От холеры до короны

Ада Геткер
ГОСПОДИ, СПАСИ НАС И ПОМИЛУЙ …
СОХРАНИ НАМ ДОБРОТУ И СТЫД.
ЧТОБЫ СПОРЫ НЕ РЕШАЛИСЬ СИЛОЙ.
ЧТОБ МЫ ЖИЛИ ВСЛАСТЬ, А НЕ НАВЗРЫД.

ГОСПОДИ, СПАСИ НАС И ПОМИЛУЙ.
ОХРАНИ ОТ ЗАВИСТИ И ЗЛА.
ЧТОБ НЕ БЫЛО СТЫДНО НАД МОГИЛОЙ
ГОВОРИТЬ НАМ ДОБРЫЕ СЛОВА,
                (Андрей Дементьев)

‘’Дорогая и любимая А. К. Тронуты Вашей заботой и вниманием. В наших краях
как будто нет случаев заражения этим страшным вирусом. Однако, мы строго на
карантине, носим маски и соблюдаем весь режим самоизоляции. Сейчас
особенно часто вспоминаем наши с Вами каникулы в Одессе и наше бегство от
холеры. Испытываю всё те же чувства и также переживаю, особенно потому, что
наш с Юрой сын и любимая внучка живут в Москве, а там сейчас особо
тревожно. Даже не верится, что сегодня уже 2020 год. а не тот памятный 1970.-й.
Восторг и восхищение Вами. Горжусь и по- прежнему люблю Вас.. Вы поистине
счастливая, любимая, добрая, сильная Учитель, Мама, Бабушка и какое счастье-
Прабабушка! Здоровья Вам и долгие лета жизни. Ваши Надя и Юра ‘’.
             Это пронзительное, лично для меня весьма трогательное письмо, я получила
             месяц назад.А вот ответить на него и ответить открытым письмом я
             решилась только сейчас.
             В конце этого письма-разговора я попытаюсь оправдаться почему именно
             открытым. И всё же, прежде всего хочу сказать-  вероятно потому,
             что, как оказалось и Времена могут повторяться. И вот уже 20-й век
             захлестнулся холерой, а 21-й КОВИД -19. А эта реакция мирового
             сообщества на новое, неизвестно на какое время возможное   
             несчастье, под более понятным и простым именем КОРОНАВИРУС, теперь
             только угнетает и всё активнее сокращает жизнь, особенно  людям
             моего возраста. Ибо только теперь, (кажется впервые- не до шуток),
             каждый человек осознаёт свой страх перед смертью и что самое
             ужасное-очень жестокой смертью.
А всей этой панике активно помогает мировое телевидение, которое
подобную смерть едва ли не рекламируют. И каждая страна чуть ли не
с восторгом, именно к вечеру ( на сон грядущий) сообщает всем нам:
сегодня в Мире заболели столько-то человек,( счёт идёт на миллионы).
Столько-то в тяжёлом состоянии положили в больницы ( всё ещё сотни
тысяч) и лечат на прекрасных., созданных по последнему слову техники
медицинских кроватях.
Столько–то, именно сегодня умерло (ужасно, однако по- прежнему
сотни тысяч)..
Столько–то, именно сегодня выздоровели ( к счастью- уже больше сотен
тысяч) и продолжают свою активную жизнь, правда по- прежнему в
режиме onlain.
А мы-израильтяне так наивно верим, так искренно гордимся тем, что
многие победы в борьбе с этим злом достигнуты сейчас именно нашей
страной , страной "самых умных евреев"( ха-ха-ха).
НЕТ, нет -простите. Конечно, и даже это уже совсем не смешно. И эти,
как будто в целом весьма оптимистичные цифры заболевших по
отношению с другими странами, и не смотря на то, что Израиль
действительно занимает одно из последних мест по количеству жертв
Коронавируса, не приносят нам покоя и удовлетворения. Ибо по всему
Миру и главное в стране, где прожита нами большая часть жизни, где
остались друзья, ученики, люди одной с нами ментальности, могилы
самых родных и близких людей (т.е.в РОССИИ )сейчас так много горя,               
а мы всем сердцем его разделяем и только помочь всё ещё не умеем.
 А в сознании моём по-прежнему звучат слова умирающего, талантливого
артиста, автора и исполнителя своих же песен Ильи Олейникова
              Умирать не хочется, не хочется, не хочется.
              Только нет здесь выбора сметь или не сметь
              Знать бы, где застукает эта пулемётчица,.
              Злая пулемётчица под названьем СМЕРТЬ.
Лично мне эта пулемётчица хорошо знакома, ибо приближалась она ко
мне не единожды. И не только физически, а что ещё страшнее-
морально. Может именно поэтому так оттягиваю я, так страшусь
воспоминаний о наших с Наденькой совместно прожитых годах учёбы и
нашем бегстве из Одессы, заражённой ХОЛЕРОЙ.
А начиналась эта жизнь, кажется, совсем недавно, всего-то чуть более
пятидесяти лет тому назад. Именно в этом году я приступила к работе
преподавателя фортепиано в Музыкально-художественной школе-
интернат. Это была одна из двух школ-десятилеток Узбекистана, где
обучались дети-сироты, проявившие, при довольно большом конкурсе,
свои музыкальные или художественные способности. Опыта работы в
подобных школах–десятилетках лично у меня ещё не было, ибо до этого
года, окончив Консерваторию, я семь лет проработала в одной из 33х
муз. школ-семилеток. г. Ташкента. Именно там набирала я свой первый
педагогический опыт. Именно там, под влиянием многократно
перечитанной мною книги московского педагога-пианиста, педагога
мировой значимости Генриха Густавовича Нейгауза (у него обучались в
своё время и прославляли советскую фортепианную школу великие
Рихтер, Гилельс и многие-многие другие талантливые музыканты ), я
впервые познавала Методику преподавания. как науку-педагогику . И вот
теперь , могу сказать заочно, я училась у самого Нейгауза науке
преподавания игры на фортепиано. В это второе послевоенное
десятилетие для многих педагогов эта книга стала настоящим
бестселлером. Она же стала и моей настольной книгой, и знала я её
едва ли не наизусть.
С тех пор каждый новый ребёнок повышал мой педагогический опыт и
создавал поле для практического использования Школы игры
гениального педагога-пианиста Г. Г. Нейгауза.
Почти неожиданно оказалось, что мне всё это было просто очень
интересно. А через несколько лет, в группу моих новых учеников, и в тот
год, когда я уже начала работать в музыкальной школе- десятилетке, ко
мне в класс совершенно случайно попала семилетняя девочка- сирота
Наденька Синькова. А через год ко мне же в класс попросился и её брат-
близнец Слава . Так что новую жизнь мы с этими детьми, полными сиротами,
 начали практически в один год, а с Наденькой и в один день.
Уже через некоторое время я узнала и судьбу этих детей-сирот.
Оказалось, что они были ещё совсем крошечные, груднички, когда кто-то
из случайных прохожих, в каком-то маленьком узбекском дворике (махале) услышал писк, едва прикрытых тонким одеяльцем двух младенцев.
 Ну, а дальше- обычная модель жизни тех лет: дом малютки,
детский садик-приют для проживания детей сирот. Детсадовская подготовка
 к дальнейшему обучению подобных детей в школе.Обыкновенной школе.И т.д.      Как вдруг "судьба" постучала в их дверь.
Порой поражает и восхищает меня, как именно "тема судьбы"
пронизывает всю Пятую симфонию Л.В.Бетховена. Вероятно, и этому
гению была эта тема очень близка. С годами многие, во всяком случае мне подобные, всё больше верят в значимость судьбы в жизни человека.                В отличие от тех, кто не менее искренно и не менее убеждённо верят в Бога.              В том числе и моя дочка, и мои внуки, и моя лучшая ученица Машенька К.
Вот так случайно, при отборе детей для обучения в специализированной
музыкальной школе-десятилетке,кто-то из неравнодушных и внимательных                педагогов обратил внимание на этих двух близнецов,
обладавших хорошим слухом и хорошим музыкальным ритмом.
Вероятно, здесь неожиданно сработала генетика-природа.А может сам БОГ?!.
Школа-интернат для музыкально или художественно одарённых детей
всего три года назад была организована Ташкентским Министерством Культуры.                А руководила этой школой женщина- узбечка.Весьма энергичная, шумная,    крикливая, подлинная аферистка, не имевшая никаких знаний ни в музыкальной,      ни в художественной области. Её национальность была главным её
достоинством при назначении на такую должность и именно это
охраняло её от любых обвинений в аферизме, воровстве,непрофессионализме         и просто безграмотности. Всё, что её интересовало касалось лишь тех
 огромных средств, какие вкладывало Министерство Культуры Узбекистана
 в создание этой не стандартной школы-интернат для одарённых детей.          
Вот на это ей хватало и образования, и характера и главное национальности.     Ибо во времена эти ещё продолжал укрепляться главный межреспубликанский   принцип, руководимый Москвой -принцип выравнивания национальных культур.
Так, совершено случайно, двое русских детей-близняток, подброшенных
в узбекский, маленький дворик, стали учениками музыкального
отделения специализированной школы-интернат. Здесь они учились,спали, кушали, взрослели – ЖИЛИ. И главное оба проявляли максимум старания и терпения в учёбе. Вероятно, уже в те ранние годы они осознавали , что помощь им ждать просто неоткуда. Вот и мне , видимо,тоже немало повезло, ибо для каждого педагога очень значимо вести урок не в пустоту, а для слышащих и внимательно слушающих тебя ушей.
Казалось, каждый урок маленькая, щупленькая Надюшка пропускала
глубоко через своё сердечко и свои ушки. Довольно быстро она
полюбила наши занятия. Регулярно приходила на урок подготовленной
и внимательно реагируя на все замечания .
И только одно тревожило меня в ней - ей всегда было холодно. У неё всегда
были холодные руки и играть такими руками было почти не возможно. Не
зря все музыканты- исполнители, выходя на сцену обязательно приносят
с собой платочек, ибо прежде всего руки должны быть сухими, тёплыми и
заранее разыгранными.               
 Похоже, что в этом случае был либо обыкновенный авитоминоз,               
(и это было не мудрено),либо какое-то заболевание, до которого            
просто никому не было дела.
Как это не удивительно, но и в жарком Ташкенте, в зимние, дождливые,
нередко просто сырые времена, однако с постоянными авариями в
канализационных трубах и только мечтами об отоплении газом, горожане
нередко страдали от холода и с нетерпением ожидали прихода весны.
Впрочем, и лето, с его температурой от 40 и выше, лично мне никогда не
нравилось. Много лет я просто мечтала о том времени, когда смогу
покинуть Ташкент и жить в более прохладном климате. Ведь о
кондиционерах тогда ещё редко слышали и позволить их себе могли лишь
люди, приближённые к власти ,либо простые "гешефт- махеры"(дельцы).      
 Коррупция в Узбекистане всю жизнь цвела ярким цветом.
Увы, но после Одессы для меня Ташкент на десятки лет оставался чужим.
Может именно поэтому однажды довела я сама себя до такого нервозного
состояния, что активно вцепилась в идею уехать куда глаза глядят, только
бы вырваться из Ташкента. Теперь уж не помню как, но однажды удалось
мне уговорить мужа отпустить меня с четырёх летней дочкой, в город
Эгвекинот Магаданской области. Это далёкий- далёкий Север страны, Колыма.     Муж дал мне своё согласие, хотя, как хороший географ, отлично понимал,
 что уезжаю я от 40 градусов жары, а попаду в 40-48 градусов холода.
       Правда, главное- убегала я и от неожиданного предательства, преодолеть которое ни умом, ни сердцем всё никак не могла, ибо случайно оказалась в маленьком, просто бездарном, далеко не профессиональном коллективе. Сама здешняя атмосфера, пустословие, обсуждаемые едва ли не ежедневно главные проблемы жизни: где достать, что купить, чья шмотка  красивее, у какой спекулянтки приобретена  и т.д. Перебежки от мужей к любовникам и наоборот- всё это, казалось, опережало любые остальные проблемы бытия и лишь превращало саму жизнь в то, что так образно ещё совсем недавно М.Горький назвал МЕЩАНСТВО. 
 И всё же я сделала эту "пробу пера". Я попыталась найти работу на КОЛЫМЕ. Сначала в городке Эгвекинот- неудачно. Не уезжая с Колымы- в городе Сусуман. И даже в самом Магадане.               
Однако, свирепствующие и в те времена: протекционизм, взяточничество, шовинизм, неприкрытая проституция привели меня к полному фиаско, и я вернулась домой буквально к началу нового учебного года.
Теперь, пережив всё это и начав работать в Ташкентской школе музыкально одарённых детей, я как-то по особому жалела и понимала маленькую, тонюсенькую, едва ли не дрожащую, как лепесток Наденьку. И всё же не решалась я как-то проявить к ней большее внимание, чем к другим детям- сиротам. Просто боялась поставить её в неловкое положение перед другими, не менее страдающими от холода детьми-сиротами.
А однажды, в один из очень холодных зимних дней я не выдержала и принесла ей и её брату тёплую одежду моих детей. Оба застеснялись, вероятно, испугались бестактной, сумасбродной директрисы, способной просто отобрать у детей нестандартную одежду. Однако желание согреться победило, и оба с блестящими глазами и не спрятанной благодарностью, теперь тепло одетые и даже гордые, они побежали в своё общежитие.                Уже на второй год ко мне в класс попросился и брат Нади, такой же маленький, худенький, физически совсем не развитый мальчишка.
Все десять лет оба успешно учились в моём классе. Теперь эти, взрослеющие не по дням, а по часам ребята почти никогда не огорчали меня. Оба проявляли максимум усидчивости и осознанного, вдумчивого выполнения заданий.                Однако… однако ни в каких конкурсах и ни на каких открытых концертах они никогда не стремились участвовать. Вероятно, сказывалась какая-то закомплексованность, стеснительность и просто страх перед большой сценой. .
Вот также и я сама всю жизнь испытывала подобный страх перед сценой. Скорее всего именно поэтому я так и не стала концертирующей пианисткой.                И только прожив большую жизнь, я осознала причины такой неуверенности в себе. Думаю, что маленькие дети должны с самого младенчества ощущать на себе любовь и заботу не только матери, но и отца. Именно это создаёт в них уверенность, ощущение защищённости, твёрдой почвы под ногами. Полное сиротство или даже, подобное моему полусиротство, рождает комплексы у ребёнка, создаёт постоянно неуверенность в своих силах, боязнь быть не понятым окружением.               
Лично я была полусиротой,(оотец погиб на фронте, в 1943году, в моём четырёхлетнем  возрасте).И на мне вся эта безотцовщина отразилась очень жестоко.      
Впрочем-развила самостоятельность, трудолюбие, умение решать самые трудные проблемы своей полусиротской жизни и тем самым, пусть жёстко, но учила самой ЖИЗНИ.
Как преодолеть эту закомплексованность в ребятах я всё никак не могла придумать.
  И всё же идея ко мне пришла.
Почти каждый год, на летние, двухмесячные каникулы я ездила со своими сыном и дочкой в Одессу. К этому времени уже прошло 7 лет,как погибла моя мама.
Уже сам приезд в ещё недавно любимый мой город, теперь угнетал, вызывал трагичные воспоминания, бесконечные ночные слёзы.               
   Но делать нечего. Дети, мои дети любили море, нуждались в закалке здоровья,
 очень любили моих добрейших родных людей- мать и сестёр моего погибшего отца.                И вот теперь, почти внезапно пришла ко мне идея и судьба подарила повод.               
Очень успешно Надя окончила 7 класс. Вдохновлённая этой победой, я пошла к директрисе, объяснила ситуацию, попросила разрешения взять Надю с собой, в Одессу, на месяц- полтора. Во имя отдыха  и внутреннего раскрепощения.               
 Директриса едва оторвалась от своей писанины, подняла вверх очки, сквозь зубы процедила:
-А на какие деньги вы собираетесь вывезти её, у меня таких средств НЕТУ!
- Не беспокойтесь, у меня есть деньги, нам хватит.
Она вновь склонилась над своей писаниной и ещё злее прошипела :
- Поезжайте. Вернуться обязаны без опозданий !               
  Говорить и о Славе я уже не осмелилась, тем более, что на четверых детей денег у меня действительно уже не было.
 Мы прилетели в Одессу в начале июня 1970 года. Нас встретили очень любимые и мною и детьми люди. К Наде отнеслись, как к моему третьему ребёнку.   Об этой семье я уже писала в Прозе Ру, в рассказе-новелле ‘’Ах война, что ты сделала подлая’’. В сущности весь рассказ был посвящён моему дяде, который с фронта вернулся БЕЗ ДВУХ НОГ и который  продолжал  любить, работать, воспитывать единственного сына и внучку до самого момента, когда жизнь уже осталась за гранью самой ЖИЗНИ.
Первый день в Одессе я посвятила маме. Убрала могилку, выкорчевала высокое дерево, неожиданно как возникшее рядом с оградкой. Выполола всю траву, которая грозились расколоть мраморную плиту.
 И главное- душу выплакала. С момента моей трагедии прошло ровно семь лет.
Впрочем, говорить на эту тему и теперь, через 55 лет я не могу и даже
физически просто не в силах.
А утром следующего дня мы всей компанией, в машине моего дяди ( с ручным управлением) поехали на Каралино-Бугаз. Это пригород Одессы.
Здесь, по сей день находится великолепный, пресноводный, мелководный Приднестровский Лиман. Дача нашей семьи находилась метрах в 50-70 от воды и потому детей сюда можно было отпускать без тревог и надолго. А тем более теперь, с 12 летней Наденькой.               
 С большим удовольствием, часами дети плескались в тёплой воде, учили друг друга плавать. Нередко со смехом и задором измазывали друг друга чёрной лимановской грязью, которую вся Одесса считала очень полезной для здоровья. А затем, прямо с поверхности лимановского песка снимали едва- едва прикрытые горячим песком, алые, очень сладкие помидорки и тут же, не промыв испачканные грязью чёрные руки, с удовольствием их поедали. За полдня уставали так, что едва пообедав, сразу залезали на чердак одноэтажной дачи и мгновенно засыпали. Сейчас, более полувека спустя, всё это кажется придуманной сказкой. Сказкой, в которой даже не подаётся сравнению уровень жизни той Украины  1970 года и уровень нашей жизни в Израиле в 2020 году.
Проснувшись, дети спускались с чердака, а сын мой тут же залезал на дерево тутовника. Тутовник рос буквально рядом с лестницей на чердак.
И потому мой десятилетний сын, не боявшийся высоты, ибо с ранних лет привык с отцом ходить в горы, тут же, прямо с причердачной лестницы залезал на дерево. Ягоды тутовника были огромные, спелые, чёрные и, казалось сами просились: ‘’Кушайте, кушайте, ребятки, у меня много ягод, на всех хватит. И о взрослых позаботьтесь, они тоже меня любят’’ Наевшись, с раздутыми животами, дети начинали торопить взрослых отправиться на берег Чёрного моря. Это близко, буквально 10-15 минут ходьбы. И была это новая, быть может ещё более интересная               
сказка.                Над ярко голубым морем висело огромное золотисто-жёлтое солнце. Мягкий, чистый, почти без камней песок. Волны совсем небольшие, буквально ласкающие тело.        И тогда дети рассаживались у самой кромки воды и с упоением строили песочные замки. Когда соревнование становилось скучным и по угасаещему смеху  я понимала, что нужна смена декораций, мы все вместе прыгали в воду и начиналось новое соревнование-кто дальше проплывёт и кто глубже нырнёт.               
Незабываемое удовольствие.                А в это время кто-то из моих двоюродных братьев с одной стороны и изредка муж мой с другой стороны (из-за занятости он реже приезжал с нами в Одессу), брали безногого дядю под обе руки  и бегом доносили его до самой кромки воды.
Дядя прекрасно плавал. Он быстро, широкими взмахами обеих рук, стилем  батерфляй удалялся от берега, а я ещё долго смотрела ему вслед. И зрелище это было для меня просто ужасающим, ведь передо мной плыла половинка человека. 
 Часа через два- три мы возвращались на дачу и начиналась подготовка к вечернему застолью. За огромный стол, под усыпанным ягодами дерева тутовника, быстро выставлялись все возможные для сидений стулья и всякого рода топчанчики.       Тут же, чуть-чуть подальше от тутовника разводился костёр, на котором прожаривались совсем недавно плавающие в Лимановской воде огромные кильки, ещё живые крабы и невероятно вкусные, большие, жирные бычки. Это ранним- ранним утром успели наловить мой муж-большой любитель-рыболов и мои братья, младший из которых к тому времени был уже многократный чемпион Украины по шахматам и даже участвовал в Чемпионате Мира. Здесь, в партии с Карповым мой брат сыграл  какую-то, уже  широко известную и высоко оценённую знатоками-  шахматистами СССР партию. А сейчас все мужчины,во главе с безногим, едва не бывшим двух метровым дядей, были поглощены подготовкой застолья и главное рыбой.
По сей день в памяти моей звучит чисто одесское произношение продаваемой одесским базаром Привоз этой, какой-то особой, черноморской рыбки  бычки.                А к ней в придачу громкая, не по нынешним временам, чисто одесская, самодельная реклама:
-БИЧКИ! БИЧКИ! БИЧКИ! КАМБАЛА! КАМБАЛА! КАМБАЛА! СКУМБРИЯ! СКУМБРИЯ! СКУМБРИЯ!
- Люди, попробуйте мои! Ви-и-и же даже не знаете какие они вкусные!             
- Они же только что с мо-г-гя!
Ну и конечно, (как же без главного) стол заставлялся трёх литровыми бутылями, не стандартной ёмкости белого и красного сухого вина и вкуснейшим для детей лимонадом.               
 А сопровождалось всё это застолье одесскими анекдотами и всеми любимыми песнями: Ты одессит Мишка, а это значит....Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил…, Мишка, Мишка,где твоя улыбка... Одесса мой город родной...Ах, Одесса, жемчужина у моря и т. д. и т.п.
Не забываемое это было время. Не забываемая ТА Жизнь.
Как вдруг?!... О, Господи- ну зачем же так вдруг?!...А ведь и этого мгновения уже до последнего дня жизни не забыть. Действительно ВДРУГ, абсолютно дикое, не имевшее веками практически никаких средств излечения заболевание, под названием ХОЛЕРА пришло на Украину.
Предполагаю, что вот также, а скорее всего и ещё страшнее, когда-то,21 июня 1941 года прозвучали слова Левитана: ВОЙНА! ВОЙНА! Гитлер напал на СССР! Война, которая унесла 27 миллионов жизней. В том числе и моего отца.(35 лет). И родного брата моей мамы.(37 лет). Сделала 100% слепым родного брата моего отца. Отрезала обе ноги мужу родной сестры моего отца. У самых Берлинских ворот убила Полковника Советской армии, для меня дядю Борю-большого друга по школе моей мамы. На всю оставшуюся   жизнь сохранила клеймо МАТЬ-ОДИНОЧКА двум подругам моей мамы.И т. д.
А вот теперь—ХОЛЕРА! Вот также внезапно. Скорее всего для меня ещё страшнее, чем в 41-м прозвучали первые Левитановские слова о войне..
Ведь война началась в мои 3 года, а Холера нагрянула в мои 32 года. И так далеко от дома. И трое детей! И рычание директрисы:” Возвратиться без опоздания! Прорычать легко. А вот выполнить КАК?!
Теперь мы на самой большой скорости возвращались в Одессу. Радио ни на минуту не выключали. А оттуда, казалось через громкоговоритель неслось:” Одесса закрыта на карантин. Движение самолётов прекращено.Движение поездов остановлено. Автобусы ни В Одессу, ни ИЗ Одессы не ходят. Тщательно соблюдать все правила гигиены. Особое внимание к детям и людям преклонного возраста. Заболевание ХОЛЕРА известна в
России по 1862 году, антивирус пока не найден. Быстро передаётся от человека к человеку. Зачастую приводит к смертельным исходам.
 Описана Тургеневым в романе “Отцы и Дети”.
Теперь паника проникала в каждого их нас. И главное- казалось до самого сердечного дна обуревал ужас - КАК вырваться из Одессы.?!
Уже дома, почти ночью я услышала приказ: вещи собрать, быть готовыми к выезду в пять утра. Приказ отдал мой дядя, Он прошёл войну.Он всё знал. Он всё понимал. Мы верили ему и очень- очень уважали.
В машину ( с ручным управлением) погрузились я, дядя за рулём и сзади тётя и трое детей. Я нервничала, всё никак не могла понять на что рассчитывает мой дядя, как же вырвемся мы из Одессы, ведь вокруг всё,буквально всё было перекрыто
шлагбаумами. Казалось, весь город в осаде.Расспрашивать,"разговоры разговаривать" - даже желаниия не возникалоо.Всё казалось  просто нелепым.          
 В пять утра было ещё совсем темно и холодно. Только- только, на горизонте начинало подниматься солнце. Я по прежнему не могла осознать куда и зачем мы едем, нервы были на пределе.                А вокруг -какие-то маленькие, едва-едва возможные для проезда переулочки;
высокие заборы, не понятно что за собой скрывающие; крикливые петухи
и смиренно стоящие коровы. Казалось, что и они испугались ХОЛЕРЫ .
Мы долго ехали. Очень долго. Или это только так казалось?, не помню.
Предполагаю, что в первые дни Второй Мировой войны мой, тогда ещё совсем молодой дядя, ездил этими дорогами, ведь он так уверенно, почти без ошибок объезжал все эти улочки – переулочки- закоулочки.
У дяди был прекрасный баритон и очень тонкий слух. Когда солнце засверкало и стало едва ли не празднично освещать дорогу, моя любимая тётя (сестра погибшего на фронте отца), стала "заводить" дядю на их любимые, фронтовые песни.
Она сидела прямо за спиной дяди и поднятыми над его головой руками нежно гладила его волосы. Сразу стало веселее, сразу и мы с Наденькой подхватили и уже все вместе,квартетом запели. Оглянуться не успели, как оказалось, что мы приехали в Киев- столицу Украины. Всё было совсем неожиданно и я по прежнему удивлялась дяде, который за какие-то пять- шесть часов довез нас прямиком из Одессы в Киев и ни разу, ни с одним милиционером не вступал в дискуссии. Поистине Талант!              Теперь оставалось главное-раздобыть билеты на самолёт.               
 Билетов в кассах не было, да  и быть не могло, ибо Киев к тому времени уже не меньше боялся Одессы, чем сегодня весь Мир боится России.
И тогда мой дядя, человек, потерявший на фронте обе ноги, долго не раздумывая, прошёл прямо в кабинет Начальника Аэропорта.
Перед начальником Киевского Аэропорта теперь стоял инвалид первой группы, 45-50 лет, на двух высоченных костылях и волосами белыми, как лунь. И он, без всякого особого чинопочитания, глаза в глаза, обратился к начальнику с просьбой выписать нам четыре билета на рейс Киев- Ташкент. Четырёх билетов уже не было, нашлось только два. Вот на эти два места начальник Аэропорта и приказал посадить учительницу с тремя детьми.
Без особых формальностей нас пропустили. Дети, держа друг друга за руки, прошли вперёд.( дочка-4 года, сын - 10 лет, ученица- 12 лет).
Я оглянулась. Моя тётя стояла чуть-чуть позади, как бы придерживая своими уже иссохшими, слабыми руками костыли дяди.Я сделала прощальный взмах руками и мысленно, всем сердцем поблагодарила их.
И был это мой прощальный взгляд и последнее Спасибо.
 Ещё несколько лет мой безногий дядя будет продолжать, и весьма ответственно не без увлечённости работать на одной из центральных Одесских Автобаз.              И вскоре умрёт. Отныне его место жительства будет на Втором Еврейском кладбище. А моя тётя едва ли не поселится там, ведь ухаживать за могилками теперь приходится всё больше и больше. Здесь, по сей день находится пустое надгробие её брата (_моего отца),который в возрасте 33 лет не вернулся из фронта. Могилка моей 55летней мамы, погибшей в самом центре Одессы-несчастный случай. И, конечно ухаживать за домиком своего  мужа-друга, в котором он, пусть по другому, не по земному, но БУДЕТ Жить!
Мы вовремя прилетели в Ташкент. Я вовремя вышла на работу, а Наденька вовремя,
 без опозданий попала на первый звонок своего восьмого класса.
Прошло три года. И Надя, и брат её Слава успешно окончат Специализированную Школу- Интернат музыкально одарённых детей.
Оба станут педагогами по классу фортепиано и много лет будут успешно преподавать
 фортепиано: первые годы детям шахтёрского городка Янгиабад,(Узбекистан,
 Тянь- Шанские горы),а в дальнейшем детям города Ангрен. Слава окончит Пед. Институт, Музыкальный факультет и много лет будет преподавать в музыкальной школе как фортепиано, так и гитару. Его рано постигнет смерть. Он так и не успел познать что же это такое личное Счастье. И лишь Светлую Память о нём будут хранить его ученики-пианисты, ученики-гитаристы и все те, кто знал и уважал его.
Надя Синькова счастлива в браке, часто бывает в Москве, где живут их с мужем Юрой сын и его семья.
Наша далеко не уважаемая, полуграмотная директриса так и не узнала и даже не
попыталась у нас выяснить Что, Когда и Как случилось в то лето в Одессе.         
А, если жива она и по сей день, то думаю также равнодушна к жертвам нынешнего Коронавируса.
И лишь Наденька, всё ещё, в 2020 году благодарит СУДЬБУ свою, которая летом 1970 года наградила её поездкой в отныне и навсегда любимую ею ОДЕССУ.
Свои воспоминания об Одессе, поражённой холерой я написала в ответ на
письмо- воспоминание моей ученицы пятидесятилетней давности.
Написала в сравнение и с бушующим по сей день по всему Миру КОРОНАВИРУСОМ.
Написала и в благодарность созвучной мне поэзии, к сожалению покинувшего всех нас великого Андрея Дементьева.
Я – пятая колонна у судьбы своей.
Я прожитые тайны предаю огласке.
И уходя из самых черных дней,
Я остаюсь в минувшем, словно в сказке.
                Я пятая колонна у судьбы своей.
                И всё, что память в закоулках прячет,
                Я выношу на суд простых людей
                И только это в жизни что-то значит. ( А. Дементьев )