Чайка

Маргарита Каменная
* * *
В двери настойчиво позвонили. Отворив, Марина увидела на пороге встревоженную соседку.
– Здравствуй, Марин. Денис дома?
– Да, проходи. Что-то случилось?
– Да. Позови его, пожалуйста.
– Денис! – крикнула мать.
– А-а-а!!!
– Пойди, пожалуйста. Тетя Наташа пришла…
– Здрасте!
– А… да, здравствуй, Денис. Ты не знаешь, куда может побежать Майка?
– Она убежала? Почему? – улыбнулся юноша, но, заметив, что у женщины дрожит голос, перешел на серьезный тон. – Да… в принципе могу догадаться. А что стряслось-то?
– Долго объяснять, – отмахнулась соседка. – Денис, родной, пойди, найди ее, пожалуйста, пока она не натворила глупостей.
– Не могу, теть Наташ, при всем желании…
– Денис! – повысила голос мать.
– Ма! Теть Наташ, мы поссорились неделю назад, боюсь она меня и видеть–то не захочет, не то, чтобы…
– Денис, пожалуйста, – перебила юношу Наталья, – я больше не знаю к кому мне еще идти.
– Наталья, успокойся! Слышишь! – вмешалась в разговор Марина. – Сейчас он пойдет, – и взглядом приказала сыну, чтобы тот шел собираться. – Заходи давай, что в дверях стоять. Расскажешь…
– Мам, закройтесь! – крикнул, скрывающийся за входной дверью юноша.


* * *
Майку он нашел на стройке, где они вечно сидели, болтая и тайком покуривая. Девушка сидела на корточках, обхватив себя руками, и что–то напевала себе под нос, раскачиваясь в такт неслышной ему мелодии.
– Майка! – громко позвал Денис девушку, подходя к воротам.
Чтобы дойти до нее, ему необходимо было обогнуть старый дом и пройти под аркой, откуда он мог попасть в некогда строящееся, но теперь заброшенное здание. Поэтому он подошел к железным воротам, что выходили на центральную улицу и некогда пропускали через себя грузовые машины, а теперь стояли запертыми.
– Майка! – позвал он снова. – Мая!
Девушка подняла голову, будто только что до нее донесся голос извне.
– Майя! – Денис протянул руки через стальные прутья ворот. – Иди сюда.
Девушка поднялась и стала медленно кружиться, раскинув руки и запрокинув лицо. По мере того, как она приближалась к воротам, ее темп убыстрялся: она кружилась, не переставая при этом что–то бормотать там себе под нос. Юноша, глядя на нее, улыбался про себя тому, что будет интересно посмотреть, как она шлепнется, закружившись прежде, чем дойдет до него. Протянув руки навстречу, Майка почти упала на железные прутья ворот. В голове у нее все шло кругом, но она по–прежнему напевала себе под нос.
Только подхватив девушку, Денис сумел разобраться слова.
– Я чайка! – пела Майка.
– Дурочка ты, – улыбаясь, ответил, крепче удерживая ее за руки, так как  закружившись она неровно стояла на ногах.
– Я чайка!
– Ага… –  кивнул он в ответ.
– Я чайка!
– Конечно.
– Я чайка!
– И что ты натворила, Чайка, что так переполошила свою мать?
– Я чайка!
– Я это уже слышал.
– Я чайка!
– А мать твоя беспокоится…
– Я чайка! – с нажимом в голосе, пропела девушка.
– Просила найти…
– Я чайка! – еще больше повысила голос девушка.
– Ага…
– Я чайка!
– Да что ты заладила: «Я чайка! Я чайка!» – начиная сердиться, передразнил ее парень.
– Я чайка!
– Да, понял я это уже! Ты слышишь меня?
– Я чайка!
– Ненормальная ты! Вот ты кто…
– Я чайка!
– Мать просила найти и привести тебя…
– Я чайка! – почти крикнула девушка.
– Домой! – раздраженно уже закончил Денис.
– Я чайка! – голос девушки немного ослаб, но взгляд по–прежнему был отрешенный.
– Да успокойся ты! Расскажи лучше…
– Я чайка! – вновь перебила его девушка.
– Все! Заладила! – Денис перехватил руки, взяв девушку за плечи.
– Я чайка!
– Ага… точно заклинило, – он сильно встряхнул Майку. – Пошли домой, в конце концов, меня только об этом просили, а лечить я тебя не нанимался.
– Я чайка! – и девушка вырвалась из рук.
Майя снова закружилась в вихре своего танца, удалясь от Дениса к другому выходу, через который можно было уйти, лишь обогнув дом и пройдя под аркой.
– Я чайка! – доносились быстро удаляющиеся слова до юноши.
– Майка, не будь дурой! – крикнул Денис и бросился бежать вокруг дома.

* * *
«Я чайка! Я чайка! Я чайка!» – кружилось в голове девушки.
Майка, крепко вцепившись в перила моста, неподвижно висела на них, подставив разгоряченное после бега лицо ветру.
За спиной слышался гул города, но девушка, в охватившем ее оцепенении, ничего не замечала и не слышала, кроме собственного голоса, беспрестанно твердившего ей, что она птица. Но вот она несмело отпустила руки и еще сильнее перегнулась через перила, голос пропел: «Я красивая мертвая чайка!»
– Дура ты! Идиотка! – подбежавший Денис резко сорвал ее с перил моста.
– Я чайка! – в очередной раз произнесла девушка, стараясь сдержать слезы от подступающей резкой боли.
– Дура ты! – крикнул ей в лицо парень, сильно встряхнув девушку.
– А… я чайка!
С усилием вырвавшись, девушка, не глядя, метнулась через дорогу.
Раздался сильный визг тормозов. Юноша опрометью бросился за ней, но беглянка была уже на противоположной стороне моста.
– Уроды!  Смотреть надо куда несетесь! – доносился уже вслед парню злой голос. – Наширяются молокососы и под колеса лезут, а тебе потом отвечать, – зло, сплюнув, мужчина вернулся в машину.

* * *
– Майка, ты не нормальная, – походя, дрожащими руками, обхватил со спины Денис девушку. – Ты точно ненормальная.
– Я чайка, – ответила она, дрожавшая, как осиновый лист.
– Да, да… знаю, что ты чайка, – и парень еще сильнее прижал к себе девушку.
Мгновение в этот момент для обоих остановилось. Майю била нервная дрожь от сознания того, что она только чудом сейчас не попала под машину. Взгляд ее более не был отрешенным, в нем появилась осмысленность, подавляющая страх момента.
Денис замер, боясь сделать лишний вздох и спугнуть этот момент. Впервые он обнимал девушку, в которую давно был влюблен, а она не противилась этому, не смеялась, не дразнила его.  Как он желал, чтобы это мгновение длилось вечно.
Там, где–то так далеко за спиной, слышался по–прежнему все тот же гул города, на который опускались сумерки, но парочка стоявшая на мосту была глуха к нему. Каждый из них слышал лишь биение своего сердца и видел лишь багровый закат, простирающийся над рекой.

* * *
– Красивый закат? – спросил юноша, еще крепче прижимая к себе девушку.
Майка, промолчав, покачала головой в знак согласия.
– Ну, вот видишь? А ты хотела...
Девушка пошевелилась, как бы оценивая свои силы. Затем, резко вырвавшись, развернулась лицом к юноше.
– Что? – с вызовом спросила она, отходя не безопасное для себя расстояние.
– Черт…– выругался он, проклиная себя за разрушенный момент близости.
– Что?
– Что? – переспросил Денис.
– Повтори, что ты сказал! – потребовала Майя.
– Прекрасный закат, – ответил он, сделав попытку приблизится к ней, но девушка отступила.
– После? Что ты сказал после?
– Не помню, – неуверенно ответил он.
Сейчас ему совсем не хотелось ссориться с ней.
– Дурак! – резко заключила она.
– Это почему же?
– Дурак! Ты подумал, что брошусь с моста? – саркастично спросила девушка.
– А что мне еще оставалось подумать! Я красивая мертвая чайка! – он зло передразнил ее в движения и в голосе.
– Дурак! И еще раз дурак! – заливаясь нахлынувшими слезами, она бросилась бежать по тротуару. – Как был дурак, так и останешься им!
– Майя!
Настигнув девушку, Денис резко развернул ее к себе, прижав так, чтобы та более не сумела вырваться. Поняв, что сопротивляться бесполезно, Майя в конце концов затихла, позволив обнять себя еще крепче. Так и стояли, глядя на погасающий закат.
* * *
– Ну что успокоилась?
Майя утвердительно кивнула в ответ, не отрывая взгляда от заходящего солнца.
– Может теперь расскажешь, что все–таки у тебя стряслось?
– Она собралась замуж… – после долгого молчания ответила девушка.
– Кто? – искренне не понял ее Денис.
– Мать…
– Кто? Тетя Наташа, – улыбнувшись, он заглянул в глаза Майи.
– У меня что есть другая мать?
– Ну, так это же здорово! Ты должна радоваться, а не…
– Нет! – слишком поспешно и резко оборвала его девушка.
– Почему же это нет?
– Потому что НЕТ и ВСЕ!
– Может объяснишь?
– Нет!
– Тоже нет! – Денис мысленно улыбался, пока Майя молчала.
– Потому что она не может выйти замуж!
– Вот даже как.
– Да, даже так!
– Ну, от подробностей почему она не может этого сделать, я так понимаю ты меня избавишь?
– Не может и ВСЕ!
– И все?
– И все!
– Вот, значит, как, – Денис уже откровенно улыбался ей.
– Она мать! Как ты не понимаешь этого! – обиделась на него за веселье Майя.
– Тихо… тихо…  тихо… тихо, – попытался успокоить, начавшую уже было вырываться девушку. – Понимаю, что мать, но не понимаю, почему не может выйти замуж.
– Вот поэтому и не может!
– Да… дело труба, – протянул юноша.
– Веселишься? Тебе весело? – голос девушки начал срываться.
– Я не вижу повода для слез.
Майя молчала, смотрела на воду и пыталась не расплакаться.
– А дурочка у нас все–таки ты, – закончил юноша, целую ее в макушку.
– А как же я? – подняв глаза, спросила девушка. – Она ведь даже меня не спросила…
– И чтобы ты ей ответила? Дала бы свое согласие и благословила?
– Нет, конечно.
– Ну… – усмехнулся Денис категоричности ответа. – А через лет так скажем через пять?
– Что лет через пять?
– Чтобы ты ответила ей через пять лет?
– Тоже нет, – не раздумывая, ответила Майя.
– Тоже нет, – растягивая слова, начал размышлять Денис. –  Постой, дай–ка подумать. Тебе будет к этому времени уже двадцать. Да? У тебя будет институт, экзамены, сессия… любимый человек. И, возможно, ты уже соберешься или даже выйдешь замуж….
– Я не выйду замуж!
– Постой, не перебивай, когда мужчина рассуждает, – шутливо остановил он. – На чем я остановился? А! На замуж, значит. Так вот выйдешь ты или не выйдешь замуж это не столь суть важно. Любимый человек–то у тебя будет?
– Не будет, – ответила девушка.
– Будет, еще, как будет!!!
– Нет, не будет! – настаивала она. – И замуж я никогда не выйду.
– Хорошо, пусть будет по-твоему, – согласился он. – Но учиться–то ты будешь?
– Да.
– Друзья у тебя будут?
– Да.
– Подруги?
– Есть.
– Когда выучишься, что будешь делать?
– Работать, естественно.
– И как ты думаешь: много ли ты будешь времени проводить дома?
– Вряд ли… Я и сейчас дома только сплю, – улыбнулась девушка, понимая, что Денис сразу догадается, куда она клонит.
– Вот и приехали… – он сделал выжидательную паузу. – А что должна будет делать в это время тетя Наташа, когда у тебя будет уже своя жизнь? Сидеть и по вечерам дожидаться тебя? Смотреть сериалы и следить за временем в ожидании дочери?
– Ну… не знаю, – неуверенно начала девушка.
– Это еще не все! – перебил ее Денис. – А затем, когда ты все–таки выйдешь замуж…
– Я…
– Подожди! После! Твоя версия жизни после! Ты выйдешь замуж, появится ребенок. Что ты пожелаешь своей матери? Быть бесплатной сиделкой, нянечкой, домработницей, замкнуться в четырех стенах для тебя в ожидании благодарности?
– Нет, конечно, – Майе не нравился обвинительный тон, с каким говорил Денис. – Как тебе вообще в голову могла прийти такая ахинея?
– Да нет, ты знаешь, это было бы очень здорово и удобно, прежде всего для тебя, если бы не было столь печально.
– Почему? – она начинала сердиться.
– Потому что у женщины без мужчины портится характер. Он становится скверным и чем дальше, тем хуже.
– О! Сколько самомнения, не много ли ты на себя берете? – саркастично заметила Майя.
– Да нет, ровно столько сколько дают, – вполне серьезно ответствовал юноша. – Подумай сама, представь: какую жизнь ты желаешь себе, а после представь рядом мать и подумай, что ты желаешь ей.
Он замолчал, дав ей время на размышление. Они по–прежнему, обнявшись, стояли на мосту. Закат угас и в городе зажглись фонари, правда городской гуд, казалось, только усилился с наступлением темноты. По черной глади реки проплывал прогулочный теплоход, и волны, расходясь в стороны, с шумом ударялись о берег.
Майя пошевелилась, прижимаясь еще плотнее, так как становилось прохладно.
– Но она же моя мама… – как–то неуверенно произнесла девушка.
– Майка, прежде всего она женщина и надо заметить еще довольно молодая женщина, которая хочет своего личного маленького счастья, которая еще не разучилась мечтать и хочет быть любимой, хочет любить сама.
– Но… как же я? – Майка посмотрела ему в глаза, даже не ища, а требуя ответа.
– А что ты? Ты как была, так и есть, так и будешь всегда ее дочь! И этого ничего в жизни уже не изменит, как она любила тебя, так и будет любить.
– А он?
– Кто он?
– Егор! Кто же еще!
– А! Егор… – он остановился, подыскивая слова. – Не стоит мерить все одной меркой. Любовь разная и многоликая: родительская, дочерняя, сыновья, сестринская любовь, братская, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к Земле, Родине… мороженому, наконец…
– Ну! – легко стукнула его девушка. – Я о серьезных вещах, а он забавляется!
– Я тоже о серьезных, если ты еще не успела этого заметить, – улыбнулся он ей.
– Заметила.
– А поняла? – серьезно спросил он.
– Что поняла?
– Ничего, – шутливо ответил Денис, видя по девушке, что у него получилось найти те слова, которые ей были нужны.
Настроение девушки резко переменилось. Майя начала дурачится, увлекая за собой Дениса. Поддавшись ее настроению, они некоторое время дурачились, то убегая, то догоняя один другого.
– Майя, уже темно. Пора домой.
– Ага… – отозвалась девушка, кружась, она, увлекала за собой юношу. – Пора.
– Тетя Наташа с ума сойдет. Нас уже долго нет, а она когда еще только к нам пришла на ней лица не было.
– Хорошо – хорошо. Еще чуть–чуть… – и отпустив его руки, она закружилась одна. Денис неотступно следовал за ней.
– Майя! – настаивал Денис.
– Все! Все! Пошли, – остановившись, девушка подала свою руку.
Взявшись за руки, они отправились домой, где их давно и нетерпеливо ждали.
Ночь окончательно накрыла город и юную запоздавшую парочку, что спускалась с моста, освещаемого фонарями и фарами, таких же запоздавших, машин.
– Денис.
– А…
– Можно я спрошу?
– Спрашивай.
– Только дай слово, что ты не станешь шутить.
– Не стану.
– Точно?
– Я же сказал…
– И смеяться не будешь?
– Не буду.
– Ну да… ну да… – недоверчиво отозвалась Майя. – Ты уже улыбаешься.
– Спрашивай, давай уже.
– Смотри, ты обещал!
– Я помню, – он улыбался, узнавая прежнюю Майю.
Они спускались с моста и, дождавшись, когда кончатся фонари и станет темно, чтобы Денис не смог увидеть ее лица, Майя спросила: «А почему ты так уверен, что я к двадцати годам выйду замуж?»

2003