, не отличница. Особенно математика не получалась. Когда училась уже в шестом классе, то мне помогал разобраться с ней капитан речного порта, который жил у нас тогда на квартире. Помог! Тогда же бабушка сшила мне коричневую форму, со складочками, и фартуки: белый, и чёрный. А ленты были атласные белые, чёрные, красные. Но я их редко вплетала, на концах моих кос были локоны. Да и с лентами мальчишки обязательно  косы привяжут к парте. Ленты в основном гладила бабушка. Утюг был чугунный, внутри у него печка, бабушка наполняла его внутренность щепками, разжигала. Периодически его трясла, размахивала, чтобы щепки горели и нагревали утюг, а то он остынет. В общем, целая история с этой процедурой.
    Я была худенькой и бабушка меня контролировала, всё ли я съем. А у меня всегда не было аппетита. Бабушка сидит и приговаривает как она старалась, из чего еда сделана, как она согласовала это со святками. Ведь в этой семье ВЕРА на первом месте. Святые праздники  соблюдались! А однажды бабушка меня очень удивила, когда наблюдая за мной, выдала довольно высокую ноту из какой-то арии, но мне показалось, что она просто закричала. Я уставилась на неё - что дальше!? А она говорит: - Это я тебе свой голос передала! Она же была профессиональной певицей с врождённым красивым голосом. Голос до старости сохранился!  Неужели она тогда предчувствовала, что во взрослой жизни я, за свои выступления в конкурсах и фестивалях, получу награждение "Диплом Лауреата"?
  По поводу еды в школе. У нас не было столовой, нас не кормили, ни платно, ни бесплатно. Когда был жив дедушка, бабушка давала мне 10-15-20 копеек. В буфете, который открывался приблизительно после 4-го урока можно было купить два пирожка или булочку и стакан сока - на 20 копеек. Но я экономила. Надо же учительнице подарок сделать. Мы любили свою Фаину Яковлевну, она носила орден Ленина. Ведь праздники никто не отменял. Времена были послевоенные, каждый выживал, как мог. Когда дедушки не стало, в лучшем случае у меня в портфеле лежало яблоко. Однажды, к моему стыду, я совершила кражу, Мне было четырнадцать лет. Я взяла кусочек сахара из мешочка, в шкафу, где всегда лежали запасы продуктов. Но тогда на них  был явный дефицит. А мне, ну очень, захотелось сладкого. Конечно, бабушка это обнаружила. Это я сейчас понимаю, какую боль я ей причинила, когда каждая копеечка на счету. А их всё меньше, этих копеечек. И тогда бабушка, наверное, сгоряча, закричала на меня (впервые!): «Вот и иди к своему отцу, и там воруй!». Я ушла к отцу себе в наказание, так как с ним давно уже не общалась. И он к нам не приходил. Я знала, что моему появлению он не обрадуется. Особенно мачеха. Так и было. Через три месяца я вернулась к бабушке, и мы помирились. Она очень плохо выглядела. Я  поняла, что она  болеет.
 Была весна, я вскопала небольшой огород, помогла бабушке посадить овощи. Теперь носила воду я сама, на больших коромыслах. К пасхе побелили кухню, спальню. Побелили и стволы деревьев в саду. К празднику были готовы. В общем, бабушка была доброй и меня к этому приучала не хранить обиду. Я не припомню, чтобы бабушка меня когда-то просто взяла и обидела. За мои проказы, а они были, я могла слушать долгую отповедь, с примерами и напутствием. Это я поняла, повзрослев, что она постаралась с детства вложить в  мою память: ничего не добьёшься, если будешь сидеть сложа руки. Она так и говорила: « не жди у моря погоды». То есть, надо всё время себя чем-то занимать, и занимать чем-то полезным, и для себя, и для окружающих. И ещё: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Время дорого! В этом году я окончила седьмой класс. Ухаживала за бабушкой, когда поступила в мед училище, вызывала врача, делала уколы. Через полтора года бабушки не стало. Через два месяца ей бы исполнилось 79 лет!            Светлая ей память!