Одоевцева и Пушкин... из наших бесед

Тамара Воронина 2
Одоевцева и Пушкин…  из наших бесед.
      Совсем близко и день рождения Пушкина. Очень жду этот день. Начало июня у меня двойной праздник. День рождения моей дочери 4 июня, и 6 июня Пушкина. Две радости  рядом. Но для меня он, прежде всего, труды. Ведь мне пришлось вести  народный  праздник у памятника  Пушкину с 1999 года, со дня его открытия в Литературном квартале города  Екатеринбурга. Проходил он всегда по-разному и в…любую погоду: и в ливень, и в холод, и в жару, но, всегда, это был очень ожидаемый день. Готовилась сама, готовила актеров, детей. И с каждым  годом это проходило  все интереснее и интереснее. Русский гений пронизывал всё и всех. Дети рвались к микрофону, поэты переполнялись счастьем дарить ему свои строчки. И действительно, каждый себя ощущал причастным к гению, а  Пушкин стоял  и слушал, а у его подножья красовались букеты цветов, сирени -- народная любовь.
Какое счастье жить в одной стране, где и он, Пушкин, родился и ты, говорить на родном нашем русском языке, красивом и богатом. И не задумываясь о том, что это могло бы быть иначе…. когда кругом тебя не слышно русской речи, не слышно русской песни, нет Пушкинского праздника, потому  что там,  в совершенно другой стране,  во Франции, он не нужен: «Другой язык, другие нравы».
Обо всем об этом я разговаривала с Ириной Одоевцевой, потому что это тоже огромная часть той ностальгии, или тоски по  своему, по родному, которую испытывала она там, живя за границей.
-«Душенька, а Вы никогда не задумывались на фамилией «Пушкин»?- вдруг задает мне вопрос Ирина Владимировна.
- «Нет. А  что?» - спрашиваю.
-«Ну как же, фамилия Пушкин образована  от какого корня?»-Смотрит на мня с любопытством, ждет ответа и сама отвечает :
«От Пушка…» - смеется.-«Представляете пушка, ведь это что то  очень громоздкое, тяжелое, ну орудие, из которого стреляют.. Но вот для нас оно звучит, как воздух, легкий, как вздох. Правда ведь…?
-«Да, действительно, он для нас легкий, родной, звучный, складный…. Как интересно, и как красиво…» - соглашаюсь я.
-«Я прошу Вас, сделайте главу  из моей книги  «На берегах Невы», где Блок читает в доме литераторов на вечере памяти Пушкина свой доклад», - просит она меня.
Я тут же открываю и читаю ей:…  «— Наша память хранит с малолетства веселое имя Пушкина. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни… Это легкое имя Пушкин…
Никогда до Блока никому и в голову не приходило назвать имя Пушкина веселым и легким..... Это легкое имя Пушкин..».
    Легкое, как точно сказано, и даже Гумилев сорвался с места и кричал  «Браво».. Да, об этом памятном вечере Ирина Владимировна написала в своих воспоминаниях, а я прочла их в концертных залах, где проходили мои гастроли.
«Вот зачем, в часы заката,
;;Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
;;Тихо кланяюсь ему».
      Мы же с ней, в эти часы воспоминаний, начинали читать вместе Пушкина  и  его  «Я помню чудное мгновение..». А вот тут-то я ей и прочла    воспоминания Керн   о поэте:  аллея, сад, луна,  потом его письма. Страшно стеснялась своего французского, но она даже не намекнула, что он не совершенен. Читаю  из «Евгения Онегина» письмо Татьяны.
И вдруг она мне говорит: « А  Вы помните, как у Пушкина…  Чем меньше женщину мы любим, тем … больше нравимся мы ей… -ведь по - русски так должно быть? Да?  Меньше любим, больше нравимся…, но Пушкин-то как пишет.. и мы с ней хором:
 « Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей…»
«Представляете, как он   пишет.. не больше, а легче. Да легче завоевываем ее.. Как он точен. Как женщину легче завоевать? ее надо меньше любить. А? Каков? …»
Восхищенью нет границ. Пушкин-это наше ВСЕ…
-« Ирина Владимировна, а не попить ли нам чайку?» - предлагаю я.
И потом за чаем мы говорим, говорим  и говорим…
 Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
 01 июня 2020г.
 г. Екатеринбург.