диверсант

Александр Аврин
     Дело было в Прибалтике. Тогда еще Литва, состояла в ставе СССР, в качестве одной из союзных республик и некоторое количество воинских частей Советского Союза, располагалось на ее территории. Осенью меня, как и множество Советских граждан мужского пола,  призвали в армию. Я оказался в «учебке»  и уже в начале зимы, мне первый раз довелось попасть в караул.
     Впервые оказавшись на посту, в качестве часового, я добросовестно, дефилировал по территории охраняемого объекта, которым оказались склады.
     Склады, представляли собой, одноэтажное, кирпичное здание. Оно  располагалось примерно в двух метрах от забора, отделявшего воинскую часть, от окружающего мира. Склады содержали обмундирование, парашюты и еще кое какое десантное оснащение. Поскольку, ни оружия, ни боеприпасов  на сладах не было, пост не был окружен забором. В десяти метрах от складского сооружения, располагалась одна из казарм. Между двумя зданиями находились асфальтированные дорожки, разделенные широким газоном. Ширина газона, составляла, примерно, метров пять. Середина газона, являлась границей поста и обозначалась воткнутыми в землю флажками. В ночное время, флажков почти не было видно, особенно зимой, когда на газоне и на флажках, лежал тонкий слой снега.
     Среди военнослужащих ходили слухи, что среди местного населения, встречаются «фашиствующие», радикально настроенные граждане, которые, время от времени, совершают различные провокации. А именно:  в пьяном виде, бросают через забор бутылки и другие предметы, иногда проникают на территорию части и нападают на часовых, с целью завладения оружием. Сержанты, рассказывали легенду, о том, как один часовой, в течение двух часов удерживал нападающих на пост, отстреливаясь из автомата. Правда, оставалось, непонятным, почему так долго ему пришлось ожидать подкрепления, ведь, все это происходило на территории части, а до караульного помещения, было три минуты ходьбы, прогулочным шагом. Скорее всего, часть этих историй, была сильно преувеличенна, другая часть, вообще была выдумана. Но, тем не менее, на новобранцев, эти истории оказывали нужное впечатление.
     И вот, я вооруженный автоматом, охраняю вверенный мне объект, тщательно всматриваясь в темноту, и внимательно вслушиваюсь в каждый шорох. С фасадной части здания находилось пара фонарей, слабо освещавших территорию поста. Возле казарм, которые находились на некотором отдалении, так же светили фонари, но свет их не падал на охраняемую мной территорию. Они освещали лишь входы в казармы.
     Пройдя вдоль забора, что находился с задней стороны складов, я оказался на углу здания. В этот момент, я четко, услышал чьи – то шаги. Свежевыпавший снег, скрипел под ногами неизвестного. Я насторожился и застыл на углу, пытаясь распознать, где находится идущий. Шаги, слышались со стороны казармы, что находилась напротив склада и явно приближались. В темноте, я не мог различить силуэта здания казармы и не видел приближающегося.
     Все мое тело напряглось. Подумать только, первый наряд, первый караул, и вот, пожалуйста, «нарушитель границы», «диверсант»! Я скинул с плеча автомат и приготовился героически отражать нападение, неизвестного противника. Через пару секунд, метрах в десяти от меня,возник силуэт человека.
- Стой, кто идет! – Выкрикнул я, стараясь сдерживать нахлынувшее волнение.
- Я! – послышался голос, неизвестного, который почему – то продолжал идти.
- Стой! Стрелять буду! – Выкрикнул я и передернул затвор.
Человек поднял руки и остановился. Я увидел, что он не вооружен. По крайней мере, в руках его, ни чего не наблюдалось. Я медленно вышел из укрытия и, направив автомат, в сторону «нарушителя», подошел ближе. Что делать дальше, я пока не знал.
     По уставу, необходимо, уложить задержанного на землю и сообщить о случившемся в караульное помещение. Но как это сделать, мне видимо не объяснили, а может я с перепугу забыл. Для связи с караульным помещением, на стене охраняемого объекта, висел селектор. Но селектор находился, достаточно далеко, от того места, где находился  задержанный. Я лихорадочно соображал, что мне  делать? Уже успел разглядеть, что «диверсант», почему – то одет в военную форму, советского солдата. На нем, такая же шинель, сапоги и зимняя шапка, как и на мне.
     Если это свой? Обыкновенный солдат, такой же, как я, то, что он делает, тут на охраняемом участке, да еще ночью, после отбоя? Вероятно, «диверсант» пошел на хитрость, и специально, переоделся, что бы я принял его за своего. Мы стояли и молчали, глядя друг на друга. Я видел, что парень, здорово напуган. Возможно, я выглядел так же, но у меня был автомат, а его напуганный вид, придавал мне смелости. Он первым нарушил, затянувшуюся немую сцену.
- Не стреляй – проговорил он – я свой.
- Лежать! – Скомандовал я и вспомнил, что не снял автомат с предохранителя.
Парень послушно плюхнулся на снег и затараторил – Ты, чего, ты чего, я ведь свой! Я тоже солдат!
- Ты зачем на пост проник! – Спрашиваю я. Мне стало его жалко, но в, то, же время, я понимал, что это могут быть уловки. Стоит мне расслабиться и он нападет на меня, при первой же возможности.
- Я за лопатами, меня старлей послал.
- За какими лопатами? Ты дурак, что ли? Какие лопаты ночью? На охраняемом складе?
- Он не сказал, что склад охраняется. Это же наша каптерка. – Оправдывался задержанный.
- Какая каптерка? Тут склады! Что ты мне «баки заливаешь»?
- Я не заливаю – взмолился парень и я почувствовал, что он сейчас заплачет.
     Я совершенно не понимал, что происходит, а потому, растерялся и не знал, что делать. Тут, я принял, казалось правильное решение  и приказал – Ползи к селектору!
- К какому селектору? – Завыл парень.
Я подумал, что действительно, откуда он может знать, про какой – то селектор и где он находится.
- Ползи вперед!
Парень послушно пополз. Ползал он неважно.
- Теперь направо ползи! – Командовал я.
Парень послушно, но медленно выполнял мои приказы. До селектора, оставалось, метров двадцать, когда я снова услышал, чьи – то шаги.
- окружают! –подумал я, и сделал, то, что сам не ожидал. Во мне словно проснулся боевой дух. Резко одним коленом,  я надавил на спину, задержанному. Одновременно повернувшись, в сторону приближающихся шагов,  снял автомат с предохранителя. Взяв на прицел, проявившийся из темноты силуэт, выкрикнул. – Стоять! Стрелять буду!
Человек остановился и выкрикнул – Ты, че боец, О…ел!
     Теперь,  я точно не знал, что делать. Конвоировать, к селектору, сразу двоих задержанных я не смогу, тем более один, достаточно далеко. Если я попытаюсь, связать, того, который лежит, то я потеряю из вида второго. Тогда он может напасть или скрыться. К тому же связывать, этого  бедолагу, мне решительно не чем.  Если второй, предпримет, какие либо действия, мне придется стрелять, но делать этого, почему – то совсем не хотелось. Вдруг это действительно свои? Тогда чего они тут делают ночью? Все эти мысли пронеслись в моей голове за доли секунд.
- Больно. – Кряхтел, лежащий под моим коленом парень.
- Не ной! – пробубнил я.
- Эй, опусти оружие, - услышал, я еще один голос.
     Этот голос прозвучал, откуда – то из темноты, рядом с тем, который стоял с поднятыми руками. Нового, говорящего, я не видел в темноте. Похоже, он стоял загороженный силуэтом первого. Меня это напрягло.  Я относительно него, находился, на достаточно освещенном участке и если у него было оружие, то он мог легко меня застрелить. Мне стало не по себе. В таком положении, я почувствовал, себя мишенью и от этого, стало очень неуютно. Был бы на моем месте, кто – то более нервный, то наверно, перестрелял бы всех этих клоунов, к чертовой матери. Я же, держал на мушке этого, что стоял с поднятыми руками и чувствовал, что он, осознав  свое положение, сам О…уел. Вероятно, он ощутил,то же, что и я. И что любое неверное действие с его стороны, и он легко может получить автоматную очередь в живот или в голову.
- Опусти автомат, боец! – Пытался скомандовать тот, же голос.
Я увидел, как из за спины, того, что с руками, выглянул еще один.
- Покажи руки! – Приказал я.
- Ты, с кем, так разговариваешь, боец! – Выкрикнул тот же голос, с какой - то наглой заносчивостью.
     Мне это очень, не понравилось, и я сказал – Считаю до двух и стреляю!
В этот момент, тот, что стоял с поднятыми руками, рухнул на живот, через секунду, второй который позади него, тоже упал, рядом. Они, тупо испугались, что я сейчас выстрелю. Я же поняв свое превосходство, продолжал командовать. – На колени, оба, руки вверх.
     Не подумайте, что я решил их унизить, поставив на колени. Нет. Просто я понял, что в лежачем положении, я их почти не вижу, соответственно, не могу контролировать их действия. Конечно они оба, незамедлительно подчинились.
- Ко мне! – Приказал я.
     Один из них встал на ноги и с поднятыми руками, двинулся в мою сторону. Второй приближался стоя на коленях, потом тоже поднялся, пошел нормально. На расстоянии, трех метров, я приказал им остановиться. Теперь, я видел, что первый из них, имеет погоны младшего сержанта, второй, старший лейтенант. Я поднялся с колена, освободив парня, на спину, которого, до сих пор опирался. Отошел в сторону, так, что бы все трое находились в поле моего зрения. Приказал подняться, лежавшему. Построил всех в шеренгу и  собрался уже конвоировать задержанных поближе к селектору. В это время, опять услышал, шаги, но уже с другой стороны. «Да, сколько же вас, тут»? – Успел подумать я и скомандовал – Стой, кто идет! – Последнюю фразу, я выкрикнул, так, что все вздрогнули.
     Из темноты, вышла, колонна, из трех человек, с автоматами, на плечах и остановились в нескольких метрах от меня. Тут я уже понял, что это смена, караула.
- Разводящий! – Услышал я ответ.
     Подчиняясь уставу, я приказал осветить лицо, хотя и так видел, что это свои. Сержант осветил, лицо. Я доложил, что за время, караула, задержал, трех нарушителей. Задержанный, старший лейтенант, тут же попытался, что - то объяснить, сержанту, разводящему. Тот, согласно уставу, вызвал из караульного помещения дополнительный наряд. Задержанных, конвоировали, в караульное помещение. Там, в присутствии начальника, караула, разобрались в ситуации.
     Оказалось, что задержанный, старший лейтенант, командир взвода минометчиков. Несколько   курсантов, его взвода, и один из сержантов, были застигнуты им после отбоя в туалете. Они курили. Эти действия курсантов, он расценил, как грубое нарушение дисциплины и решил их наказать. Ничего лучшего, он не придумал, как вывести нарушителей, на уборку снега.

- Не, спиться? – Кричал взводный на подчиненных – Значит не устали! Пойдете работать! Заодно и покурите.
     Одного курсанта, послали в каптерку, за лопатами. Каптерка, находилась в торце здания казармы, как раз напротив складов, которые я охранял. Она, конечно, находилась, за границей поста, но я этого, не знал. Когда я увидел, первого задержанного, он находился рядом с границей, охраняемого участка, но переступил, через нее, когда пошел на мой голос. Он был простой парень, из деревни, и по своей наивности, решил объяснить мне ситуацию, для чего и хотел подойти поближе. Он тоже не знал о границе, моего поста. Пока, я его, «задерживал», прошло некоторое время и ожидавшие его, возле входа в казарму, решили поторопить. Для этой цели, в сторону каптерки, выдвинулся сержант, который тоже был, задержан. Вслед за сержантом, отправился сам взводный, но и он, попал « в засаду». Последние, двое, пересекли, границу поста, повинуясь моим приказам.
     О происшествии, конечно, было доложено, дежурному по полку и дальше по инстанциям известие дошло, до командира части. Взводный минометчиков, получил выговор, за грубое нарушение устава, что было с остальными участниками, событий, мне неизвестно. Меня, тоже не наградили. Но и взыскания не последовало.  На несколько, месяцев, ко мне прицепилось прозвище «диверсант»!