Рапана

Александр Шаламов
Возвращаясь с пляжа, Олег обратил внимание на соседний летний домик, где во дворе стояла легковая машина. В открытом окне он увидел Аню.
– Приехала! – обрадовался Олег.
Прошлым летом, в начале августа, Аня тоже приезжала сюда вместе с родителями отдыхать. Но девочка тогда не обращала на него никакого внимания. Наверное, потому, что он был невысокого роста и хрупкого телосложения. Кроме того, он не умел глубоко нырять, плавать под водой, заплывать далеко от берега и прыгать в море с высоких скал. Но этим летом, как только вода прогрелась, Олег втайне от всех стал тренироваться. В конце пляжа было много валунов, где подросток нашёл укромное местечко: и мальчишки не видят, и нырять удобно. Под водой здесь была арка из нагромождённых камней. Если проплыть под ней, то можно достичь «Айсберга» – камня, торчавшего макушкой из-под воды. В пяти метрах от него возвышалась скала «Сокол», с которой самые смелые мальчишки прыгали в воду. За «Соколом» виднелся камень «Кит». Там было очень глубоко. Тот, кто здесь мог со дна достать камешек, считался сдавшим экзамен, и мальчишки принимали его в свой дружеский круг. Но разрешалось пользоваться только маской – без трубки и ласт!
Море было неспокойным, штормило почти неделю. Но Олег наконец дождался штиля и сказал себе: «Пора!».
Надев маску, он погрузился в воду и поплыл между камнями к арке. До «Айсберга» доплыл ничуть не устав. И вот уже впереди скала «Сокол». Олег оставил на соседнем камне маску и стал взбираться на вершину «Сокола». Поверхность скалы была шероховатой, с выступами, и Олег быстро поднялся на верхнюю точку. Отсюда открывался великолепный вид! Просматривался весь пляж с купающимися и загорающими людьми. Хорошо был виден и домик Ани. А вот и дом Олега. С веранды он часто смотрел на «Сокола». Мальчик подумал: «Вот если бы сейчас папа глянул в бинокль, то, увидев меня на вершине скалы, очень бы удивился!». Но когда Олег посмотрел вниз, то испуганно вскрикнул:
– Ой, мамочки!
Немного успокоившись, Олег сказал себе: «Конечно, надо сперва прыгнуть не с вершины, а чуть ниже».
Но спуститься оказалось невозможно. Олег на всю жизнь запомнил, как его в детстве снимали с платана приехавшие пожарники. Но то было дерево, а здесь – скала!
Олег осторожно стал сверху осматривать дно. Вода чистая, прозрачная. На дне ни одного опасного камня, и глубина небольшая.
– Что ж, надо прыгать, – решил он.
Шли минуты, но Олег всё не осмеливался совершить прыжок. В отчаянии он присел на корточки.
«Неужели придётся звать на помощь? Какой позор! И Аня узнает...»
Вновь приготовился к прыжку.
– Ну же, прыгай! – услышал он голоса ребят.
Тут уж ничего не оставалось делать, как собраться с духом и «солдатиком» полететь вниз.
То же самое ощущение испытывал он, когда падал во сне в пропасть. Обычно Олег сразу просыпался. А тут он оказался в воде. Радость переполняла Олега: он прыгнул с «Сокола»!
Когда всплыл, один из мальчишек крикнул ему:
– А у «Кита» нырнуть слабо?
Олег взял маску, надел её и молча поплыл обратно.
С «Кита» нырнуть, чтобы достичь дна, Олег не решался. Если не получится, то ребята его засмеют. Но когда он увидел на берегу Аню с девочками, то решил, что сделает попытку прыгнуть и поднять со дна камешек.
Нырнув, Олег понял, что совершил большую ошибку… Дно с каждым рывком вперёд уходило всё ниже и ниже. И воздуха в груди уже не хватало, а ведь надо ещё и всплыть. Но, проявив отчаянное упорство, Олег с последними усилиями достиг-таки дна и схватил несколько камешков.
Когда он всплыл, то разжал пальцы и демонстративно бросил камешки далеко в море. В ответ услышал рукоплескания и весёлый свист.
Ребята на берегу отогревались на солнышке. Алик сказал:
– Мой брат за «Дельфином» нашёл на днях огромную рапану. Правда, он её не достал, там слишком глубоко.
– Наверное, никто её достать не сумеет! – грустно вздохнув, сказала Аня.
Ребята посмотрели туда, где то появлялся, то пропадал под водой каменный плавник «Дельфина».
– Я бы очень хотела иметь большую раковину. Дома она напоминала бы мне о Чёрном море, о вашем городке и о всех вас, – мечтательно произнесла Аня.
Ранним утром следующего дня, когда солнце поднималось над горизонтом, Олег с маской, трубкой и ластами спустился к морю. Вода была очень чистой. Мальчик подплыл к «Дельфину» и стал всматриваться в дно.
Косые солнечные лучи освещали подводный мир с медузами, косяками мелких рыбёшек и одиноко плавающими крупными рыбами. Даже морскую лисицу увидел Олег. А песчаное дно было без растительности. Олег долго кружил в поисках рапаны.
«Может, её нет и не было?» – засомневался Олег. Но вдруг глаз его зацепил тёмное пятнышко на дне: «Вот она!» Олег нырнул в глубину. «Так и есть, она – рапана! И правда – огромная!». Олег чаще заработал ластами. Маска сдавливала всё сильнее. В ушах до боли зашумело. Но мальчик продолжал погружаться.
И вдруг Олег заметил возле рапаны ржавую бомбу…
На спасательной станции Олег сообщил об опасной находке. Пляж тут же закрыли. Вызвали сапёров. Авиационную бомбу, вымытую из песчаного дна штормом, взорвали на месте.
Утром, перед отъездом, Аня укладывала вещи в дорожную сумку. Она улыбалась, вспомнив, как вчера Олег устроил в её честь прощальный салют на пляже.
Во дворе прозвучал сигнал автомобиля. Папа, сидя за рулём машины, поторопил дочь.
– Да иду уже, иду! – крикнула в ответ Аня.
Она подошла к окну, чтобы закрыть его, и замерла: на подоконнике в лучах солнца сияла огромная рапана!