Глава 4. Обучение в госуниверситете

Николай Омельяненко
        О том, что надо много учиться, я понял ещё на 1 курсе техникума. Будучи 15- летним подростком я посмотрел кино «Чрезвычайное происшествие». Был конец 50- х, разгар " холодной войны ". По сюжету фильма( он отражал реальные события) советский танкер "Туапсе" вместе с экипажем захватили чанкайшисты с Тайваня. Членов экипажа стали обрабатывать, принуждать с целью, чтобы они попросили политическое убежище на Западе. И вот показывают кадры, когда замполита корабля везут в автомобиле. Рядом с ним сидит японский  разведчик. Замполит сидит и думает про себя, а разведчик читает его мысли и отвечает на них вслух.
               
         Я был потрясен увиденным, и у меня зародилась сокровенная мечта научиться читать чужие мысли. А ведь для этого надо долго  учиться! Эта мечта не оставляла меня 4 года, и накануне окончания  техникума, весной 1962 года, я послал письма в два университета ( Ленинградский и Киевский ) с просьбой выслать мне правила приема на психологический факультет. В период учебы в техникуме у меня зародился также интерес к философскому и юридическому факультетам.  Такие факультеты были только в государственных университетах, которых было не так много в стране. Поступить туда на обучение было непросто  - везде много желающих и большие конкурсы. Надо было сдать вступительные экзамены на " отлично".

           В августе 1962 г я приступил к работе в Кавказском энергоучастке. Вступительные экзамены на заочное отделение везде уже закончились. Только в Белорусском госуниверситете был объявлен в октябре дополнительный набор на юрфак. Я туда поехал, сдал вступительные экзамены : две оценки  "хорошо"и одна  "отлично". По конкурсу не прошёл. Вернулся  на работу и понял, что надо серьёзно готовиться к экзаменам.
 
            Я взял учебник по истории СССР и выписал из него все даты и события. Получилась целая ученическая тетрадь на 18 листов. Я все даты выучил наизусть. Кроме того мне посоветовали поработать на общественных началах в органах милиции. Я поработал почти год в районном отделе милиции г Кропоткин внештатным сотрудником. Мне дали характеристику- рекомендацию для поступления в университет на юрфак. Экзамены в этот раз сдавал  на заочное отделение в Ростовском -на - Дону госуниверситете. Сдал два экзамена на " отлично" и один на " хорошо". Меня приняли. Я был бесконечно рад, счастлив, когда увидел себя в списке зачисленных. Об этом сразу дал телеграмму маме. Как сейчас помню её содержание: " Мама,я - студент госуниверситета".

            На юрфаке в Ростове учился заочно один учебный год. Учился с большим желанием . И зимнюю и весеннюю сессии сдал на одни " отлично". Но учиться  было не просто. Примерно, 12 дней в месяц я выезжал рано утром на линейные объекты железной дороги и возвращался домой поздно. Пришлось ввести особый жесткий режим труда, отдыха и учебы. Я вставал  ежедневно в 5 часов утра. Делал зарядку, обливался водой на улице круглый год ( летом бегал купаться на речку ) и садился за учебники. На свежую голову знания усваивались хорошо. К 8 утра шёл на работу.

                Такая жизнь была нелегка, но очень интересная. Более всего мне нравились предметы по истории и теории государства и права. А работа Ф. Энгельса " Происхождение семьи, частной собственности и государства " меня просто потрясла . Я её всю тогда   изучил и даже законспектировал. Мне кажется, она до сих пор не теряет свою актуальность. Хотя одна из главных идей о будущем семьи оказалась несостоятельной. Так, автор полагал, что современна ему семья, именуемая буржуазной, строилась с целью передачи собственности своим детям. То есть, семья тогда формировалась не на основе взаимных симпатий мужчины и женщины, а из материального расчета. В будущем с упразднением частной собственности, полагал автор, материальный расчёт исчезнет и семья будет строиться исключительно на основе взаимной свободной любви. На основе этого в первые годы советской власти у нас существовала теория " стакана воды" . То есть вступать в интимные отношения людям надо быстро, просто и свободно, как выпить стакан воды. Кстати, большевики первоначально и пытались создавать такие семьи. Утром жена шла на работу замужней женщиной,  а с работы приходила домой уже разведённой . Потому, что любовь, дескать, уже прошла. А детей должно было воспитывать общество, государство.

           После окончания первого курса университета в Ростове я пытался перевестись там же  на дневное отделение. Мне это не удалось сделать, так как  там не было свободных мест. Тогда я поехал в Воронежский госуниверситет. До сих пор помню, как я зашёл к декану юридического факультета Туфанову и попросил взять меня на дневное отделение. Он попросил мою зачетку, посмотрел и спросил, буду ли я и здесь также учиться на "отлично". Я ответил утвердительно. Меня зачислили по переводу на 2 курс дневного отделения. Но как я и предполагал, без стипендии и общежития.

           Первый год я учился проживая на частной квартире и без стипендии. Хорошо, что у меня были накопления . Я на них и жил. Но учился с большим интересом и старанием, посещая все занятия. Серьезно готовился к семинарам и выступал на них. Мне удалось успешно закончить второй курс обучения, сдав все экзамены на " отлично". После перевода на следующий курс назначили повышенную стипендию. Скоро освободилось место в общежитии, и я переехал туда.

           Летом 1964 года на нашем факультете из числа студентов формировался строительный отряд  для поездки на работу на Целине (в Казахстане) . Я записался в отряд. В отряде нас было человек 20-25. Мы ехали поездом трое суток в плацкартном вагоне . Потом от станции нас везли несколько часов на автомобиле. Прибыли в село Карабулак Актюбинской области. Здесь жили в палатках или в каком- то помещении .Строили школу из красного кирпича, а также коровник из самана ( самодельные кирпичи из глины, песка  и соломы, высушенные на солнце  ). Питались в совхозной столовой.

              Это было серьезное испытание в жизни. Работали физически целыми днями, на солнце. Не работали только в дождь, но дождей было мало. В первые дни сильно уставали, но потом втянулись в работу, привыкли к физической нагрузке. В целом у меня  остались хорошие воспоминания о той  эпопее. Жили дружно, ехали с песнями. Я там сблизился с однокурсником Димой Боковым. Мы стали друзьями. Так у меня появился друг в университете. С ним я дружил и после окончания университета. Его направили в военную прокуратуру. Он служил в Чехословакии. Это считалось очень хорошим распределением . Но в письмах он жаловался на большую загруженность по службе. Так, он указывал , что купил лыжи, но кататься некогда , и они лежат без дела. К сожалению, он вскоре умер от заболевания сердца.

             Работали мы хорошо, да и заработали не мало . Я выполнял обязанности строительного рабочего: готовили раствор , месили глину и делали кирпичи, сушили их и носили к месту строительства и т. д. Мне заплатили за два месяца 400 или 430 рублей. У кого была специальность каменщика, плотника и т п, получили больше. Я купил себе хорошую магнитолу и что-то из одежды и обуви. Часть денег отложил на продолжение учебы.

            На следующем курсе я учился  с ещё большим старанием. Мне как отличнику разрешили официально заниматься по индивидуальному плану. Я сам выбирал, каким дисциплинам больше уделять внимания, на какие лекции ходить через раз и т п. Старался  брать пример с наших преподавателей. Они ходили на занятия в костюмах и белых рубашках с галстуком. Рубахи меняли через день или каждый день. Свои рубахи я регулярно сдавал в прачечную.
 
             Мне очень нравилось заниматься в библиотеке. В Воронеже имеется солидная научная библиотека им. И. С Никитина. Я в неё ходил почти каждый день. Она расположена в центре города. Меня интересовали не только книги юридической направленности, но и по другой тематике : антропологии, этнографии, археологии и др. Занимали вопросы: что такое человек, где и как он появился, развивался и т. д.

            Напротив библиотеки находится Воронежский Государственный  театр оперы и балета, который я тоже любил посещать. Но самым оригинальным явлением в городе в то время была городская музыкальная библиотека с богатым фондом музыкальных пластинок и множеством  проигрывателей. Имелась и обширная литература по истории музыки. Прочитав материал о каком- то композиторе  или его произведении, можно было взять проигрыватель с пластинкой и послушать указанное произведение здесь же через наушники. Я самостоятельно изучал так историю музыки, а затем приобрёл абонемент в областную филармонию , куда ходил на симфонические концерты.

          Ещё до университета я как- то прочитал статью о том, что один молодой человек укреплял своё сердце занятиями по тяжёлой атлетике. Я тоже записался  в такую же секцию и регулярно ходил на тренировки  3 раза в неделю. Примерно через два года я уже смог на соревнованиях занимать 2 место в Воронежской области в своём весе. Правда, питался  я не важно, особенно когда учился первый год  без стипендии и общежития. Помню, что на обед брал половину порции супа ,  картофельное пюре и чай с хлебом. На котлету и т д уже не хватало денег. Хотелось сладкого и я покупал 100 грамм конфет подушечек за 10-12 копеек ( на два дня ! ). Но начав есть, не мог остановиться и съедал за один раз.

           С девушками я, как правило, не встречался. Как только я приехал в г Воронеж, увидел Галину Д., черноглазую красивую девушку с экономического факультета нашего университета ( на праздничной демонстрации ). Она мне сразу понравилась, произвела очень сильное впечатление.  Я её видел иногда, когда случайно встречался  на улице или на вечерах отдыха в университете. Но она была занята - дружила с курсантом из летного военного училища. С другой девушкой я уже не мог встречаться, хотя  раза два я делал такие попытки. Никак не мог забыть Галину Д. Она вышла замуж за летчика и уехала в Среднюю Азию. Потом развелась и вступила в другой брак . За 50 лет работы и проживания в Архангельске я виделся с нею 2 или 3 раза. Проездом с Севера на Юг я заезжал в Воронеж, через кадровую службу узнавал ее телефон . Она была дочерью крупного железнодорожного начальника и работала в экономическом управлении. Встречи наши длились 30-40 минут ( в кафе и Управлении железной дороги ). И дружбы как таковой не получилось. Но она всегда играла в моей жизни важную роль. Я всегда помнил о ней, старался быть лучше, стремился помогать другим, занимался самовоспитание и самообразованием.

            С парнями при переезде в Воронеж сначала тоже дружба не получалась. Меня приняли по переводу из другого университета на 2 курс. Студенты в группе , куда меня определили , проучилась уже год и определились, кто есть кто и кто с кем дружит. Я был как бы чужой, по крайней мере, в течение первого года. Например, первый Новый год в г Воронеже (1965 ) я встречал один под елкой на центральной площади города. Взял бутылку вина, пришёл под елку, открыл бутылку и под бой курантов выпил стопку вина за Новый год.

          Через год, уже будучи на целине, я подружился, как уже упоминалось, со студентом из нашей группы Димой Боковым. И мне стало жить легче. До этого я чувствовал себя очень одиноким .Когда мне было особенно тяжело, я выработал формулу и повторял её в  моменты грусти и отчаяния : " спокойствие, терпение, оптимизм". Потом я ею пользовался в течение всей последующей жизни. Я постоянно успокаивал себя при разных затруднениях, что все у  меня ещё впереди. Да так оно и есть на самом деле. У всех людей горести чередуются с радостями. Есть очень мудрые выражения и  в то же время противоречивые. Например, " человек рождён для счастья , как птица для полёта». Но "счастьем является то, что мы о нем думаем". А самое мудрое выражение: " Радуйтесь тому, что есть и не расстраивайтесь от того, чего нет ".

         По сравнению с техникумом обстановка была в университетской группе другой. Во-первых, в техникуме мы были подростками лет 14-15 , а здесь - взрослые парни, почти все после службы в армии. Во-вторых, в техникум пришли ребята учиться обычным трудовым профессиям ( хотели стать электромеханиками ). Здесь пришли учиться взрослые парни с амбициями и претензиями  войти во власть (  стать дознавателем , следователем, прокурором, судьей и т.д. )Тут каждый себе на уме . Кстати, один из нашей группы стал военным прокурором Московского гарнизона, а другой - Зам Председателя Верховного суда РФ  по уголовным делам. Хотя группа к концу учебы состояла и 22-23 человек . Так что студенты подобрались сильные.

          Но требования к студентам юрфака были жесткие. Во- первых , высокие конкурсы при поступлении. Таких факультетов в стране было немного, а желающих учиться - хоть отбавляй. Во вторых, высока требовательность при обучении. Неуспевающих отчисляли быстро: три двойки на сессии и " до свиданья!" В-третьих, имелись строгости в оценке поведения. Отчисляли не только за правонарушения в университете, но даже за мелкие провинности в быту. Например, под  подозрение попадали даже те студенты, которых руководство университета  или факультета видело сидящим в ресторане, или в нетрезвом виде, в какой- то неприличной компании и т д. Декан факультета Туфанов  был в какой- то мере спокойным человеком, как бы сейчас сказали, либералом. А заместитель декана Кокарев был очень требовательным и жестким руководителем. Но  справедливым и объективным. Я помню такой случай. На семинаре по уголовному процессу он вызвал меня для изложения содержания  какой- то статьи. Я не помнил эту статью и стал логически сочинять её смысл. Кокарев возразил, сказав:" Если бы вам поручили написать какую-то норму права, вы бы, очевидно написали разумный закон. Но надо знать ныне действующий».  А вообще, в начале 60-х годов во времена  Хрущева пощечину на улице квалифицировали как злостное хулиганство и лишали  виновного свободы на 2-3 года.

            В советское время всякое обучение в  техникумах и ВУЗах было бесплатным. Но после окончания учебы выпускников распределяли по организациям, предприятиям и учреждениям , и они обязаны были отработать по полученной специальности  по месту распределения, как правило, не менее трех лет  При этом молодому специалисту обязаны  были по месту распределения предоставить работу по специальности и место для проживания в общежитии или в квартире. Распределение могло быть при окончании учебы. Нас же распределяли за 8-9 месяцев до её завершения, то есть осенью 1966 года, и мы могли проходить преддипломную практику по месту распределения.

          Для распределения выпускников в университете создавалась специальная комиссия. На её заседания приглашались студенты по очереди. Сначала вызывали студентов, уже имевших семьи, маленьких детей, а также инвалидов и т д. Я  был отличником, ждал, что меня  вызовут где- то в середине, но вызвали ближе к концу. Ещё оставались свободные места в правоохранительных органах в Ярославле, Туле, Калуге и других регионах, но мне предложили: " Выбирайте Мурманск или Магадан!" Я был в шоке и сильно удивился такому предложению, воскликнув " Да вы что? Серьезно ? " Мне ответили:" Да, но вот ещё есть место в Архангельске. Выбирайте!" На размышления давали неделю или две . Потом надо было выразить своё согласие.

           Мне помог умудренный жизненным опытом преподаватель международного права доцент Мелехин. При встрече  я посетовал о проблемах своего  распределения. Он ответил, что Магадан - вообще на краю света. А  Мурманск расположен в Заполярье. Там тундра, долгая полярная ночь, нет деревьев и ощущается недостаток кислорода и солнечного света. Архангельск расположен в более благоприятном климате. Там кругом леса, реки , как и в Воронеже, и хорошая охота и рыбалка. Так я выбрал в качестве места будущей своей работы этот Северный край.

        Этой же осенью я узнал, что Галина Д. вышла замуж, стала Галина У., и должна ехать далеко- далеко к месту службы мужа в Среднюю Азию. Я очень расстроился, переживал  и решил скорее уехать подальше из Воронежа. 28 октября 1966 года я приехал прямым поездом в Архангельск. Тогда я думал, что мне очень не повезло. Была уже глубокая осень, пасмурно и дождливо . Архангельская область протянулась на тысячу километров. По её просторам  поезд шёл весь день. Дома на Севере деревянные, потемневшие и почерневшие  от дождей и солнца. Листья с деревьев опали, трава засохшая. Людей почти нигде не видно. И все время облачно или шёл дождик. Я смотрел и думал: " Куда я еду, на край света?"
 
           Но в конечном итоге оказалось все наоборот: Мне очень повезло в жизни с этим распределением. Кстати, тогда самым плохим распределением считалось направление на работу в пенсионные органы ( райсобес и т д ), а самым хорошим - в Военную прокуратуру. Недолюбливали и  службу  в милиции. Некоторым студентам родители говорили:" Если наденешь милицейскую форму, не приходи в ней и домой". Сейчас, наверное, лучшим считалось  бы направление в банк или в пенсионный фонд. Вот так меняются  понятия о престижной и непрестижной профессии.