Глава 3. Электромеханик на железной дороге

Николай Омельяненко
Воспоминания о Советском Союзе электрика, прокурора, профессора


        В начале августа 1962 года мы втроём поехали в Ростов-на-Дону в Управление Северо-Кавказской железной дороги. Отсюда нас направили на работу в Кавказский энергоучасток. Щербаня И Ф и Несмияна В.Н. - в подразделение  " Контактная сеть"на станции Конаково ( электромонтёром Щербаня  и инженером Несмияна ). Меня назначили электромонтёром 3 разряда Ремонтно-ревизионного  цеха Кавказского энергоучастка на станции Кавказская. Поселили на частной квартире, но оплачивал проживание энергоучасток. Зарплата - 72 руб в месяц. Нам ещё доплачивали 20 % к окладу за разъездной характер работы на участке от станции Минводы до станции Батайск ( это уже почти Ростов ). Выдали годовой бесплатный проездной билет формы в3 с правом проезда на всех поездах, в том числе в купейном вагоне Кроме того разрешался проезд на всех грузовых поездах и даже на локомотивах.

           В цеху было несколько бригад: автоматики, дистанционного управления, высоковольтных испытаний и масляного хозяйства. Меня направили в бригаду масляного хозяйства,  то есть на самую непрестижную работу , но в крупном современном городе  Кропоткин ( станция здесь называется Кавказская ). Мы делали плановые ревизии и ремонты, меняли масло в трансформаторах и масляных выключателях на тяговых электрических подстанциях. Почти  все работы выполнялись вручную . При этом  как ни старайся, но обязательно немного прольёшь масло и испачкаешься. На работу и с работы мы ездили и трудились в одной и той же рабочей одежде, которая имела загрязнения. Мне было стыдно заходить в купейный вагон в такой одежде. Я стеснялся и извинялся перед пассажирами. Так я отработал ровно год.

            Потом меня перевели на вновь открываемый энергоучасток на станции Россошь Юго-Восточной железной дороги (Воронежская область ). Здесь назначили электромехаником в бригаду высоковольтных испытаний. Зарплата была около 100 рублей плюс 20% к окладу за разъездной характер работы. Через полгода назначили старшим электромехаником в той же бригаде. Это уже руководитель бригады с окладом 125 рублей плюс разъездные. Наша бригада ездила по подстанциям  вверенного участка и выполняла высоковольтные испытания. Это была самостоятельная и ответственная работа с хорошей оплатой - 150 рублей в месяц ( с указанной надбавкой ). Для 20- летнего холостого парня - очень хорошие деньги. На сегодняшние деньги это примерно 75-100 тыс рублей в месяц. Но я тогда учился заочно  на 1  курсе Ростовского  университета, мечтал перейти на дневное отделение и копил деньги для этого. Одновременно меня поселили в Россоши а благоустроенное общежитие.

           На  этой и предыдущей работе мне полагался один раз в год бесплатный билет по любому маршруту в пределах СССР в плацкартном вагоне. С небольшой доплатой можно было ехать и в купейном вагоне. Я активно пользовался  этим бесплатным проездом в отпуск, так как очень любил путешествовать. Первая моя поездка  состоялась по маршруту станция Кавказская - Владивосток — Кавказская. Я ехал с таким расчётом , чтобы ночью ехать, а днём останавливаться  в больших городах и знакомиться с достопримечательностями. Поэтому я останавливался в городах: Москва, Свердловск, Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Так я и ехал, осмотрел перечисленные города, музеи и даже посещал некоторые театры.  Но когда я обогнул озеро Байкал , вынужден был остановить  своё путешествие - вышел из поезда на станции Чернышевск-Забайкальский . Тут я сел в обратный поезд. К сожалению, до Владивостока не доехал, так как кончались деньги, отпуск и даже терпение.

             Второй отпуск провёл в путешествии по маршруту: станция Россошь -Ташкент-Бухара-Самарканд - Алма-Ата — Россошь. На всю жизнь запомнились великолепные памятники древности: дворцы, мечети, мавзолеи, неповторимый Регистан и т д.

          Мне очень нравилась работа электромеханика. Для занятия этой должности требовался обязательно диплом техника или инженера, наличие  теоретических знаний и производственного опыта, а также умение работать с людьми ( бригадой ). Но здесь надо уметь работать и своими руками . Отношения с подчиненными и вышестоящим начальством были  хорошие. Начальником цеха был Адоньев, грамотный инженер и умелый руководитель. Через полгода  меня повысили в должности , назначив старшим электромехаником, то есть руководителем бригады. Живи и работай! Но уже на последнем курсе техникумах я понял, что должен идти учиться дальше не по технической части, а на гуманитарный факультет университета. Осенью 1964  года я уволился из Россошанского энергоучастка , и перевёлся с заочного отделения на дневное. Но в Ростовском университете перевод не состоялся из- за отсутствия свободных мест. Это удалось  сделать в Воронеже.