Сказки старого Таллина, , Мороз-трескун, ,

Вадим Астрамович
    Каждую зиму,  в самую лютую стужу,  вылезает из своего зимовья, из своего убежища Мороз-старик. Он всю весну, всё лето  и всю осень прячется за городом, в лесу, где и бодрствует. И только  когда наступает его календарное время, время метелей, вьюг и снегопадов, Мороз-старик выходит из своего лесного укрытия  и приходит  в города. Имя ему Мороз-трескун. Он заглядывает в печные трубы, внюхивается в запахи готовящихся в домах блюд, наслаждаясь их ароматами.  Глядит сквозь  каждое окно,  каждого  жилья. И подолгу наблюдает за тем, что происходит внутри жилища. Кто живёт в квартире и как относятся соседи друг к другу. То он выпадет снегом над городским ледяным катком, над  катающимися на льду на коньках  детьми и взрослыми. То закрутится вихрем вдоль узеньких улиц старого города. То обрушится сугробом с козырька кровли одного из зданий на головы редких прохожих. Вот и сегодня, в самую снежную пору закружил мороз своим бархатным одеянием на площадях и в закоулках, осыпал крыши серебром своим ледяным. Вот, осторожно ступает он от крыши к крыше, то спустится на улицу, где мальчишки снеговика из снега лепят, да в снежки играют. Один из мальчуганов на улице замечает край белоснежной шубы, удаляющегося старика – мороза и,  схватив его руками, тянет, на себя  звонко смеясь. Друзья мальчика,  видя происходящее, смелеют, и пытаются подражать храбрецу, стараясь повторить его действия. Мороз-трескун начинает своими ногами буксовать в глубоком уличном сугробе.
- Ай-яй-яй! – едва не падая, вперед и назад, восклицает Мороз. В итоге, высвобождается  из цепких детских ручонок.
- Ух, вы-ы! Негодники! Вот, сорванцы! Ух, я вам! – угрожающе огрызается Мороз, грозя шалунам кулаком, но тут же смягчается, улыбаясь.
       Вот и ещё одно окно. Сразу видно – богатый дом. Богатеи живут в нём. Из печной трубы доносится такой  благоухающий запах ананасового пирога. М-м-м! Как трудно устоять!  И нарядная ёлка в большом зале, и сытые, нарядные дети, и новогодние подарки. В большом камине огонь пылает, весь зал залит свечным  светом. Предпраздничное настроение у всех. Вот и сочельник на носу.
     Поглядел Мороз-трескун в богатые окна, пора бы и в бедные заглянуть. А они, бедные-то,  совсем рядышком, почти напротив. Заглянул в одно и видит, мальчик маленький на лавочке сидит, в какие-то он лохмотья одет. А рядом с ним, девочка чуть постарше его, старую, рваную книжку держит в руках.  Сказку ему, мальчику,  в полутьме читает,  про деда-мороза. Видит Мороз, детки одни, видно сироты. Родители умерли. Одни дети остались. Труба остывшая. Дров нет. Хлеба нет. Сидят в обмотках старых, руки потирают от холода и голода. Холодно в их квартире. От увиденного, даже самому старику-Морозу не по себе сделалось. Аж,  у самого мурашки по коже.
    - Нееее! Так негоже! -  думает он сам себе.
  - Те, богатые значит. Им – хорошо, весело! А не мешало бы и им, богачам,  с сиротами  этими, пирогом горячим, ананасовым, поделиться. Небось, поди не обеднеют от кусочка, – разозлился Мороз. И давай бесноваться. То взлетать вверх, до самых крыш. То биться в закрытые двери богатеев. То,  дуть в богатые окна, во все свои щёки.  И до того он от злости разыгрался, что  бедные сироты, девочка с мальчиком,  не выдержали и высунулись из дверей, чтобы поглядеть, что происходит на  дворе. От чего же так разошлась метель?
- Почему вьюга такая сильная поднялась? Того гляди и в буран перейдёт, – переспрашивают сами себя дети-сироты.
- Вишь, мороз-то какой,  колючий?! До костей продирает. Мороз-трескун, – оглядываясь,  ёжатся мальчик с девочкой.
     Забрался Мороз-трескун на крышу господскую. Подобрался к каминной трубе и давай в неё дуть. Да так, что головешки из того камина по полу разлетелись. Надымило в богатом доме.  Поспешили хозяева-богатеи окна и двери распахнуть в своём жилье. Что бы проветрить помещения от смога. А их бедные соседи, сиротки, мальчик и девочка, видя происходящее, посчитали, что в господском доме начался пожар,  и уже спешат к ним на помощь. Но вот, уже помещения  богатеев  проветрены. И Мороз видит то, как сирот уже приглашают в тот большой, светлый, богато убранный,  роскошный, тёплый дом, его зажиточные хозяева. И видит Мороз-старик сквозь оконные стёкла то, как сирот усаживают за огромный, белый, праздничный стол, и взрослые хозяева, отрезают каждому из детишек, по большому куску тёплого, сладкого, ананасового пирога, и подают на золотистой  тарелочке.
- Вот так-то лучше! Вот так-то веселее!- повторяет про себя Мороз-старик.
- Ведь не зря меня в народе величают – Морозом лютым.
- Да!  Я Мороз!  Мороз злюн. Мороз - колотун. Мороз – трескун.
               
                Конец сказки.