Пресловутая редактура

Екатерина Бобровенко
(Из разговора в комментариях профиля)

Подписчик: А ты хочешь заняться редактурой в плане чисто править текст или также находить сюжетные косяки, нелогичности и прочее?

Я: Пока хотела бы попробовать чисто править текст по стилистике, мне это ближе. Просто знаю, что многими авторами это востребовано, но они не знают, где найти того, кто не только ткнёт пальцем, что не так, но и предложит вариант исправления. + мне в своё время не хватало чисто человеческой поддержки.

Понятно, что профессиональный редактор эти ошибки видит в тексте каждый день и они ему уже порядком надоели, но хотелось бы живое общение и личное отношение к каждому, кто хочет сделать свой текст лучше.

Поэтому я максимально за: индивидуальный подход; не столько научиться видеть ошибки, сколько не разувериться в своих силах; «критикуешь – предлагай». И хотела бы попробовать этим позаниматься.


Вот одна из тех статей, что я написала под рубрику о безболезненной редакции художественного текста в Инстаграм:


"Предлагая книжку, мы всегда хотим услышать только положительные комментарии. Если друзья и читатели в соцсетях ещё более лояльны, то от людей, занимающихся литературой профессионально, поблажек ждать не стоит.

Авторское эго получит щелчок по носу, а вы — указания на откопанные в работе косяки.

Не так давно рядом с чертиком на моем плече поселился гоповатого вида паренёк в спортивках и кепке козырьком назад. Он лузгает семечки, потягивает «Гараж» и лениво говорит мне: «Э, за базаром следи...»

Вот я и слежу, методично вылавливая блох из собственных текстов...

Знакомьтесь — слова-паразиты, Всадники авторского Апокалипсиса: «что», «будто», «словно», «как» и стажёр — «это».

Они не играют на атмосферу произведения. Они вообще практически ни на что не играют, а при частом употреблении только мешают.

Метод определения: «на глаз» и поиск Word.

Способ борьбы (я их насобирала 5, но уверена, вы сможете найти больше):

• Поставить двоеточие (предложение приобретает интересную окраску: мы как будто отвечаем себе на вопрос «что именно?») Пример:

«Оба понимали, что в таком месте, где каждый занят назойливой мыслью о выживании, они не станут привлекать лишнего внимания...»

Или: «Оба понимали: в таком месте, где каждый занят назойливой мыслью о выживании, они не станут привлекать лишнего внимания...»

• Разделить предложения

Сперва я смотрю, чего идёт по тексту больше: описаний или действий? Там, где много динамики, я позволяю предложения не длиннее двух строк. Лучше — короче.

Пример: «Кристина оглянулась через плечо — так резко, что голова снова закружилась...»

«Кристина оглянулась через плечо. От резкого движения голова снова закружилась...»

• Пропустить, не теряя смысла

Конструкции «о том, что», «казалось, что», «подумала, что» прекрасно обходятся без второй половины. Первый пример чаще всего без потерь вычёркивается целиком.

• Изменить вид сравнения. Чтобы оно отвечало не на вопрос «как что?», а «кем/чем?»

«Снова на девушку, как огромная тяжесть, навалились эмоции...»
«Снова на девушку огромной тяжестью навалились эмоции...»

• Заменить другим словом с аналогичным смыслом

Если выбирать из зол, то лучше все-таки выбрать меньшее... Когда прочие способы борьбы уже перебраны, а все равно звучит не очень, я вставляю слово, которое повторялось меньшее количество раз.

Ещё на смену как/будто/словно есть точно, подобно, вроде.

Если статья понравилась и показалась полезной, делитесь своим мнением. Я, как всегда, рада вашим комментариям!

Давайте заботиться друг о друге!"


Недавно я попробовала новый формат – видеоразборы прозы и видеоуроки.

Если интересны уроки редактирования, которые могут пригодиться для ваших историй, welcome to мой инстаграм:
https://www.instagram.com/key_lander/