ДАУ - Наташа

Олег Сенатов
Посмотрев первый фильм проекта Ильи Хржановского ДАУ – «Наташа», выложенный в Интернете, я хочу поделиться своим первым впечатлением, ведь именно оно – лучший индикатор подлинной новизны.
Может быть, мне повезло, что я ни разу не видел ни одного риэлити-шоу, так что контраст этого зрелища по отношению к любому из ранее мне известных сценических действ был ошеломительным.
Дело в том, что роман, пьеса, кинофильм, - строятся по принципам экономии времени; - в них скорость протекания сюжета регулируется в соответствии с уровнем драматического напряжения: чем ниже напряжение, тем больше сжимается время сценической экспозиции. Я к этому настолько привык, что когда  стало очевидным, что эпизоды фильма протекают в темпе обычной, не сценической, жизни, это меня по-настоящему шокировало. Хотелось крикнуть: «Так  кино не снимают!»
Сюжет фильма незамысловат. Действие происходит в 1950 году в научно-исследовательском институте, где разрабатываются средства воздействия на человеческое существо. Естественно, что его деятельность проходит под усиленным наблюдением НКВД. При институте имеется небольшая столовая, которую обслуживают две молодые женщины: Наташа (постарше) и Оля (помоложе).  Два с половиной часа экранного времени вмещают:  одну коллективную пьянку, одну постельную сцену, одну женскую пьянку «на двоих», и один допрос в НКВД. В каждой из этих сцен время протекает мучительно медленно, особенно затянут долгий,  некрасивый, какой-то жалкий секс.
К концу фильма зритель полностью привыкает к новому формату киноповествования, обнаруживая неожиданный эффект: жизнь, как она есть, дотошно, в малейших деталях перенесенная в инородную среду – на киноэкран, - пред вами предстает, как абсурд.
По окончании фильма я ощутил лишь некоторый сдвиг в мозгах; удовольствие от его просмотра, состоявшее из прелести новизны, пришло назавтра и длилось еще несколько дней.
                Апрель 2020 г.