Глава 13. Моя мама

Майя Аргамакова
     А чем же занималась моя мама?
     Она родом из деревни Березина Вологодской области. В семье у неё было 4 сестры: Антонина, Анна,ещё одна, которая утонула в реке, и моя мама - Татьяна. Младший брат Павел погиб на войне. Бабушку Екатерину Григорьевну помню немного и ухаживаю за её могилой в свои приезды в Андому. О дедушке Иване мама ничего не рассказывала, поэтому ничего не знаю. Семья Малыгиных была очень бедной. Мама с 10 лет подрабатывала нянькой у богатых сельчан в Андоме. Когда подросла, работала некоторое время нянькой в Ленинграде. Она была малограмотной. Читать умела. Писала без заглавных букв, без знаков препинания и орфографических правил. Как говорила, так и писала.

     Но она была очень способной. Живя в богатых домах, она многому научилась, впитывала культуру. Была очень чистоплотной. Любила всё красивое. Сама шила себе одежду, причём следила за модой. Люди, которые знали её по Андоме молодой, говорили мне, что она была красивой, весёлой, хорошо пела, выступала в клубе и в страду на полевых станах. Отлично танцевала. Участвовала в районных конкурсах художественной самодеятельности.

     Вот папа её и приметил. Он был из состоятельной семьи и был завидным женихом для мамы. Так они поженились. Потом появилась я, потом Муза, потом война, звакуация. И вот мы в Суоярви в 1944году. До войны, когда папа работал на почте, мама стала работать телефонисткой. Папа был из семьи, где все дети получили образование. Папа был младший, он закончил в Ленинграде рабфак. Как и дед, шёл по линии почтового ведомства. До войны работал в Карелии в г. Салми начальником почты. Мама сидела с детьми.

     Когда мы приехали в Суоярви, то не сразу, через какое-то время мама познакомилась с директором клуба Натальей Николаевной и стала работать кассиром в кино. А потом проявила свои способности в самодеятельности, стала работать культмассовиком в клубе. Они с Натальей Николаевной вели культурно-массовую работу в городе. В клубе было кино, танцы, концерты, лекции; приезжали артисты из Петрозаводска, устраивались смотры художественной самодеятельности.
 
     Мама и сама выступала с пением и танцевала карельские групповые танцы. Об этом я узнала, когда стали жить на ул. Ленина, а клуб был далеко, ближе к станции. Сама я на этих вечерних мероприятиях не была по причине возраста. Мама говорила о своей работе мало, да и я не вникала.

     А получалось так, что папа весь день на фабрике, а мама вечером допоздна в клубе. Мама была заметной женщиной. Не красавица, но умела себя подать. Одним словом - артистка. Одевалась модно, хотя и небогато, как все в те годы. Причёска, как у героинь фильмов, каблуки.

     Отец же в клуб не ходил. Он ревновал маму, я думаю не без основания. Будучи на виду и по роду своей работы она, конечно, кокетничала. В городе было много военных, которые активно посещали клуб. Но и папа  был любителем женского полу. И хоть при нас, девочках, они не выясняли отношений, но я заметила, что с мамой стала спать Муза, а отец на третьей кровати, отдельно. И вообще за всю жизнь я не была свидетелем их интимной жизни, хотя жили все в одной комнате.

     Однажды случилось страшное. Когда мы уже уснули, вдруг в сенях загремело, и ввалился отец с пьяными ругательствами. Мама сразу спряталась под кровать (видно предвидела такое развитие событий), а отец в темноте стал лупить кулаками Музу, думая, что это мать. От ужаса у меня пошла кровь носом. Когда отец угомонился и уснул, мать поддала мне по затылку за испачканную кровью подушку. Утром на Музу было страшно смотреть: всё лицо, шея, грудь были в синих подтёках. В школу она не пошла, а потом долго ходила, повязанная платком. Отец долго вымаливал у неё прощения, плакал.

     Потом Наталья Николаевна уехала в Петрозаводск, а мама оставила работу в клубе. Об истинной причине этого мне не известно. Она стала работать в пожарной охране телефонисткой сутки через двое. Пожарная была недалеко от дома, было удобно. И вроде ничего в семье не предвещало несчастья.

               (продолжение следует)