Ветераны в спорте

Александр Щербаков 5
Тема, о которой я хочу порассуждать, весьма деликатна.  Почему, спросите вы, уважаемые читатели?  Просто я вторгнусь в личную  жизнь людей, которых знает достаточно большое количество людей, а в наш век демократии это вроде как непорядочно.

Спорт, как известно, удел молодых.  У них полно физических сил, да и нервы не так истрепаны, как у людей в возрасте, и поэтому мы чаще встречаем на спортивных площадках совсем молодых, а в некоторых видах спорта – так и юных. В том же женском фигурном катании и в гимнастике, как спортивной, так и художественной, где совсем молодые не только на равных соревнуются со взрослыми, но и побеждают. Это заставило даже ввести возрастной ценз в некоторых видах спорта.  Совсем молодым появился на тяжелоатлетическом помосте Наум Сулейман-оглу, ставший затем трехкратным олимпийским чемпионом. Но все же это скорее исключение, чем правило.  Исключением из правил является и участие в крупных соревнованиях возрастных, лет за 40, спортсменов. Я не имею в виду шахматы или шашки, бильярд или снукер, стрельбу, которые тоже являются разновидностями спорта.

Так что не часто, но видят зрители достаточно возрастных спортсменов, и когда у них не идет игра, часто с трибун в их адрес слышатся уничижительные реплики, оскорбляющие уважаемых, с большими заслугами в недалеком прошлом, ветеранов. Чаще такие реплики бросают молодые болельщики, которые сами в этой жизни ничего не достигли.

Мне хочется поговорить о ветеранах, как отечественного спорта, так и зарубежного, причем о ветеранах, выступающих в большом спорте, а не  на турнирах ветеранов. Эти турниры частенько проводятся, причем,  собирают большое количество зрителей, желающих увидеть знаменитостей прошлого.

Начну с хоккея, если вы не возражаете, уважаемые читатели.  Почему, объясню. Просто по настоящему звездного ветерана мы, советские болельщики, увидели именно в хоккее с шайбой, когда нашу страну посетила сборная команда Канады в 1974 году, составленная из игроков Всемирной хоккейной ассоциации – ВХА.  В ней играло два звездные ветерана, Бобби Халл и Горди Хоу, причем с последним в команде играли два его сына. Для нашего хоккея в те годы игрок в возрасте за 30 считался ветераном, а тут играет человек, которому за 50 лет.  Именно фотографияю Горди Хоу с сыновьями я разместил на заставке.

Горди Хоу вообще величайшая личность в хоккее.  Парень благодаря природному здоровью, упорству достиг всего в народной игре всех канадцев – хоккее с шайбой. Он сделал немало открытий в игре.  Например, шайба, брошенная в определенное место  закругления катка у ворот противника, вылетает обязательно на пятачок,  где её уже поджидал Хоу.  Конечно, не только этот трюк позволял ему забивать шайбы, по общему числу которых он до сих пор на втором месте среди снайперов хоккея.  Хватало у него и других голов. Появился  даже «хет-трик Хоу». Это когда в одной игре случался  « гол + пас+ удар локтем в челюсть соперника». Недаром у него была еще  кличка «Мистер Локоть», такого удара локтем, как у Хоу, ни у кого не было.

Горди Хоу за спортивную жизнь собрал все мыслимые в хоккее награды.  Еще в семидесятые годы я купил книгу о нем под названием «Номер 9», и прочитал от корки до корки. Есть в моей домашней библиотеке книга и о Бобби Халле, обладатели убийственного по силе броска. Вся Канада знала, что у Халла  объем бицепса больше, чем у чемпиона мира по боксу тех лет Мохаммеда Али.

Еще один ветеран, о котором хочется вспомнить – Марк Месье. Он начинал вместе с Уэйном Гретцки в «Эдмонтон  Ойлерс», именно в этой команде начал получать кубки Стенли.  Но потом и Гретцки, и Месье поменяли несколько команд. Но если Уэйн продолжал забивать голы и отдавать голевые пасы, то Марк вел за собой команды, где играл и где он всегда был капитаном. Бойцовских качеств у Месье хватило бы на десяток игроков НХЛ.

Отличился в этой самой сильной хоккейной лиге и наш супер-ветеран – Игорь Ларионов.  Он не обладал силой и броском Халла, локтем Хоу, и вообще он был субтильный по телосложению игрок. Когда он пришел в тройку к Сергею Макарову и Владимиру Крутову, мощным и техничным игрокам,  никто не думал, что получится звездная тройка. А потом и пятерка с защитниками Вячеславом Фетисовым и Алексеем Касатоновым, которую весь хоккейный мир признает самой сильной в истории хоккея.  Они не сминали своих соперников силой, не поражали убойными бросками,  они просто играли,  играли умно, с выдумкой, меняясь местами на площадке. И такую игру пятерки определял Игорь Ларионов, который не зря получил прозвище «Профессор».  Именно его умная, рациональная игра, позволила ему дольше всех продолжать свою карьеру.  Причем он все подчинил этому делу. Если Крутов не чурался выпить рюмку-другую крепких напитков, что и привело его к преждевременной смерти, приезжал на сборы перед сезоном с немалым лишним весом, и потом ему приходилось долго его сгонять во время тренировок,  то Ларионов всегда был строен и подтянут. 

Вы знаете, уважаемые читатели, что Игорь никогда не ел в день игры?  Нет, был легкий завтрак и еще более легкий полдник, но вот чтобы он съел стейк в день игры – боже упаси.  Ларионов говорил, что он не такой сильный, чтобы тратить еще силы на переваривание куска мяса. После игры – пожалуйста, да еще с бокалом хорошего виноградного вина из собственного погреба.  По завершению карьеры Ларионов стал не только успешным агентом хоккеистов, но и продавал хорошие виноградные вина. 

Теперь вернемся к ветеранам в нашем отечественном хоккее. Сейчас самый-самый из них – Сергей Мозякин, самый результативный нападающий нашего хоккея, обладающий голевым чутьем и точным броском.  Он не поражает силой броска, но умению его бросить в самое уязвимое место ворот могут поучится все.  Его партнер по звену в Магнитогорске в свое время Данис Зарипов тоже продолжает играть, на его счету немало не только красивых, но и важных голов, как в клубных командах, так и в сборной России.  А вот из более раннего поколения я бы выделил Бориса Михайлова. Многолетний капитан ЦСКА и сборной СССР не обладал ни сумасшедшей скоростью, ни убойным броском, не было у него филигранном техники обводки. Но  у него было желание и умение биться за шайбу на самом опасном месте –на пяточке, где защитники, а порой и вратарь, не стесняются в выборе средств, что  заблокировать или увести подальше настырного правого крайнего.  Но это редко кому удавалось, даже канадцам.  Знаменитый Фил Эспозито, игрок сборной раза в 2 больше по массе и на голову выше Михайлова,  вспоминал о Михайлове с большим уважением именно за его качество сражаться за шайбу на пяточке.  Большинство своих голов Михайлов забил именно оттуда.  Стал игроком высшей лиги его сын Егор. Не звезда, конечно, но добротный игрок, поигравший и в ЦСКА, и в СКА из Питера.  Играл в командах, которые тренировал его отец.

А вот про еще одного ветерана, хотя он был и чемпионом мира, причем играя в разных тройках со Старшиновым, Борисом Михайловым, Александром Альметовым, Вениамином Александровым, мало вспоминают. А ведь он играл в своей команде «Локомотив» из Москвы очень долгие годы, ушел из хоккея уже после сорока лет. И везде и всегда приносил пользу своей неброской, но умной игрой. Никто, как Виктор Якушев», не мог нейтрализовать звезду команды соперника, выключить его из игры, как говорят хоккеисты, «надеть пальто».

Долгие годы играли и служили хоккею и другие игроки в возрасте далеко за 30 лет.  Тот же Вячеслав Старшинов, олимпийский чемпион, Вячеслав Козлов и Сергей Федоров, обладатели Кубка Стенли, Александр Семин, чемпион мира.  Но хоккей с шайбой игра цикличная, отыграл минуту-полторы, и отдыхай на скамейке запасных 3-4 минуты.  Правда, звездам приходилось и дольше проводить смену, и чаще выходить на арену. Игровое время за матч составляется от 18 до 22 минут у ведущих игроков команды.

А вот в хоккей с мячом надо играть  90 минут, и все время кататься, чтобы не замерзнуть. Ведь раньше играли в хоккей с мячом только на футбольных стадионах под открытым небом.  И  в этой игре хватало ветеранов, но самый титулованный и известный – Николай Дураков из СКА (Свердловск).  Сейчас такой команды не существует, а ведь раньше, в 50-70-е годы, это был сильнейший клуб СССР.  И Николай был в этом клубе лучшим бомбардиром.  Больше всего голов он забивал после угловых ударов и со стандартов.  В этом он был непревзойденным мастером.

Еще одного ветерана, которого хочется назвать, был Валерий Маслов. Он играл за московское «Динамо». Летом в футбол, зимой – в хоккей с мячом. Если мне не изменяет память, был чемпионом СССР в обоих видах спорта.  Играл полузащитником, причем было очень моторным, выносливым, постоянно двигался.  Удивительно, но обладал и отличной техникой игры, как в футболе, так и в хоккее.

Еще один ветеран, только более звездный, который зарекомендовал себя как в футболе, так и в хоккее, только с шайбой, был Всеволод Бобров. Но он вначале проявил себя как настоящий талант и бомбардир в футболе, играя за ЦДКА (правда, в Англию в 1945 году он ездил в составе московского «Динамо»), но когда постоянные травмы коленей заставили уйти из футбола, он не ушел из спорта, а стал играть в хоккей с шайбой.  И стал чемпионом мира, олимпийским чемпионом, заставил себя уважать и как хоккейный тренер московского «Спартака» и сборной СССР.

Вот так плавно мы перешли к футболу. Самый звездным игроком был Пеле, бразильский футболист 50-70 –х годов, трехкратный чемпион мира. Назвать его ветераном можно с большим трудом, все же он не играл  в сорокалетнем возрасте,  но и не закончил совсем молодым, как некоторые звездочки футбола.  Еще одним известным ветераном был английский правый крайний нападающий Бобби Чарльтон. В честь его даже был сыгран матч сборной мира со сборной Англии, в котором отличился другой ветеран, о котором хочу упомянуть – вратарь Лев Яшин. О нем у меня есть повествование, желающие могут найти его в сборнике «О спорте».

И еще о двух ветеранах волейбола хочу рассказать читателям. Это наш Сергей Тетюхин, олимпийский чемпион 2012 года, нападающий, так называемый доигровщик. Позиция важная, именно игроки этого амплуа принимают подачи соперника, иногда сильнейшие (мяч после подачи некоторых игроков летит со скоростью 110-120 км, а у некоторых еще быстрее), а также играют в защите и нападают с краев сетки, обычно против двойного блока. Игру Сергея отличал уверенный прием подачи,  сильная подача, стабильный нападающий, сочетающийся с умными обманными,  удар.  Однажды, в ничего не решающем  для родной команды Сергея, «Белогорье», поединке, на площадку вместе с ним вышел тогда еще 16- летний сын Павел Тетюхин.  Юноша с тех пор вырос, и сейчас является одним из игроков команды, родной для его отца, который занял пост генерального менеджера сборной России по волейболу.

Второму ветерану, бразильскому либеро Сержио, не приходилось атаковать, но вот прием подачи соперника и игру в защите он научился делать в совершенстве.  Много лет играл в сборной Бразилии, стал олимпийским чемпионом в 2016 году.   Как и Тетюхин, он ушел из спорта в возрасте за 40 лет. 

А теперь о той роли, которую играют ветераны в играх любой команды. Это сказывается во многих аспектах. И в тренировочном процессе они подают пример молодым, и своим  отношением к игре,  велика их роль в раздевалке, они поддерживают положительный настрой игроков, их уверенность в себе. А в самой игре демонстрируют умную игру, часто именно они переламывают ход неудачно складывающегося матча. Самый яркий пример этого – игра Сергея Тетюхина в финальном матче с бразильцами на Олимпиаде в Лондоне. Бразильцы выиграли две первых партии довольно уверенно, как говорится, в одну калитку.  Тренер нашей сборной Владимир Алекно сделал перестановку в составе, перевел блокирующего Дмитрия Мусэрского в диагональ, а Максима Михайлова, который играл на этой позиции, и которого бразильцы нейтрализовали, заставил принимать подачи соперника. В пару с ним играл Тетюхин. Именно он зацементировал прием подачи. Но все равно, бразильцы вели, и до победы им оставалось забить 2 или три мяча, чтобы стать олимпийским чемпионами.   Наши уступали им немного, но в конце решающей партии это плохо. И вот на подачу вышел Сергей Тетюхин. Первая подача его навылет.   Счет сократился. Бразильцы замандражировали. Еще пару сильных и точных подач Тетюхина, счет сравнялся, а затем наши дожали в концовке,  и достаточно легко выиграли две оставшиеся партии.  В этом матче два человека сыграли выше всяких похвал – ветеран Сергей Тетюхин и молодой Дмитрий Мусэрский, который набрал 36 очков в этом поединке.  Тетюхин и Мусэрский играли в одной клубной команде – «Белогорье».  Последнему было у кого учиться.

А теперь выскажу свое сугубо личное мнение, почему в профессиональном спорте на Западе играло намного больше ветеранов, чем в СССР.  Конечно, играет свою роль и наследственность, и спортивный талант,  но главное отличие заключалось в системе тренировок. Для нашего спорта, особенно в хоккее с шайбой,  многоразовые в течение дня тренировки носили изматывающий характер.  Вспомним тренировки Анатолия Тарасова, Виктора Тихонова, Олега Знарка, особенно в предсезонный период, когда закладывается фундамент физической подготовки  на весь длинный сезон.  Благодаря отличной физической подготовке и самоотдаче в играх мы сумели догнать имеющий столетнюю историю канадских хоккеистов.

А на Западе тренировки носят более щадящий характер, там спортивную форму те же хоккеисты набирают в процессе многочисленных игр в сезоне.  Там решающие поединки проходят в конце сезона. И не только в хоккее, но и в других популярных видах спорта – баскетболе,  бейсболе, американском футболе, регби, футболе.  Именно к концу сезона надо быть на пике своей спортивной формы.

А такие тяжелые тренировки сказываются на организме спортсменов, особенно если они еще и не соблюдают спортивный режим.  Ведь не секрет, что многие наши спортсмены не чурались выпить  с друзьями и болельщиками, причем до такого состояния, что их приходилось приносить домой на руках.  Поэтому все это сказалось в первую очередь на сердечно-сосудистой системе. Можно назвать много известных в прошлом хоккеистов, которые преждевременно ушли из жизни. Не всегда причиной было злоупотребление алкоголем, но тяжелые тренировки сказались определенно.

Но нам, болельщикам со стажем, надо помнить своих кумиров молодости и не только. Они жертвовали  своим здоровьем для побед своих команд для нашего удовольствия.