Сказка о Венце Огня

Мария Ленц
В одной далекой стране, в давние, почти забытые уже времена жила-была маленькая цветочница по имени Алевтина. Жила она на самом краю деревни, в маленьком домике, который ей достался по наследству от бабушки, и никого у нее не было на всем белом свете – так распорядилась судьба, что рано осталась Алевтина совсем одна.

Грустить она хоть и грустила, но унывать – не унывала. Любили маленькую цветочницу жители деревни, часто помогали ей, чем могли, а те корзинки с цветами, что она относила на рынок, давали ей возможность купить себе молока, творога и хлеба. А еще были у Алевтины синее небо, ясное солнышко, серебряная луна да веселые сестрицы-звезды – часто она смотрела на небо, и тогда чувство одиночество на время оставляло ее, а сердце утешалось.

Однако не век было ей жить такой одинокой жизнью, не век печалиться без верного друга...

Однажды ночью, когда Алевтина вышла на порог, чтобы поглядеть на звездное небо, заговорил с нею голос – тихий голос, спокойный, даже почти ласковый:
- Все ли цветы продала ты сегодня, маленькая цветочница? Не осталась ли у тебя васильков или ромашек, чтобы сплести себе венок да сплясать в нем на траве под луною?

Удивилась Алевтина, подняла голову вверх – и увидела: смотрит на нее доброе лицо, вроде и человеческое, а вроде и не совсем. Ясные глаза глядят с участием, а вокруг разливается дивный серебряный свет – стало быть, лунный.

Так она удивилась этому, что ничего поначалу не ответила. А голос продолжал:
- Не бойся меня, Алевтина! Знаю, непривычно видеть тебе такое создание, как я. Но все ж не страшись меня: имя мне – Лунный Свет, и никому из людей я не показываюсь, только ты имеешь тайный дар видеть меня да со мною беседовать. Если не испугаешься, не спрячешься от меня, расскажу я тебе дивную сказку. Никогда никто на всей Земле таких сказок не слышал. И – кто знает, кто ведает? – может быть, станем мы с тобою добрыми друзьями.

Маленькая цветочница только головой кивнула и уселась на ступеньках, а Лунный Свет опять заговорил, и рассказывал он о вещах таких чудесных, таких прекрасных, что у Алевтины дух захватило. Расстались они только за час до рассвета – оба увлеклись невиданной историей, так что полдня проспала маленькая цветочница и на рынок пришла лишь к вечеру, но сокрушаться о том не стала. А на следующую ночь снова посетил ее Лунный Свет, снова принес ей добрую сказку.

Вскоре, как и пророчил он, стали они добрыми друзьями. Не боялась Алевтина ясного лика и серебряного света, с радостью внимала дивным сказаниям, а потом пришло время для Лунного Света рассказать ей не сказку, но быль. Решил он, что может довериться маленькой цветочнице, ведь было у нее доброе и чуткое сердце.

- Послушай теперь меня стократ внимательнее, чем прежде, потому что скажу я слова суровые, но правдивые, - сказал Лунный Свет. – Слукавил я, говоря, что ты одна из рода людского видишь и слышишь меня. Есть на белом свете Стеклянный Замок, а в нем живет Зеркальная Ведьма, которая что ни слово – лжет, что ни взгляд – насквозь пронзает… Ей еще дан тайный дар видеть меня в этом обличии, меня да моих друзей – Северного Ветра, Грозовую Ночь и Рассветное Пламя. Издавна были мы теми созданиями, что служили людям и охраняли покой этого мира, но Зеркальная Ведьма надумала всех нас извести и силой нашей завладеть. Нужно ей это лишь для того, чтоб усилить свою колдовскую мощь и править всеми людьми, как верховная королева. Но допустить этого нельзя никак!
- Никак нельзя! – согласилась Алевтина, замирая от волнения.
- И потому-то обращаюсь я к тебе, маленький мой друг, потому что ты одна можешь нам помочь и от беды весь род человеческий избавить.
- Но как же я сделаю это? – спросила маленькая цветочница. – Неужели смогу победить Зеркальную Ведьму совсем одна?
- Сражаться с нею тебе нельзя, - сурово сказал Лунный Свет. – Но можешь ты помочь нам иначе. В глубине Багровых Гор, на севере нашей страны спрятан талисман, зовущийся Венец Огня. Его-то и хочет заполучить проклятая Ведьма. Но, если ты найдешь его прежде нее и нам принесешь, избежит Земля великих бедствий, и будем мы, как прежде, мирно охранять и беречь ваш покой. Опасен и труден будет путь, многие ждут тебя испытания. Не могу я тебя к этому силой принудить. Могу лишь попросить – сам, да от имени всех своих друзей, иного выхода не видящих, иного избавления не знающих.

Долго молчала Алевтина, обдумывая слова Лунного Света, а потом тихо ответила:
- Нет у меня никого, кроме тебя и твоей дружбы, да и судьбу рода людского я от своей не отделяю, так что – быть по сему. Отправлюсь я в путь хоть завтра же с рассветом, только укажи дорогу мне, чтобы мне не заблудиться в пути на север!
- Дорогу тебе Северный Ветер укажет, сил даст Рассветное Пламя, Грозовая Ночь будет охранять и отгонять врагов, а я дам напутствие: ничего не бойся и Ведьме не доверяй. Если заманит она тебя в Стеклянный Замок – ждать беды: ложью она голову твою затуманит, ложь за правду выдаст, а правду за ложь, и погубишь ты себя и всех нас. Так будь же стойкой и не поддавайся наветам, если такое случится!
- Слово тебе даю, друг мой Лунный Свет, что лжи не поверю, а правду в сердце хранить буду! – пообещала Алевтина, прижав руку к сердцу.

И на том сговорились они. Отправилась маленькая цветочница в путь.

***

Шла она день, а ночь отдыхала – Лунный Свет пел ей колыбельные о храбрости и доброте, о верности и дружбе, и тем укреплялось сердце ее.

Через неделю пути на горизонте показались Багровые Горы, и вступила Алевтина в северные владения. Да только случилась с ней беда: неведомая сила вдруг подхватила ее да унесла далеко-далеко, в Стеклянный Замок, где царила лживая и хитрая Ведьма Зеркал.

Приняла Ведьма маленькую цветочницу, как почетную гостью. Яствами ее кормила отборными и напитками поила сладкими, но Алевтина от всего отказалась и твердо попросила вернуть ее на то место, где завершился ее путь. Ведьма этим просьбам не вняла, но и силой удерживать ее не стала.

- Много сказок ты наслушалась, много басен за правду приняла. Расскажу я тебе то, чего ты раньше не слышала, и рассказ мой краток будет и правдив, - заговорила Ведьма. – Лунный Свет тебе, должно быть, велел Венец Огня ему принести и меня остерегаться. То слова ложные, на доверчивость твою только и рассчитанные. Нет во мне ни лживости, ни зла – это Лунный Свет со своими друзьями всех обманывает и всем причиняет один только вред. Потому-то он меня и боится, что хочу я людей от этих злых созданий освободить и править ими справедливо и милостиво. Разве есть что-то дурное в моем намерении?
- Лунный Свет - мой близкий друг! – горячо перебила Алевтина. – А его друзья мне в пути помогали, охраняли и оберегали. Не поверю я твоей лжи, пусть даже и сутки напролет придется мне слушать эти наветы!
- Маленькая ты еще, маленькая да глупая, - усмехнулась Ведьма. – Выгодно им пока что тебя оберегать, а потом – неизвестно, что с тобою станется, доверчивая малютка. Издавна твои друзья приносили людям только зло: Лунный Свет безразлично смотрит с небес на злые деяния подлых людей, им в том пособляя; Грозовая Ночь людей без счету убила из своей гневливости; Северный Ветер холодом колючим мучает бесприютных странников, да над ними потешается; а Рассветное Пламя жжет в небесах кровавые костры – звезды серебряные сжигает, чтобы темнее и страшнее были ночи... Разве не слышала ты, что в древности этим духам приносили страшные жертвы, и все равно их нельзя было этим умилостивить? Разве не открылись теперь твои глаза?

Заплакала Алевтина: в сердце ее закрались сомнения, и твердость изменила ей.

- Тебе я тоже не верю, - горестно сказала маленькая цветочница. – Чем докажешь, что еще большего зла людям не причинишь?
- Даю я клятву вечную, клятву великую, клянусь всеми зеркалами своими и сердцем своим правдивым! – воскликнула Ведьма и подняла руку вверх.

 И зазвенели зеркала в ее Замке, и почудилось Алевтина, что слышит она громкий стук ведьминого сердца, ее слова подтверждающий.

Сморгнула она слезу и промолвила тихо:
- Принесу я тебе Венец Огня, не хочу я, чтобы зло на свете процветало и множилось. Не так воспитала меня моя добрая бабушка.
- Вот и хорошо, вот и славно! – обрадовалась Ведьма. – А как стану я королевой, обязательно тебя своей первой советницей сделаю. Можешь мне на слово поверить. Я не Лунный Свет – я лгать не приучена.

***

Отнесла Ведьма Алевтину на прежнее место, и продолжила она свой нелегкий путь. Тяжело ей теперь было принимать помощь своих друзей, поскольку знала она, что те ее обманывали. Но и Ведьме маленькая цветочница все еще не верила. А потому решила Алевтина поступить иначе: Венец Огня оставить себе и справедливо править всей Землей, никому не принося вреда и страха ни на кого не нагоняя. Только решение это она оставила при себе – до поры до времени.

Через пять дней и пять ночей пришла маленькая цветочница в Сердце Гор, в пещеру где хранился дивный Венец. Открыла она каменный ларец – и талисман оказался в ее руках, сияя пламенем и золотом, блестя драгоценными камнями. Залюбовалась Алевтина на Венец и твердо решила: не отдаст она его никому на свете.

Тут за порогом пещеры зашумела страшная буря, почуял недоброе Северный Ветер.

- Какие мысли ты затаила, какие желания у тебя на сердце? – грозно спросил он, страшась беды.

Алевтина ему не ответила и Венец только крепче сжала, хоть и тяжелым он был, и оттягивал ее маленькие руки.

В тот же миг грянула молния, загрохотал гром: это Грозовая Ночь возмутилась ее промедлением и испугалась, не замешаны ли тут чары злой Ведьмы. Хотела она с Алевтиной заговорить, но та ее слушать не стала, хоть сердце и колотилось громко-громко от страха.

А когда увидела Алевтина яркий огонь, в небесах прежде времени запылавший (то Рассветное Пламя ее образумить пыталось), окончательно утвердилась она в своем решении и вход в пещеру завалила кое-как тяжелым камнем. Больше не смогут навредить ей лживые ее друзья, больше не поддастся она их запугиваниям и уговорам!

В это мгновение в узкую щель пробилась серебристая полоска, и маленькая цветочница услышала печальный голос Лунного Света:
- Для чего ты предала нас, для чего утаила Венец, словно вор – сокровище?
- Я вас не предавала, а вы меня – предали! – со слезами на глазах прошептала Алевтина. – Ведьма мне рассказала, что на деле жестоки вы и коварны, и людям пользы не приносите, а один лишь вред. И некому мне верить больше, все кругом злы, все страшны! Лишь одна я смогу вас одолеть, если Венец на голову надену…
- Не делай этого, маленький друг! – грустно попросил Лунный Свет. – Не станешь ты королевой, не выдержать тебе великой мощи, в этом Венце заключенной. Погибнешь ты бесславно, и Ведьма заберет волшебный талисман, а нам всем придет погибель.
- Разве могу я верить тебе? Разве могу я хоть кому-то верить? – спросила Алевтина и еще горше заплакала.
- Спроси у сердца своего. Я же клясться тебе не стану и убедить не сумею. У сердца спроси… - прошептал Лунный Свет.

Задумалась Алевтина и стала слушать, что ей сердце ее бедное, запутавшееся, скажет.

А сердце ей напомнило, как долгими ночами Лунный Свет рассказывал ей добрые сказки, как утешал ее в ее маленьких печалях, как доверил ей свою большую тайну и как вместе с друзьями оберегал ее в пути. Устыдило ее чуткое и правдивое сердце, и вытерла маленькая цветочница слезы, и протянула Венец вперед со словами:
- Верю я лишь своему сердцу да нашей старой дружбе, и нет у меня больше ничего, кроме этой веры.

Тотчас же в прах рассыпался камень, вход в пещеру прикрывавший, и взял Лунный Свет из ее рук дивный Венец, бережно взял – и унес без единого слова. А Алевтина отправилась в обратный путь, а когда совсем обессилела, отнес ее на своих крыльях добрый Северный Ветер до самого родного порога.

***

Не обманули маленькую цветочницу ее друзья: вскоре Венец Огня схоронили в недрах Земли, чтобы никто до него не смог добраться. Ведьмин Замок обрушился и превратился в стеклянную крошку, а сама Ведьма отправилась в вечное изгнание – не было больше места на свете для ее лжи, коварства и зла.

Лунный Свет и Алевтина вскоре окончательно помирились: все так же рассказывал он маленькой цветочнице добрые сказки, все так же баюкал ее колыбельными, и по-прежнему никто не знал об этой удивительной, чудесной дружбе.

А когда стала цветочница древней-древней старухой и дни свои на Земле окончила, даровали ей особую награду за ее великий подвиг: стала Алевтина Падучей Звездой, вечной спутницей Лунного Света в ночных небесах, не знающей печали и одиночества.

***

С тех пор и длятся на свете времена нерушимого равновесия, и мало что тревожит людской покой. А тем, кто смотрит на ночное небо в большой печали, вскоре приходит на сердце радость и утешение. И вспыхивает в груди небывалая, светлая надежда, если видим мы, как падает с небес серебряная звезда.