О книге Елены Ферранте Дни одиночества

Вера Стремковская
Если правда, что писатель всегда пишет ту же самую книгу, то это можно сказать о Елене Ферранте. Все предыдущие ее книги, и эта - «Дни одиночества», - так или иначе касаются судьбы молодой женщины, матери малолетних детей, переживающей сложный период распада семьи, утраты казавшейся нерушимой опоры, вынужденной в одиночку искать выход из сложившейся ситуации. Превозмогая сильную душевную травму и боль, героиня справляется с этим в конце концов, и обретает новую себя.
Возникшая некогда как вспышка протуберанца любовь накрыла, обволокла, обдала негой. Тому, кто первым вырвался из этого колдовства – не страшно. Но оставшемуся приходится с трудом выбираться из пелены воспоминаний, обид, обманчивых надежд, и неутоленных желаний, как бы рассчитываясь за двоих. Самое главное знать, что все это непременно пройдет. Но в тот момент в это верится с трудом.
Изначально я увязла в детально долгом, порой невыносимо тяжелом описании смятения чувств, лавины эмоций, которые показались мне неоправданно жестоким по отношению к детям, и живущей в доме овчарке по кличке Отто.
Ольга, так зовут героиню, то мечется в поиске ушедшего мужа, мучает себя воспоминаниями, то ищет причину разрыва, то пишет письма любимому, как ей кажется, мужу, звонит ему, обзванивает друзей, и все надеется, что он вернется. Судьба Анны Карениной вдруг кажется очень важной, и она переписывает из книги момент ухода Анны из жизни, словно примеряясь к этому. Постепенно, сама того не понимая, Ольга опускается в бездну одиночества, и вкушает полной чашей боль, сводящую с ума. Потому так страшно, и так нелепо следовать за ней в тот самый ужасный день, начавшейся еще с ночи неудавшейся любви (секса) с соседом. Приходится преодолевать внутреннее сопротивление. Словно попадаешь в нереальность, фантастический мир, из которого нет выхода, обусловленный внутренним состоянием, проецируемым на внешнее окружение.
Тут и запертая бронированная дверь, которую она никак не может открыть, и дети, которые не интересуют ее, их мольбы о помощи, - она не способна преодолеть в себе оцепенение, не может вырваться из сковавшего ее, замкнутого круга безумия, причиняя увечье и себе, и близким. 
И только назначенный человек, тот, кому предстоит впоследствии стать «открывателем» во всех отношениях, неожиданно приходит на помощь. Не распознав судьбу в начале, Ольга прогоняет его. Но именно его голос ведет к правильному повороту ключа, к выходу, что весьма символично. Понять этого можно лишь дочитав до конца.
А пока развитие сюжета полно напряжения, переживания за тяжело больного ребенка, у которого высокая температура, он страдает, и мать не в силах помочь, вернее как-то очень отстраненно и механически делает это. Кульминацией становится мучительное умирание любимой собаки, деликатно удалившейся в комнату бывшего мужа, и там испускающей из себя отравленные внутренности, кровь, содержимое желудка. Ужасная вонь распространяется по дому. Отравленная ядом собака (символичный образ отравы), избавляет от страданий женщину, которая мечется по дому в поисках выхода, освобождения, необходимости найти путь для того, чтобы вернуться в привычный мир.
Словно собрав на себя все неприятности прошедшего времени, всю боль и трагедию семьи, Отто умирает, забирает все это с собой, перечеркивая настоящей болью утраты все происходящее.
Это описание особенно затронуло меня правдивостью, безусловным доверием благородному жесту любящего существа.
Может и не столь ценимые при жизни, но несомненно горячо любимые после их ухода, от осознания совершенного ими жертвоприношения, домашние животные способны понимать и брать на себя больше, чем наделяет их пониманием хозяин, человек.
Умирают тихо, забирают с собой повисшее над домом гнетущее облако боли, и это становится переломным моментом ситуации, освобождает.
У нас в семье так же умер кот, и мир стал другим после его ухода, все потери, казавшиеся значимыми, исчезли из сознания, вернее поменялось отношение к ним, и они уже перестали волновать, занимать, быть в жизни чем-то важным. Ибо самое важное случилось тогда, когда в дом вошла смерть, и забрала, как предупреждение, любимое существо. И его невысказанная любовь спасла дом.
Описанные в книге события и чувства во многом общие для оставленных женщин. Это и внезапное узнавание, что муж изменял уже давно, удачно скрывая это многие годы. И мысленное прокручивание того, как бесстыдно наслаждался он так называемой любовью к молодому телу некой девушки, не зрелой душевно, ибо разве можно построить свое счастье на несчастье оставленных детей, на смерти любимой собаки, на страдании жены - Пиррова победа.
Очень интересный и верный психологический прием перевода образа непреодолимого страдания (впечатанный в сознание еще с детства образ брошенной жены – «бедняжка»), который становится образом помощи, и «бедняжка» в моменты потери рассудка выводит героиню обратно к жизни. Сознание Ольги на миг проясняется, и она просит маленькую дочку колоть ее ножом в лодыжку, если вновь будет терять связь с внешним миром. Девочка так и делает. Ходит следом, и колет ножом, и в какой-то момент серьезно ранит ей ногу, отчего потом останется шрам. Это, как ни странно, дает надежду на то, что они справятся.
И, когда для Ольги пройден наконец этап освобождения от того, что считалось любовью, она приобретает новую себя, сильную и самостоятельную женщину, способную ценить и любить в жизни настоящее. Единственное, с чем я не могу согласиться, - отсутствие у героини веры в Бога, веры в Высшую Силу, к которой стремиться душа в моменты столь невыносимые. Особенно, если это Италия, где много храмов, красота и покой которых спасает в такие минуты, влечет людей даже не воцерковленных.
Книга переживается и проживается. И честно описанное состояние страдающей женщины вызывают доверие, ибо человек может быть слаб, может быть не совершенным, и он такой, но главное, как он находит выход, каким сигналом, каким звоночком приходит к нему это чувство. А найдя свой путь, становится не безразличным, но мудрым, душевно зрелым, и по-иному видит то, что произошло. Это сразу же распознают окружающие, - и тот, кто по-настоящему назначен и будет заботиться и ценить (он все время был рядом, нужно было только открыть глаза и увидеть, а вернее открыть сердце и почуять сердцем), и дети, и ушедший муж, на которого смотрит теперь как на постаревшего, и дурно пахнущего. Так что дни одиночества наступили, но для кого и когда?..