Книга в работе

Саша Валера Кузнецов
    
     В революционном 1991 году сразу после путча Алексей Баталов сказал вновь набранным студентам: «Поздравляю! Вы – первый набор без коммунистов!»

В нашей 209-й аудитории спал на раскладушке АртAкисян. Так я запомнил его фамилию)…
 
И пока не приехала Нана Джорджиадзе, присланная, пока Ираклий Квирикадзе писал сценарии в Америке, мы начали работать со старыми притчами из коллекции Артура по его методике и ниже я даю свои записи тех счастливых дней.
========= . . .
Итак - Школа притч Артура Аристакисяна - ВГиК-91 год.

 
         В девяносто первом/революционном году, сразу после путча мы пришли в 209-ую аудиторию и обнаружили там Аристакисяна, спящего на раскладушке прямо на подиуме, прикрытом тяжелой/театральной занавесью.

     Он предложил нам, пока нет нашего мастера Наны Джорджиадзе, что прислал вместо себя Ираклий Квирикадзе - в Америке писал сценарии - позаниматься с его коллекцией древних притч.
     Будучи самым старшим на курсе, я поддержал его идею и мы приступили к занятиям, продолжавшимся день и ночь, иногда не обращая внимания, что в аудитории, преподаватели пытались проводить занятия по расписанию.

В моём спектакле-проживании участвовали Ника Турбина и Ольга Дунаевская, потом мы выпили-выпили и у Никиного друга в доме Нерензее, после добрели до квартиры её отца, где она переоделась у шкафа с дверным зеркалом, не обращая внимания на нас, голая перед зеркалом подержав вольную паузу... - красивая такая и молодая - переоделась в черное платье в обтяжку... - дальше не помню…
    
В аудитории мы варили кофе на электроплитке, продолжая обсуждения этапов проживания на основе притч и постановки спектаклей - изо дня в день. У меня сохранились записи и я предлагаю прочесть этот материал, как мне представляется – в помощь пониманию сценариев, написанных в то время, когда Алексей Баталов, поднявшись на сцену актового зала, поздравил нас.
= = = = = = = = =
. . .

     Притча – загадка: Как выйти из клетки и остаться человеком? Ключи заколдованы, они находятся у обезьян. Клетка заперта изнутри.
Денис: Они не могут ничего изменить. Они объединены интеллектом. Люди хотят выйти. Ключи – искушение.
Маша: Обезьянки внутри каждого человека. Вторая клетка – сам человек. Сделать это должен ты один. Мечта выйти, сильней судьбы.
Фатима: Выйдя из клетки, человек попадает в другую, большую. Из обезьян нельзя сделать человека. Устроить зрелище перед обезьянами.
Г.И.: Сила, увеличивающая количество обезьян. Никто не может выдержать искупления открыть. Утрата сознания – величайшее счастье. Естественная потребность. Атмосфера должна дойти до величайшего напряжения, желание уйти во власть тьмы – сильно. Свобода вне клетки еще более трагична. Внутри инстинктивное напряжение. Не взрыв, а чудесное за счёт смирения. 40000 лет есть ещё…

Иисус сказал: Бросьте свои сети и я сделаю вас ловцами человеков. И человек, как орган зрения, проходит через большие ячейки клетки. Нам помогало это место из библии. И мы стали заниматься любовью через клетку. Просовывали руки и касались глаз, мы переносили клетку в образ, мы переставали замечать клетку. Таким образом, мы попытались ласкать обезьяну её глаз. И она приняла нашу игру и я уже не хотел открывать клетку.

Маша: Нас сбивает с толку слово клетка. Заключение. Она возникает тогда, когда человек думает о клетке. Своё тело, как зал ожидания, а люди рядом ему не видны, прутья застилают ему глаза. Если ты здесь, то это нужно. Человек становится обезьяной, чтобы стать человеком. Нужно, чтобы человек не замечал клетки и жил в ней.

Выращивание форм из найденных версий.
Собрать урожай форм.
Желание обезьяны схватить ключи, пока они не исчезли и открыть дверь. Ключ не ключ, функция не известна («якобы ключи»). Ключ не предмет – путь. Ключ открывает не клетку, а в человеке обезьяну. Ключ, который нельзя взять. Ключом можно пльзоваться, как предметом, как угодно, но не вставлять в замок. Любой предмет может стать ключом.

Клетка – человек. Под одеждой у человека находится клетка. Ключ от внутренней клетки открывает наружную, а внутри маленькой сидит обезьяна. Если клетка съест человека? Стена – клетка с замком. Они не понимают, где они.
Зрелище для обезьян – люди.
Постоянное неминуемое превращение человека в бессознательное состояние. Превращение – необходимость возврата к себе. Женская особь – смирение, выход. Смирение на бессознательном уровне. Нельзя открыть черный ящик, находясь в сознательном состоянии. Форма спасения – ощущение превращения в плоть Тайны, в промежуток между человеком и обезьяной. Сознательно затянуть этот процесс в клетке, хочет сама клетка. Изнутри этого превращения, из коридора можно взглянуть на ситуацию.
Иисус – смерть мира.
Граница, промежуток, пятая сторона клетки необходима человеку, она соединяет тех и других.
Человек в клетке из хвостов обезьян.
Рот на замке.
Пригубить ключ. Мутогенный процесс времени по превращению людей в обезьян.
               
Резиновая клетка.

= = = = = = = = = 

. . .

ПРИТЧА: Властители Северного и Южного океанов часто встречались у Хаоса, владыки Центра, и всегда весело проводили время. Но у Хаоса не было лица, и тогда правители океанов в благодарность за его гостеприимство решили пробуравить в хозяине дырки, чтобы придать ему, так сказать, облик человеческий. Ежедневно они проделывали по одному отверстию, а на седьмой день Хаос умер.

«Человек – отблеск человека.
Всё, на что я смотрю, смотрит на меня.
В спящей воде покоится мир,
Эхом раковины плывёт твоё слово…»

«Дао рождает единое, единое рождает два, два рождает три, и три рождает сущее»

«Возвращение – есть действие дао», - сказано у Лао-цзы. В свою очередь, Чжуан-цзы говорит о «возвращении к подлинному», «возвращении к единому», «возвращении к всепроникающему», «возвращению к равенству с Небом», «возвращению к своей природе»…

Чжуан-цзы: Если спрятать лодку в реке, а холм в озере, то окажется, что они надежно укрыты. Но в полночь силач унесет их на спине, а невежде будет невдомек. С каким бы тщанием не прятать большие и малые вещи, они всё равно исчезнут. Вот если спрятать Поднебесную в Поднебесной, им некуда будет пропасть. Таков великий порядок сохранения вещи.

Чжуан-цзы говорит о Переплавщике или Великом Мастере, который высекает все формы - Чжуан-цзы: Люди почитают за необычайное счастье родиться в облике человека. Насколько же радостнее знать, что то, что имеет облик человеческий, претерпит десять тысяч превращений и им не наступит предел! Вот почему мудрец радуется тому, что никогда не потеряется, но пребудет вечно. Если люди ценят достоинства молодости и достоинства старости, достоинства начала и достоинства конца, то не ценить ли тем более то, что связует всю тьму вещей и чем держится каждое превращение?

Чжуан-цзы: Полутень спросила у Тени: «Раньше ты двигалась, теперь ты остановилась. Раньше ты сидела, теперь ты встала. Откуда такое непостоянство поведения?» Тень ответила: «А может я поступаю так, в зависимости от чего либо? А может, то, в зависимости от чего я так поступаю, зависит от чего-то еще? А может я завишу от чешуйки на брюхе змеи или от крыльев цикады? Как знать, почему это так, как знать,  почему это не так?»

«Без должного человека путь не претворится на упстом месте»

«Смотри, как исчезает невидимое»

= = = = = = = = =
. . .

          За городом, за рекой жила женщина. Человек любил женщину и ходил к ней за город, за реку, переправляясь вплавь туда и обратно. О ней он никому не рассказывал. По пути к ней, Человек проходил улицы своего городка. Её дом был почти у реки. И он приходил к ней, они ложились и он уходил и вновь переплывал реку. Как-то он лёг и они были лицом к лицу и Человек увидел родинку на её лице. – Я никогда не видел её. – Она была всегда. – И она не говорила более о ней, но попросила не входить сегодня в воду и плыть через реку. И больше не говорила. И он лёг с ней. Потом он ушел и вошел в реку. Всё было как всегда: силы его, течение реки и глубина – всё. Но он стал мерзнуть и замёрз и умер
= = = = = = = = =
. . .


2.


Я – режиссер-сценарист, снимался в паре  фильмов как актер, даже в главной роли у Ленки Тихоновой (Вена) – Саша Кузнецов в титрах и Александр Валерьевич, так сказать, в жизни. Родившись в закрытом городе, где Курчатов делал атомную бомбу, в утробе матери я пережил взрыв ядерных отходов на комбинате Маяк в Челябинске-40, ныне Озёрск.
 
Переехали в Среднюю Азию, потом строили синхрофазотрон в Протвино, потом в сорока км от Москвы по Киевской дороге я закончил школу и, уехав от родителей в 18 лет, вновь оказался в городе своего детства имени поэта Навои, работал в урановом городе Уч-кудук и написал недавно книгу «УРАновый город» - дарю вам всем, мои зрители-читатели и любимые друзья!
Идея фильма «ПРОХОЖИЙ», возникла, благодаря поэту и писателю, автору романа «Рок-н-ролл», Аркадию Славоросову, прозванному на ГоголЯх и в кафе Вавилон, хиппи доперестроечного времени в СССР - просто Гуру.

Аркадий Славоросов написал закадровый текст к моему фильму «МИРАЖ» (35мм,30 мин,1992, съёмка в Узбекистане) СМ. ЗДЕСЬ:



Аркадий снялся в эпизоде моего фильма «Прохожий», незавершённого из-за прекращения финансирования в 1994 году, но всё же смонтирован мной, не смотря на недостаток ключевых сцен и финала, который нам  предстоит доснять в Париже - на 35 мм пленку для кинотеатрального показа!)

Материал, собранный и оформленный в фильм, вы можете посмотреть здесь:
"ПРОХОЖИЙ"(35мм,20мин, съёмка в Москве 1992г)


     После «перестройки» Потом Аркадий принялся писать тексты песен для Свиридовой, Гулькиной, Барыкина и других исполнителей, чтобы работать - ведь у него рождались дети, слава Богу…
     И вот, именно он, придя на Мосфильм, где я тогда работал ассистентом режиссёра, рассказал о журнале «Твёрдый знак». Там печатался легендарный роман «Рок-н-ролл». 
На фото. Кадре из фильма-черновика 1994 года «Прохожий» - слева направо: Крюков Сергей-сценарист, Сашакузнецов - автор-персонаж, Максим Шевченко - поэт, Катрин Ровэт - француженка))
 

Как вы понимаете - для фильма нужен сюжет – и получив возможность снимать (телефонный звонок худрука (художественный руководитель КВС Современник Сан Саныч говорит: «Саша, ваша заявка прошла в ГосКИНО. Вам дают деньги на фильм, а Симонян (царствие ему небесное, добавлю я)) - хочет отдать другому режиссёру, какой-то девушке… Звоните ему и начинайте работать!», я тут же вспоминаю свой рассказ «Пустота», подошедший под названную Аржовым, тему письменного экзамена на режиссерском факультете ВГИКа в мятежном 91-ом году: «Игра детей»
Борис Викторович сказал, что мой рассказ лучший на курсе: «Ну, а что Хохлу поставили пять… так надо было». - Ардов потом, получив денег за квартиру, где теперь за закрытыми воротами памятник Ахматовой, купил дом в деревне в исполнение заблуждения интеллигенции, женился на девице, что представил ему Хохол, будучи в том же дворе – дворником, пожил-пожил там Борис Викторович и умер. Хороший был человек… - Торстенсен видел, говорит, его в Москве с портвейном в сетке и пузырями на коленках засаленных, лоснящихся и не совсем отутюженных брюк. Без стрелок…
91 год – ВГИК. В августе был путч, а в сентябре Баталов поздравил нас, как первый набор без коммунистов.
Ираклий Квирикадзе, приболел в Америке и прислал свою жену Нану. Я пришёл, активный на тридцать третьем году жизни, настроенный делать фильмы чуть не с порога…
Встретил нас Борис Викторович вопросом: «Среди вас пьющие есть?»
Только теперь я понимаю, что ему нужен был товарищ…
Ардову, которого институт назначил в помощь Нане, самому было недосуг и он к нам, студентам, привёл выпускника Квирикадзе – Андро. Я знал его раньше и пару приключений для передачи атмосферы тех лет, могу рассказать.
Например, с плавучим притоном, пришвартованным недалеко от «Белого дома», ну там, где известное здание в форме раскрытой книги. На этом прогулочном речном судне, вечером оказались полны каюты и кабак с эротическим шоу. Когда я рассказал за столом, в случайной компании, что у Андро есть пистолет, газовый, но…
Через какое-то время он вдруг даёт мне денег, заработанных поездками в горячие точки стрингером, и просит ехать домой.
На следующий день рассказал, что у него некий персонаж попросил продать пистолет. Андро тут же снял номер, поспал и, выбравшись через круглое окно (иллюминатор) - покинул этот гостеприимный ковчег, полный бандитов и шлюх. Незамеченным. Это он отдал мне смену Бетакама, положенную ему, как выпускнику, дипломнику режиссёрского факультета, но не потраченную, не использованную. И снял с оператором Максимом Осадчим (мы с ним ездили до этого в Бахчисарай с его большой камерой VHS, но кассету с материалом я забыл в баре гостиницы «Байкал», где мы выпивали с курсом Ежова, куда я ходил одно время вольным слушателем) - смонтировал – получился короткий фильм с титрами-лозунгами Гуру «Всё ничтяк, мама», позже переименованном в «Ситуацию ТАВ» по одноименному эссе арт-группы «Дети подземелья».
См. здесь: «СИТУАЦИЯ ТАВ» (13 ‘  1990  ЛЮБЕРЦЫ)
http://www.dailymotion.com/user/dm_5136d8c310506/1#video=xxzors
Чудесным образом в нашей аудитории жил Аристакисян.

– Почему ты здесь спишь на раскладушке?

– Да в общаге там шумно, не уснёшь, а я сейчас озвучиваю мой фильм «Ладони».

Он предложил, пока Наны нет, поработать по его методике с древними притчами.

Учитывая то, что только что - в 90ом году я издал в институте самиздат-журнал «ВИДЕНИЕ» в 20 экземплярах в твердом переплете формата А4 и съездил в Париж с учебными работами студентов по фальшивому письму якобы на фестиваль - на самом деле в центр Помпиду, после слов, сопровождавшей Годара женщины, что, мол. если привезете, там покажут – настроение было революционное и я принялся искать оператора для первой учебной работы. Познакомился с Алишером Хамидходжаевым. Когда Нана через месяц появилась, мы продолжали по ночам, привлекая в наши многочасовые спектакли, не только постового снизу, но даже однажды к нам забрёл бездомный и Артур выписал ему «паспорт» на листе бумаги - направил в монастырь – Послушав Артура Аристакисяна, Джорджиадзе накинулась – Видала я много таких гуру! Через полгода мне просто никто не ставил зачетов, хотя монтаж я сделал, по словам преподавателя «идеально». Это был киноматериал Олимпиады-80, снятый В.Юсовым на соревнованиях по боксу. Я пришел, когда всё лучшее, по мнению моих сокурсников, было разобрано, а я даже обрадовался трудному материалу – подростком я занимался боксом года два в Протвино, где мы тогда жили в окрестностях синхрофазотрона.

Давайте, друзья, коллеги - посвятим наш будущий фильм - поэту Аркадию Славоросову? И назовём его "Дыра в пейзаже".

И пусть время идёт, работает КИНОпроектор с КИНОплёнкой, колышется покрывало майи нашего КИНОэкрана, ведь КИНОплёнка вечна, никто ещё не видел кучки пепла на месте негатива. Наши изображения и наши (ваши) имена в титрах - переживут нас лет на триста ;

«С ПОМОЩЬЮ РУЧКИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ГЕРОЯ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД И НАЗАД,  ПРЫГАТЬ, ЛОЖИТЬСЯ, НАНОСИТЬ УДАРЫ. ПРЕОДОЛЕВАЯ препятствия, двигайтесь К НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ»  – было написано на неожиданно выскочившей надписи, на мониторе игрового автомата В парке, где мы сняли этот кадр, перед таинственным исчезновением героя, под видом самоубийства…
Так, кто - чей персонаж? Выясним вместе с вами.

 

Итак – приступаем к написанию сценария.
"ДЫРА В ПЕЙЗАЖЕ"

 

Назовём ПЕРСОНАЖА - КИР. Саша Кузнецов - он читает за кадром в фильме «Мираж» стихотворение Аркадия Славоросова:

«Когда приходит год расплаты,
И зеркала огнем полны,
Не время пришивать заплаты
Мне на прожженные штаны
И языком мусолить даты
Давно проигранной войны.

Когда приходит час прозренья,
Приуготовлен я вполне
Внимать молчанию, как пенью,
Считать песок в чужой стране
И быть лишь тенью, только тенью
На солнцем залитой стене.

Но вот приходит миг удачи,
Весь Рим погрузится во тьму,
Всё до кодранта я растрачу,
Покину отчую тюрьму,
Слезой случайной обозначу
Свой путь по лику Твоему».



 kuznecovsasha@mail.ru

Так вот - едем мы в троллейбусе от института после зачисления с Фёдором и Митрофановым...
продолжение следует. . .