Глава 1. Детство и школа. Школа

Николай Омельяненко
        В 1950 году я пошёл в первый  класс. Ходил в школу с интересом Любил, получив  летом учебники на следующий учебный год, читать наиболее интересные разделы, например, по природоведению, географии и др. Особенно мне хотелось в школу летом, к концу лета. Школой было самое большое каменное здание в селе. Летом в нем всегда делался ремонт. Мне нравились свежевыкрашенные полы, пахнувшие краской, просторные классы с большими окнами и коридорами. В наших деревенских глиняных  домах, построенных из самана  ( глина с соломой ) было тесно. Дома обычно состояли из кухни и комнаты, небольших по размеру, с маленькими окнами, а также просторного сарая для скота. Пол в домах, как правило, земляной, покрытый глиной. Его периодически мыли мокрой тряпкой .Электричество появилось примерно в 1952 году. До этого для освещения пользовались керосиновыми лампами. Короче, в школе было просторно и веселее.
 
             Надо сказать честно, что учеба сначала ( в 1-2классах) давалась мне нелегко. До сих пор помню как я в первом классе осенью сам учился дома читать и не мог прочитать фразу " мама мыла Милу мылом".Я очень расстраивался, пока на помощь не пришла соседка .Но самыми трудными для меня оказались уроки чистописания и каллиграфии..Тогда буквы писали пером, макая его в чернильницу. Одни части букв должны быть толще, другие тоньше в зависимости от нажима на перо. Строчка должна быть ровной, а лист бумаги - чистый. Написанное чернилами по неосторожности можно было нечаянно  размазать и т д. Учительницей было Мария Алексеевна. Она была пожилого возраста и её меж собой ученики звали " бабушкой" Однажды  ей надоели каракули некоторых учеников и она придумала,  как с этим бороться . Подняла из-за парт 4-х учеников, в том числе и меня, попросила раскрыть наши тетради, взять их в свои руки и мы, держа раскрытые тетради перед собой . пошли за ней. Она завела нас в соседний класс, где были ученики старше нас и сказала им: "Посмотрите, как пишут эти ребята". Потом зашли в другой класс и, идя между рядами парт, держали свои раскрытые тетради по правописанию и показывали, как мы пишем. Я помню , что никто  из учеников не смеялся над нами, отнеслись к нам с сочувствием. А я шёл с тетрадкой в руках и в неё капали мои слезы от стыда и обиды. Да, это не методы Макаренко, Сухомлинского и других наших знаменитых педагогов-земляков. Но я этот случай запомнил на всю жизнь, хотя почерк у меня навсегда остался не очень разборчивым.

           Какие ещё воспитательные меры применялись в те времена к нерадивым ученикам.? Если ученик мешал проведению урока, ему делали замечание. Не помогало, просили выйти из класса. А потом разбирались с ним у завуча или директора школы. Самое строгое наказание- учитель отбирал у ученика портфель. Это означало , что проштрафившийся школьник приходил домой без портфеля. За портфелем в школу должен прийти родитель. При этом ему расскажут о прегрешениях дитяти.

           Учителями у нас были, в основном, женщины. Многих учителей-мужчин выкосила  война. Единственным мужчиной, как мне помнится,  в этой школе был директор, Иван Акимович. Когда его доводили ученики до белого каления, он мог закричать: " Прекратите безобразничать, скоты твердолобые!" Но он был фронтовик, контуженный артиллерист, и подобные срывы  ему прощались.

          Мои дети ходили в школу в 80-е годы. И одна учительница позволяла ,когда её выводили из себя, кричать: " Идиоты, жалко, что у меня нет гранаты! Бросила бы в вас .Пусть меня посадили бы, но и вы, идиоты, исчезли бы с лица Земли". Но в целом в наше время уважали учителей или побаивались их. Я, например, c детства боялся учителей, врачей и милиции. Не знаю, почему.

             Сейчас же мы читаем в газетах, видим по телевизору, что в какой-то школе учащиеся избили учителя физкультуры за то, что он не разрешал мальчикам подсматривать в раздевалке за девочками  А в другом месте, вообще ,ученики избили директора школы .Наконец, 15- летний школьник зарезал свою мать за то, что она запретила ему пользоваться компьютером, пока он не ликвидирует отставание в учебе. Вот такая эволюция нравов за последние 70 лет.

             Необходимо добавить, что в 50-е годы, в послевоенное время , сельские школы были очень бедными. В школе не было спортзала и занятия по физкультуре проводились в тёплое время года на улице. На лыжах и коньках не катались на занятиях,.так как их почти ни у кого не было. У некоторых были самодельные коньки, Например дедушка сделал мне коньки из деревянного брусочка, оббитого снизу толстой проволокой. Такой конёк привязывали к валенкам веревками .У нас не было турпоходов, пионерских лагерей,хотя я очень мечтал попасть летом в такой лагерь. Я его видел в 3- х километрах от нашего села, возле железнодорожной станции . Но в нем отдыхали городские ребята. Они общались и веселились. Правда,  у нас в школе был кружок драматический. Я его посещал. Мы  тоже общались и ставили разные пьесы.

            Летом школьники нередко привлекались для прополки колхозных полей. И однажды, когда я закончил  6 классов,колхоз сделал нам  большой подарок : поездку на Азовское море в г Мариуполь. Город находится в 100 км от нашего села. Нам выделили грузовик со скамейками в кузове и шофёром. Крыши или тента над кузовом не было, так как в колхозе ничего подобного не имелось. Хорошо, что мы не попали под дождь. Одну ночь мы ночевали в какой- то приморской школе. Но без кроватей и без постелей. Но тем  не менее мы были в восторге от поездки, от моря, которое мы увидели впервые в жизни и искупались в нем.

           Самый любимый праздник у меня был- Новогодняя ёлка. В Донецкой степи тогда почти не было хвойных деревьев. Для меня сосна и ель были самыми  любимыми деревьями .Это было тогда большой экзотикой для тех мест Ель привозили издалека, ставили в самом лучшем помещении школы, украшали. Вокруг устраивали спектакли, игры и т д. Впечатлений хватало на весь год.

          Большой радостью оказалась установка в школе первого телевизора. Тогда такого не было ни у кого на селе. Его  ставили на праздники или в выходные дни в большом классе школы. Телевизор был маленьким и перед ним располагали стеклянную емкость с водой. Для увеличения размера изображения. Все желающие могли приходить и смотреть. Но таких было немного, так как нечего было смотреть. Передач почти не было тогда, а изображение - никудышнее.

            Мы не только плохо питались  в 40 -50-е годы, но и одеваться ,можно сказать, было не во что .Все лето мальчишки бегали босиком. Если случалось поранить ногу, ранку засыпали песком - прямо с дороги. Из одежды летом - старенькая рубаха и штаны. Зимой носили фуфайки. Так называли верхнюю одежду на вате- для  рабочих( ватники).

        Для нас мальчишек одежда была великовата (швейные  фабрики  шили ватники только для взрослых ).Помню, как мне купили резиновые сапоги . Впервые в жизни! Они не боялись воды! Но в них приходилось ходить и зимой. А морозы доходили до 20 градусов ниже нуля.

              Где- то в 7 или 8 классе по совету старших товарищей я купил себе обновку - футбольные бутсы. Шипы поотрывал и получилась дешевая, крепкая обувь из натуральной кожи. В такой обуви я,кажется, ходил и на 1 курсе техникума.

         В заключение школьного периода хочется добавить , что в начальной школе я учился весьма посредственно. Но почему-то в 5 классе многое изменилось. Я стал смотреть на себя в зеркало, поправлять прическу. У меня пробудился интерес к успеваемости. Самолюбие что ли проснулось. 5- й класс тогда впервые за все годы учебы завершался экзаменами. Их было 3 или 4, и я захотел все сдать на 5.В этом случае мне пообещали купить велосипед .Я все экзамены сдал на 5 и мне купили велосипед. В 6 классе учился хорошо, а в аттестате об окончании школы была только одна 4 - ка по русскому языку .Тогда средняя школа включала  7 классов,а  полная средняя- 10 .А из всех предметов в последние два учебных года  мне нравилась физика и особенно разделы, связанные с электричеством .Однажды я устроил в нашем доме электрическую дугу - от сети освещения .У мамы чуть не случился инфаркт от испуга .

          Я собирался учиться в школе и дальше и закончить 10 классов. Когда подрос, появилась мечта - стать летчиком. Им хотел быть мой отец, но не успел  .Я собирался продолжить его дело .Но я проучился ещё один год, закончил 8 классов в Новгородской средней школе ( в селе была только семилетняя школа ),а потом поступил в техникум. Совершенно случайно.

         Как и всем подросткам мне хотелось скорее стать взрослым. В 6 классе начал покуривать, а в 8 уже курил регулярно .Но больше всего мне хотелось работать в колхозе. Сельские подростки часто  начинали работать в летнее время примерно  после окончания 5 класса. Тоже самое случилось и со мной. Первая моя работа -прополка овощного поля. Я как младший вёл коня под уздцы по междурядьям . Более старший товарищ шёл сзади, держал две ручки плужка ( его мы называли полка от слова полоть, пропалывать ) и направлял его движение по междурядью. Так срезались сорняки  между рядами помидоров и других овощей.

             Чуть позже я работал летом грузчиком на автомашине. В то время распространенным автотранспортом в колхозе были бортовые автомобили или самосвалы марки ГАЗ . Они имели 2,5 тонны грузоподъёмность. На самосвалах мы возили силос ( скошенные и изрубленные  комбайном стебли и листья молодой кукурузы ). Силос заготавливали в корм скоту на зиму с специальных траншеях- хранилищах. На бортовых автомашинах возили из города в село кирпич и другие стройматериалы. А из села возили в город зерно, помидоры, огурцы и другие продукты по  мере сбора урожая ( государственные поставки ).Мне очень нравилась работа грузчиком. Иногда на степной дороге мне доверялось управлять машиной. На автомобиле мы ездили в разные города и привозили разные грузы, выгружая вручную. Но надо было вставать в 5 часов утра,чтобы в 6 часов быть в колхозе. Собирались все в колхозном дворе " на наряд".Бригадир давал всем работу: кто куда едет, с кем и т  д.

         Одно время я   работал водовозом. Получив утром задания, запрягал лошадь в небольшую повозку с деревянной бочкой. Я ехал к колодцу, набирал в бочку воду и ехал в поля по указанным бригадиром местам. Там находил небольшую емкость и наливал в неё свежую воду. На полях люди работали в жару целыми днями и пили эту воду.

          За работу учётчик колхоза  ставил в табеле учета рабочего времени трудодни за рабочий день. Как говорили, ставил "  палочку". Осенью после сбора урожая и сдачи государственных поставок нам начисляли зарплату. Это были небольшие деньги, но заработанные своим трудом.

        После 7 и 8 класса летом я работал в совхозе "Степной" в  соседнем селе Розовка, куда к тому времени  переехала наша семья. Там была ещё более ответственная работа. На пшеничном поле после уборки зерна оставалась солома. Её надо было скирдовать, то есть складывать в огромные скирды. Сначала два трактора со специальной волокушей  сгребали  солому в кучу  и подтаскивали к месту скирдования. У волокуши имелись два троса. На нижний трос мы (2-3 человека )становились ногами, а верхний трос держали руками . Трактора шли по полю ,сгребали солому и подтаскивали к месту скирдования.

          А здесь работала опытная бригада  - человек 5.Они укладывали солому в небольшую специальную волокушу, которую один трактор затаскивал вверх на скирду, Здесь работали 2  очень опытных человека. Они раскладывали солому равномерно по скирде . Пустую волокушу по команде стаскивали обратно вниз. Обычно это выполнялось одной лошадью во главе с коноводом. Я и бывал этим коноводом  Утром брал лошадь в совхозной конюшне, скакал на ней в поля и там весь день работал с бригадой . Часто я ехал с бригадой на повозке ( бричке). Это было очень интересно. Ехали подчас далеко,и всю дорогу молодые женщины ( они преобладали в бригаде ) пели красивые народные и современные песни.
 
         Работа в бригаде  на природе, поездки туда и обратно запомнились мне на всю жизнь. Особенно необычными были поездки на лошади верхом. Без седла и стремян. На лошадь и забраться в открытом поле было непросто. Лошадь ведь высокая!Сельские мальчишки и я использовали такой приём . Я брался двумя руками за гриву лошади и отходил к её голове . И как бы с разбегу делал резкий прыжок " на коня" , и взлетал на спину лошади, держась руками за гриву.

           В последнее лето 1958 года, когда я работал в совхозе коноводом, пришло письмо из Славянска. В нем сообщалось о моем зачислении в техникум. Я был очень счастлив. Запомнил этот момент на всю жизнь.

          Седьмой, тогда выпускной класс, я учился в школе села Розовка, которое было в 3 километрах от села Новобахмутовка. Туда переехала наша семья. Там была больница , в которой мама проработала почти всю жизнь. В течение 7 лет она ходила на работу из одного села  в другое  по 6 километров ( 3 км между сёлами по  пустынным полям и 3 км- по сёлам). Летом и зимой, в дождь и морозы! А ведь там -
 лучшие в мире черноземы, и грунтовая дорога. В дождь сапог мог остаться в грязи .После переезда работа у мамы стала рядом.

         Но я с большой неохотой перешёл в другую школу. На старом месте оставались старые  друзья - одноклассники: Анатолий Вовк ( срочную и сверхсрочную службу прошёл подводником на атомных лодках и рано ушёл из жизни ), Славик Харь, Володя Чернышенко и первая любовь со времён 5 класса Филева Таня. С этими старыми друзьями я поддерживал отношения всю жизнь. А в Розовке появился новый друг,  одноклассница и соседка по дому , Туманова ( девичья Струс ) Любовь. Она закончила университет и работала учителем - филологом .С ней я дружил с перерывами. Наши жизненные пути разошлись. Но в последние десятилетия  жизни оба оказались в Московских краях и возобновили наши дружеские отношения.

        С Таней Филевой наши жизненные пути скоро совсем разошлись. Я её несколько раз видел мельком. Перебросились  дежурными фразами. О прошлом даже не вспоминали. Остались в душе одни  только трогательные воспоминания.