Катастрофа

Василий Куприянов
       С некоторых пор я начал смотреть передачу Момент истины с Андреем Карауловым.  Он не только начал поднимать острые вопросы, но кое-что и добиваться. В частности  исключение из списка на финансовую поддержку при пандемии остро нуждающейся букмекерской конторы. В одной из последних передач он в компании с Олегом Митволем обсуждали экологическую катастрофу в Норильске, где из резервуара в реку вылилась двадцать одна тысяча тонн дизельного топлива.
        Меня немного смутила эта цифра.  В моей  многогрешной жизни приходилось и эксплуатировать серьезные химические производства, и строить такие предприятия.  Мне абсолютно непонятно, как могла дизелька, даже при полном разрушении резервуара попасть в реку при наличии обваловки.  Для не сведущих поясняю – в любых парках  емкостей, в которых хранятся опасные продукты обязательна обваловка. Это один из основных способов обеспечения безопасности при авариях.  Если обваловка нарушена, то любой проверяющий из всяких надзоров начнет нещадно штрафовать виновных. Поэтому намного дешевле нанять бульдозер и подправить эти искусственные дамбочки.
         Полез в Интернет.  Там сообщалось, что виновником аварии стал автомобиль, который нарушил герметичность резервуара и загорелся. Почему не загорелся пролитый нефтепродукт не понятно.  Этот костерок  виден бы был и из космоса.  Я так же смутно представляю, как мог автомобиль прорваться через ограждение  резервуарного парка, и как он мог перепрыгнуть, даже с разгона, обваловку. Мне кажется, что тут журналисты слегка погорячились. Видео, выложенное в Интернете, тоже не впечатлило. Мне хорошо известно, что даже десятка литров солярки хватит, чтобы покрыть пленкой целый гектар.
         Еще Интернет показал мне из космоса пару нефтехранилищ в Норильске.  На их нефтебазе я рассмотрел десяток резервуаров. Измерил их диаметр. Получилось 15 метров.  В школе я учился хорошо, не дистанционно, и формула  0,785 помножить на диаметр в квадрате, а потом на высоту и даст мне в результате объем означенного резервуара.  Так вот при диаметре 15 метров эти резервуары были обычными тысячникам.  (одна тысяча тонн)
        Другой резервуарный парк я нашел около ТЭЦ-3, где и произошел пролив. Две емкости диаметром 35 метров. По той же формуле это классические десяти тысячники.  Опять мне стало не понятно, как автомобиль, загоревшийся после первого контакта с резервуаром смог протаранить и второй.
       Так что же все-таки произошло. Немного отвлекусь. Лет пятнадцать назад мы с приятелем за три года сожгли около полумиллиона тонн гидростабилизированного мазута на котельных четырех сахарных заводов в Воронежской области.  Что такое гидростабилизированный мазут. В обычный мазут мы добавляли до 12 процентов воды и с помощью гидродинамического кавитационного генератора разбивали эту воду до капелек микронного размера. Это существенно улучшало режим работы форсунок, экономилось топливо, исчезал дым и на 80 процентов снижались вредные выбросы.  Заказчики были довольны нашей работой, неплохо оплачивали ее, но когда мы просили директоров заводов оформить какой-либо документ, подтверждающий эффективность нашей работы, в том числе экономию мазута они категорически отказывались это делать. Нам такая бумага нужна была для того, чтобы размахивать ей перед носом других заказчиков. Но и директоров понять можно. Они подпишут экономию топлива, а холдинг им тут же снизит расходные коэффициенты.  И как-то в конце сезона сахароварения приезжает комиссия из Московского холдинга и находит в емкостях восемь тысяч тонн мазута. По документам там ноль, а в натуре можно даже полюбоваться на этот излишек. Ребята просто не успели пульнуть этот излишек на сторону.
        А что же произошло в Норильске? Похоже, там успели. Я начал размышлять на эту тему. Позвонил своему приятелю,  доктору технических наук, который всю жизнь проработал в нефтянке. Его версия простая – да разворовали, а теперь спишут на техногенную катастрофу. Я в чем-то согласился, но по вопросу,  кто уворовал,  я размышляю до сих пор.  С другой стороны обвинять кого-либо в воровстве я бы не решился. Видимо тут произошло простое несанкционированное изъятие чужого имущества.  Но кто это сделал?  Руководителей старшего и среднего звена я отмел сразу. Скорее всего, они являются членами партии Единая Россия,  и их статус не позволит этого сделать. Они прекрасно осознают, что за воровство их могут  исключить из партии, а это какой позор на всю оставшуюся жизнь.
         Так кого можно подозревать?  Я думаю, что это операторы склада каждый день после смены выносили в бидончиках и даже канистрах этот востребованный продукт. Не исключаю, что и охранники приложили руку к этому промыслу. Вот так и растащили двадцать одну тысячу тонн.  А потом уговорили местного алкаша-камикадзе протаранить пару емкостей.
          А если без шуток. Ясно, что была течь. Будет загажен приличный кусок земли. В ближайших водоемах ничего хорошего тоже не следует ожидать. Летом будет вонь на всю округу.  Правда, можно отметить, что эти миазмы  до Куршавеля не дойдут.  Ну и за спасибо солярку в Ледовитый океан никто не выпустит. Сами не санкционированно изымем.  Не стоит ожидать вселенской катастрофы. Это утешает. Жаль только местных жителей.   
       P.S. Появилось новое сообщение. Сам президент признал катастрофу в Норильске Чрезвычайной ситуацией федерального уровня. Оказывается, действительно был пролив нефтепродуктов на площади ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ!!! К сведению читателей – площадь десятитысячного резервуара составляет 960 квадратных метров. А вот если разлить двадцать тысяч кубов на трехстах пятидесяти метрах, то глубина этого озерца будет около шестидесяти метров.  Интересно, а вот те, кто дает такую информацию президенту и журналисты вещающие об этом событии ходили хоть изредка в школу или ограничились дистанционным обучением. Хотя если даже сотня другая тонн солярки попадет в реку, то это будет серьезная проблема для экологии региона.
       Теперь, когда появились фото и видео с места аварии, могу сказать абсолютно точно.  Фантастическая безалаберность и абсолютный не профессионализм сегодняшних «эффективных менеджеров».  По видимому и надзорные органы интересовал только конвертик, получаемый от эксплуатационников при обычных проверках. Ключевое правило безопасности  при эксплуатации складов нефтепродуктов и любых других наливных вредных субстанций. ОБВАЛОВКА СКЛАДА ДОЛЖНА ВМЕЩАТЬ ВЕСЬ ОБЪЕМ ПРОЛИВА САМОГО БОЛЬШОГО РЕЗЕРВУАРА, На фото у подошвы резервуара я не увидел даже самой маленькой лужицы. Это означает, что герметичность обваловки была нулевая.  Нужно было надзору очень постараться, чтобы это не увидеть.
         Уже озвучивается версия, что виновато потепление климата. Да, потеплело. И то свайное поле, которое спроектировали сорок лет назад могло понизить несущую способность фундамента. Но для этого и проектируется обваловка.  Тридцать лет ходить мимо дыр в обваловочной стенке не принимая простейших мер. Такое ни один советский проектировщик не мог предусмотреть.