Саша Каранов. Прекрасное далеко-21

Маргарита Каранова 2
Все танцуют вокруг Димки   

Когда через некоторое время с работы вернулась моя мама и вошла в комнату, Дима, обернувшись к ней, сказал решительно и категорично:
 – Всё! Больше к вам – не приеду! Никогда! Я думал, он брат мне, а он…
– Что случилось, Димочка? – взволнованно спросила мама.
– Он меня ударил! Я не виноват, что горох сгорел, а он всё на меня свалил, да меня же еще и стукнул!
Сколько надежд возлагала моя мама на этот приезд племянника! Ей так хотелось, чтобы братья привязались друг к другу, подружились, стали настоящими друзьям, на всю жизнь. У меня ведь не было ни брата родного, ни сестры родной… мама переживала из-за этого… Однако тихие ее молитвы рассыпались в первые же дни после приезда Димы.
Клокоча негодованием, мама решительно направилась в мою комнату.
– Как тебе не стыдно? Младшего брата!.. Гостя! В первый же день! А еще спортсмен! Для этого ты силу качаешь? 
– Да я до него только пальцем дотронулся… чуть-чуть, чтобы он не врал и на других свою вину не сваливал! – вызывающе ответил я. – А он сопли тут же распустил… Противно. Если бы я ударил по-настоящему, от него бы одна сырость осталась.
Чтобы оправдать свое поведение или сделать свои слова более убедительными, мне нужно было добавить к сказанному какие-нибудь подробности этой истории. Именно честно рассказанные подробности, детали происходящего помогают увидеть достоверную картину событий, оценить роль каждого из участников и делают слова убедительными. Но я не стал ничего рассказывать и оправдываться тоже не стал: со мной такое бывает, когда я уверен в своей правоте, и мне кажется глупым и унизительным добавлять какие-то слова, когда и без них все очевидно.
Однако Димкины рыдания, служившие аргументом для его беспардонной клеветы, подействовали на всех ошеломляюще. И не только на легковерную бабулю, но даже на маму с ее трезвым, скептическим подходом к явлениям и фактам. На нее будто что-то наехало: она верила завравшемуся пацанчику и была глуха к словам сына.
– Всё! Не хочу разговаривать с тобой! Отец придет с работы – пусть разбирается!
Да… Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной, – вспомнил я чьи-то слова.
И вот в восьмом часу вечера папа возвращается с работы. К нему тут же подплывает бабушка и с чувством  рассказывает все, как было. Мама не поправляет ее и не возражает, как это иногда случается.
Отец выслушивает, как обычно, молча. Но он-то, скорее всего, будет разбираться в духе заданной ему программы, в которой Дима выступает как пострадавший, а я –обидчик! Батя вообще не часто вникает в тонкости человеческих отношений, не пытается искать мотивы поступка. Не по душе ему такие занятия, не психолог он. Но зато, если уж захочет добраться до истины, – доберется с ювелирной точностью! 
Но в данном случае отец, как и все, не поверил в мою невиновность. Ему также не пришло в голову расспросить подробности. Наша беседа закончилась тем, что отец в качестве наказания запретил мне в течение недели кататься на только что купленном взрослом велосипеде. Наказание было суровым: когда велосипед только что появляется у тебя, в первые дни особенно хочется кататься… Кроме того, дело не в наказании, а в попранной справедливости.
…Длинный летний вечер закончился. Стемнело. Я все еще сижу в своей комнате за письменным столом и продолжаю решать задачи для заочной школы при МФТИ. Решаю, несмотря на то, что у всех школьников и студентов сейчас летние каникулы. Я делаю это с удовольствием, хотя не каждый поймет меня. Особенно мой младший брат. Я получаю из института проверенные задания, и в этих тетрадях стоят одни пятерки, – а учусь я самостоятельно, без всяких репетиторов, никто не помогает мне разбираться со сложными вопросами. Обычно я занимаюсь с удовольствием, с хорошим настроением, но сегодня я мрачный и злой, на вопросы домочадцев отвечаю кратко и отрывисто.
Зато у двоюродного братца отличное настроение! Он весело резвится, играя в прихожей с целлулоидным шариком и теннисной ракеткой. Бабуля ничего не расскажет родителям, она ему верит, все на его стороне – жизнь прекрасна!
– Раз, два, три, четыре, пять… двадцать… тридцать…– увлеченно считает братец, ракеткой подбрасывая шарик так, чтобы он, не падая на пол, вновь возвращался на ее струны.
– Теть Рит, я уже пятьдесят раз подряд отбил, – хвалится он.
– Молодец… – равнодушно протягивает тетя Рита, то есть моя мама, не отрывая взгляд от шитья, – в ее тоне почему-то нет прежней приветливости и  дружелюбия.
Легкомысленный племянник не обращает внимания на изменения в оттенках ее голоса. Она же, налюбовавшись его весельем, через некоторое время вдруг и говорит:
– Дима, вот ты весел, играешь. Все вокруг тебя танцуют, бабушка оладьи печет, компот варит. А брату каково? Сколько Саньке из-за тебя попало! Зачем ты стал жаловаться всем на него? Жаловаться, доносить – презренное занятие! И неужто он так больно тебя стукнул? Не поверю!
– Нет, совсем не больно, – неожиданно признался Дима.
– Ну вот видишь, обманул, преувеличил… Так, возможно, ты обманул и в другом, и Санька все-таки поручал тебе смотреть за горохом, а ты увлекся фильмом и отключился? Не может быть, чтобы не поручал: Саньке я верю, он не любит врать и нас никогда не обманывал…
Димке уже наскучила сегодняшняя роль победителя, добытая неправедным путем, и он решился на правду.
– Да. Поручал. А я «Электроником» засмотрелся. А пришлось всё свалить на Саньку: боялся, что бабуля родителям напишет о моих проделках.
– Даа… нехорошо, – покачала головой тетушка Рита. – Что ж теперь делать? Как дальше будем жить? А?
Димка молчит и возвращается к шарику и ракетке.
Вдоволь наигравшись, он задирает ноги к подбородку, уютно устраивается на стуле перед телевизором и начинает смотреть «Бременских музыкантов». Рядом тетя Рита замешивает тесто для пирожков, добавляя в кастрюлю с опарой муку и наливая кефир. Бабуля в другой комнате наслаждается «Лебединым озером» в цветном, недавно купленном, телевизоре.
– Дима, скажи Саньке, пусть посмотрит мультик! – говорит тетя Рита. – Совсем заработался человек – пора и отдохнуть. Кого-то не усадить за задачи (тем более на каникулах), а нашего – не оторвать. 
Диму не надо было упрашивать. Он охотно вскочил и тут же побежал ко мне в комнату, однако быстро вернулся на кухню, смущенный и слегка подавленный.
– Он сказал: «Пошел ты со своими мультфильмами!» Теть Рит, почему он такой грубый?
– А ты не догадываешься?

Маргарита Каранова,Александр Каранов. Прекрасное далеко. Изд."Комс.правда". 2018 г.