Лучше гор могут быть только горы

Александр Оленцов
               
  Работая дальнобойщиком, мне приходилось бывать в местах удивительной красоты. Одно из таких мест: - База горнолыжников «Дигория - Ростсельмаш».- База строилась в горах республики Алания - Северной Осетии в 70-е годы.

  На автомобилях из г. Ростов на Дону мы доставляли строительные материалы для строительства базы. Начну по порядку.

  За поселком Старый Лескен, трассу Ростов - Махачкала пересекает река Урух. Сразу за рекой начинается дорога к поселку Чикола.

    За Чиколой в горе пробит тоннель. Сразу за ним начинаются горы Кавказского хребта. Горная дорога местами такая узкая, что встречные автомобили разминуться, не могут,поэтому предусмотрены  площадки  для  разъезда.Хотя дорога местами вырублена в скалах и не асфальтирована, дорожные службы очень оперативно,  убирают обвалы, оползни и прочие помехи.

   В нескольких сотнях метров за тоннелем, с левой стороны высоко на скале изображен Святой Георгий Победоносец. С правой стороны глубокое ущелье, по которому, переворачивая камни, несет свои воды Урух.

   Напротив Святого Георгия на кромке ущелья огороженная площадка. На ней лежит большое медное блюдо, в которое путники опускают деньги, кто сколько сможет. Рядом с блюдом много распечатанных бутылок с водкой, вином, коньяком и прочими напитками. Путники,останавливаясь в этом месте, выпивают рюмку напитка(даже  водители) и оставляют бутылку. С собой её не забирают. Если у путешественника нет с собой ничего спиртного, он причащается из любой бутылки, что бы путешествие было удачным.

   Однажды в поселке Нижний Задалеск участковый, остановивший меня, был  удивлен, что я трезвый. Он объяснил, что кроме него здесь нет ни одного представителя милиции. А выпить рюмку у Святого Георгия,для поднимающегося в горы,считается признаком уважения местных традиций. За это ни кого не наказывают.Жители Северной Осетии очень доброжелательны.За два года в течении которых я обслуживал турбазу не увидел ни одного злобного взгляда, не услыхал ни одного плохого слова в свой  адрес.Наоборот, все жители которых я попутно подвозил к поселкам, всегда  приглашали в гости. Покушать или хотя бы выпить чаю.   

    В Нижнем Задалеске стоит памятник летчикам,погибшим в Великую Отечественную войну. Их бомбардировщик ночью врезался в вершину горы. Дальше проезжаем через поселок Стур – Дигора,за которым в нескольких километров, на высоте 2800 метров находится база горнолыжников.

    Удивительно смотреть, как облака проплывают меж горных вершин, гораздо ниже автомобиля. Иногда облако накрывает автомобиль. Что бы, не чебурахнуться в пропасть или  не  поцарапать скалу, приходится останавливаться и время от времени подавать звуковой сигнал, но это бывает редко.

    Недалеко от базы находится ледник, из которого река Урух берет свое начало. В районе базы ширина реки от четырёх до шести метров, глубина около двух метров. Вода кристально чистая. В неё ныряют птицы чуть крупнее воробья, переворачивая камешки, что то, достают со дна ручья, выныривают и улетают. Все это хорошо видно в прозрачной воде. Вокруг очень яркая зелень. На соснах прыгают белки. Вершины гор, в августе месяце, все в снегу. Красота завораживающая.От Чиколы до базы  горнолыжников 52 километра. 

   Однажды я приехал на базу поздно и не застал грузчиков, которые уехали домой в поселок. Базу охранял местный сторож. Он пас стадо своих коз на территории базы. Поняв,что мне придется здесь ночевать, старик, что то сказал своему внуку, который помогал пасти коз. Мальчик сбегал в поселок, принес трех литровую банку местного напитка "арака" и варенное козлиное мясо. Простившись с нами, он погнал стадо домой.

    Арака - кукурузный самогон, крепостью около шестнадцати градусов. Сторож объяснил, что пить необходимо до дна и начал произносить тосты, от которых грех было отказаться. Опорожнив на двоих, банку напитка, почувствовал легкое головокружение.

    На мой вопрос, почему водка такая слабая аксакал объяснил, что у них на похоронах необходимо произнести не менее пятидесяти тостов, а на свадьбе больше ста. Если водка будет крепкой, то после такого количества тостов можно и лучший мир посетить.

     У меня в машине, как и у всякого шофера дальнобойщика, на всякий случай, лежала полутора литровая бутылка семидесяти градусного самогона. Наполнив самогоном стаканы, я тоже произнес тост, от которого грех отказаться: - За мир между народами! –
    Сердечный выпил и тут же вырубился на травке. Пришлось отнести его в сторожку на кровать. На другой день он не увидел как выгружали мой автомобиль, и даже не попрощался,что среди  местного населения бывает редко. Пришлось уехать не попрощавшись.

    В другой раз, опускаясь после выгрузки, попал под дождь. Довольно неприятная штука в горах. Дело в том, что во время дождя с гор на дорогу сползает грязь. Попав на неё, автомобиль сунется,и почти не управляем. Тем более автомобиль с полуприцепом.

   Покрывшись холодной испариной осторожно спускаюсь вниз. Впереди на дороге группа молодых ребят и девчат. Как оказалось, туристы, студенты Таллинского университета.

     Перекрыв дорогу, они вынудили меня остановиться. Тут же все погрузились в трал, посадив несколько девочек ко мне в кабину.

    На мои возражения, что возить людей в полуприцепе запрещено, тем более по такой дороге. Они кричали, что скоро растают под дождем и попросили меня быстрее   трогаться.

    Этот спуск я запомнил на всю жизнь. Иногда приходилось тормозить, притираясь бортом к скалам. Ребята,оценив такое шоу, крепко обнявшись сидели в центре кузова. За борта не держались, что бы ни остаться без рук.

   Слава Богу, вскоре удалось выскочить из под дождя. Высадил путешественников около Святого Георгия. Оттуда рукой подать до Чиколы, а там уже и автобусы ходят. Большинство рейсов проходило без происшествий.