Вторая жизнь

Ольга Севостьянова 2
Статья подготовлена для издательства "Символик", М., 2020. ОПУБЛИКОВАНА В КНИГЕ "РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ О ГАДЖЕТАХ".


Вторая жизнь
Ольга Севостьянова,
писатель, член Союза журналистов РФ

Бывали ли вы когда-нибудь на современных школьных дискотеках для подростков? Конечно, бывали, если вам 15 – 16 лет. Или если вы школьный учитель. А я вот помню свои школьные… хотела сказать «дискотеки», но слова тогда такого не было. А были – школьные вечера. Быстрые танцы под жутко модные тогда песни Муслима Магомаева; медленные – под музыку французского композитора Поля Мориа или под песни Джо Дассена… Время первой влюбленности… Что может быть волнительнее первого робкого прикосновения влюбленного в тебя мальчишки из параллельного класса?
Как давно это было, жизнь назад! И сегодня я думаю, как мало за это время изменился сам человек и как шагнул при этом технический прогресс.
О том, как проходят современные школьные дискотеки, мне рассказал 16-летний Андрей. В зале собирается человек сорок мальчишек и девчонок. Гремит музыка. А все сидят, уткнувшись в смартфоны, ничего не видя и не слыша вокруг. Лишь несколько ребят пытаются оторвать товарищей от экранов и вытащить их подвигаться. Но безуспешно. Посидят так – и расходятся, всё так же уткнувшись в экраны.
– Телефон – наша вторая жизнь! – категорично заявляет 16-летняя Настя. – Если вдруг я забуду дома смартфон – у меня начинается паника. Невозможно жить без телефона. Я тогда просто как без рук.
Про «вторую» жизнь Настя, конечно, загнула для красного словца. С реальной-то жизнью у нее всё в порядке. И учиться успевает, и к экзаменам готовится, и книги читает, и даже в хоре церковном поет. И с подругами в социальных сетях общается. Всему свое время. Зависимости от гаджетов у Насти нет. Она вообще считает, что про эту зависимость взрослые придумывают. Мама, например, всерьез озабочена тем, что дочь много времени в телефоне сидит. Пробовала ее ограничивать, только это очень проблематичным оказалось при таком ритме жизни.
А вот у 15-летней Даши «вторая» жизнь точно протекает в ущерб «первой».
– Я чувствую себя сильно зависимой от гаджетов, – признается она. – Мы все сидим сейчас в социальных сетях и привязываемся к незнакомым людям, которые понимают нас лучше, чем близкие. Я не могу оторваться от телефона, потому что чувствую себя обязанной ответить на каждое сообщение. Неважно, что это может случиться во время уроков или выполнения домашнего задания, ведь люди ждут моего ответа – и это важнее. В итоге у меня плохие оценки, близкие постоянно меня упрекают, дома то и дело скандалы. Друзья из реальной жизни постепенно от меня отошли, и теперь моя личная жизнь – это виртуальные события.
Реальная жизнь у Даши складывается и впрямь нелегко. Когда родители разошлись, мать перестала с ней справляться. Начались проблемы в школе. В итоге Дашу оправили в другой город к бабушке с дедушкой. Они поставили цель во что бы ни стало «исправить» Дашу. Хотя семья небогатая, ей наняли кучу репетиторов, стали требовать хорошей учебы и адекватного поведения, запретили безвылазно сидеть в телефоне. Теперь Даша ведет свою «вторую» жизнь исключительно ночью, когда все спят. А с утра начинается кошмар: уроки, упреки, нотации. Но самое невыносимое, когда взрослые отнимают телефон. За какую-нибудь провинность, за те же невыученные уроки. Очень плохой может быть реальная жизнь.
А про свою «вторую», хорошую, жизнь подростки могут рассказывать часами. К примеру, о том, как трудно бывает общаться с «живыми» людьми и как легко с виртуальными. Или о том, что в обыденной жизни общение часто бывает «ни о чем», а в виртуальной – по интересам. Если, например, любишь собак, то обязательно найдется собеседник, с которым можно обсуждать эту тему хоть сутки напролет. Хоть о чем можно поговорить – и о путешествиях, и о погоде, и о том, как похудеть. Собеседники находятся, как говорится, на любой вкус и цвет.
– Когда я держу в руках телефон, я чувствую себя защищенной, у меня будто появляется внутренняя поддержка, – объясняет Даша. – Нажимаешь кнопку – у тебя появляется информация на любую тему, о любом интересующем тебя человеке. У каждого свой кумир. Что в этом плохого? По-моему, это очень круто…
Я слушаю Дашу и думаю о том, сколько опасностей подстерегает детей в этом виртуальном пространстве. Опасностей, о которых они не подозревают. И связанных с той самой «широтой интересов» пользователей социальных сетей. Особенно велики риски для самой любопытной и доверчивой части подростков – учеников пятых - шестых классов. Их можно «подсадить» на что угодно. И успешно подсаживают. И на жестокость, и на алкоголь, и на якобы безвредные наркотические вещества, и на анорексию , и на порнографию, и на проституцию, и, страшно сказать, на самоубийство… Да и просто на представление о современной «красивой жизни». За всем этим стоят взрослые преступники, которые стремятся разбогатеть любой ценой.
Красивая картинка – сегодня главный «крючок» социальных сетей. Да и телевидения тоже. С телевизором, правда, проще. Его сегодня смотрят, как мне объяснили те же подростки, «только старики». А вся молодежь гуляет в интернете.
– Все девчонки поголовно в сетях сидят, – рассказывает Даша. – Если раньше были популярны игры типа одеть куклу, поухаживать за животными или побродить по таинственному замку, то теперь все увлечены инстаграммом. Популярен тот, у кого много подписчиков: значит, у тебя самые интересные фотографии, самое лучшее видео.
Ясно, что «самое лучшее» вовсе не означает самое доброе и полезное. Большинство девчонок «рекламируют» свое лицо и тело. На всеобщее обозрение выставляется также еда, интерьер, предметы роскоши и вообще «красивой жизни». Самые порядочные показывают свои достижения – в учебе, в спорте, в творчестве. Но так или иначе тщеславятся все. И завидуют друг другу. И из кожи лезут, чтобы создать впечатление, что у них всё «в шоколаде». В результате человеческие пороки расцветают вездесущим чертополохом. Так грамотно формируется пошлый образ жизни молодого человека: любой ценой добиться, чтобы быть в центре картинки с атрибутами «красивой жизни». И неважно, что «красота» эта может быть уродливой (например, накачанные до безобразия губы или грудь), главное, что это символ богатой и успешной жизни.
Вот такая она – «вторая» жизнь. Все новости про всё и про всех узнаешь, на других посмотришь и себя покажешь: что сегодня ел, что пил, как время убивал. За кого-нибудь языком зацепишься – и со всех сторон его обсудишь и осудишь. В каждом коллективе – и в реальном пространстве, и в виртуальном – есть такие, над кем можно посмеяться и поиздеваться…
– Мне это не нравится, когда над кем-то смеются, – говорит Андрей,– У нас в классе тоже такой парень есть, и мне его жаль, я, наоборот, стараюсь с ним чаще разговаривать, потому что он совсем один. Но он уже привык, по-моему, что с ним никто не общается.
– А как тебе самому удалось сохранить независимость от гаджетов? – спрашиваю я его.
– Так мне некогда! – отвечает. – С утра школа. Потом уроки делаю, к поступлению в институт готовлюсь. Потом на тренировку бегу до самого вечера. Когда мне в телефоне-то сидеть? Разве что в автобусе, когда на соревнования едем…
С «первой жизнью» у Андрея всё в порядке – и не на картинках в соцсети, а на самом деле, поэтому «вторая» ему просто ни к чему. Смартфон он воспринимает не как дверцу во «вторую жизнь», а только по прямому назначению – как удобное устройство для получения информации и общения по делу. Поэтому в гаджетах он никакой опасности не видит и считает, что запрещать их использование не нужно.
– Разве ты никогда не сталкивался с ситуацией зависимости детей от гаджетов? – продолжаю я его «пытать». – Может, просто запретить детям до определенного возраста пользоваться ими?
Андрей задумывается.
– Было один раз… Мы с друзьями гуляли, к нам подошла незнакомая женщина и пожаловалась, что у нее сын, шестиклассник, днем и ночью сидит в телефоне, перестал общаться и с ней, и вообще со всеми, ничего не делает, не хочет учиться, гулять не ходит, даже есть отказывается. «Что мне делать? Что мне делать?..» – в отчаянии повторяла женщина.
– И что вы ей посоветовали?
– Мы не знали, что ей ответить. Сказали только, что нужно сына обязательно чем-нибудь заинтересовать, найти для него дело, которое ему будет интересно и ради которого он оторвется от телефона. Пусть бы спортом занялся, например… Или в танцевальную студию записался, или в театральную, или на пение, в конце концов… Или собаку ему завести, что ли, – пусть ухаживает за ней, гулять ее водит… Смотря что ему нравится и какие у него способности есть.
– Поможет это, как думаешь?
– Не знаю… Наверное, матери раньше надо было внимание на сына обратить. Что-то предложить ему взамен. Интересное что-то. А просто запрещать или телефон отбирать – бесполезно…
– Запрещать – бесполезно, – уверен еще один мой собеседник, студент 4-го курса одного из московских вузов Максим. – Мне, например, ничего не запрещали. Хотя по собственному опыту знаю, что в соцсетях можно найти всё что угодно – и полезную информацию, и «помойку», которая очень сильно может навредить детям.
– Как же ты уберегся от этого пагубного влияния, если тебе ничего не запрещали?
– Родители не запрещали, но всегда со мной разговаривали. Объясняли, что хорошо, что плохо. Дело ведь не в гаджетах, а в воспитании.
– А сам ты до какого возраста будешь запрещать своим детям пользоваться гаджетами?
Максим задумывается. Одно дело сказать, что запрещать никому ничего не надо, и совсем другое – когда речь заходит о собственных детях, пусть даже будущих.
– Буду объяснять… – неуверенно говорит он. – Хотя я заметил, что те девчонки, которые с раннего детства бесконтрольно пользуются социальными сетями, вырастают очень избалованными и пошлыми.
– Пошлыми? – заинтересованно переспрашиваю я, потому что впервые слышу это слово из уст молодого человека. А ведь все мои собеседники говорили именно о пошлости. – И как это проявляется?
Максим вспоминает недавний случай, когда в одном из московских клубов собрался на корпоративную вечеринку коллектив нефтяной компании. У клуба выстроилась очередь из девчонок, которые дрались и отталкивали друг друга, желая во что бы то ни стало проникнуть внутрь без соперниц. В охоте на потенциальных богатых мужей они оказались готовы на всё. Пошлость полностью уничтожила такие понятия, как чувство собственного достоинства, любовь, дружба. Пошлость постепенно стирает границы между мужчиной и женщиной, которая становится всё более доступной. А всё потому, что такой – пошлый – образ жизни усиленно пропагандируется в сетях.
– Самое главное, говорить об этом бесполезно, – вздыхает Максим. – Люди просто не понимают, о чем ты. Недавно я встретился со своей одноклассницей, которая тоже учится в вузе в Москве. Меня поразило, что она за эти годы абсолютно не испортилась. Единственная на моем пути совершенно неиспорченная девушка. Я думал, что таких уже не бывает.

Дети, дети… Как уберечь ваши души от грязи? Как убедить вас, что смотреть надо в небо, а не в экран телефона? Придет день, когда иллюзия рассеется – и вы увидите, что находитесь в тупике. И придется возвращаться назад и начинать новый путь – если останутся силы и время. Только времени-то будет всё меньше и меньше. И еще хорошо, если так. Ведь какие только беды не случаются с людьми, подменившими реальную, прекрасную, Богом созданную жизнь – бездушной и мертвой виртуальной!
Конечно, прав Максим, что не в гаджетах дело, а в воспитании. Гаджеты – всего лишь продукт технического прогресса. А человек в первую очередь – образ Божий, как бы этот образ ни стремились исказить. И если «первая» (и единственная!) жизнь будет наполненной, радостной и обращенной к Богу, то «вторая», суррогатная, просто не понадобится.
Обернитесь вокруг – и вы увидите, сколько в этом мире интересного, чем вы могли бы заняться, чтобы стать «богатыми, успешными и красивыми», как вы и желаете. Виртуальный путь вас точно заведет не туда. А, может быть, кому-то нужна ваша помощь, но он не может до вас достучаться, пока вы сидите у экрана, ничего не видя и не слыша. А, может быть, сидя у экрана и любуясь виртуальным героем, вы упускаете свое настоящее счастье – того единственного на всей земле человека, который вам нужен. Услышьте меня, пожалуйста, дети!