Церковная кафедра2- Мерилин Монро-Кот Густав Малер

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
«Церковная  кафедра2- Мерилин Монро-Кот Густав Малер

ФОТО Терье Ракке

От меня ,переводчика и автора предисловия к роману 
 норвежской писательницы Марион Коксвик
 «Церковная  кафедра  … Мерилин Монро…Кот Густав Малер», ( М, «ИМПЭТО»,2005).

   Помещаю текст предисловия и текст романа ( с согласия автора ) в связи с 25 летним юбилеем со времени публикации  в Норвегии( 15 лет со дня публикации  русского  перевода  ).

 По поводу названия …
ЦЕРКОВНАЯ КАФЕДРА( иногда  переводят как  кафедра проповедника)- это prekestolen,  знаменитая гора, точнее, плоскогорье-вершина горы  на западе Норвегии, вблизи  города Ставангера Туристическая достопримечательность. Сам Ставангер, расположенный среди фиордов Северного моря, знаменит своими нефтяными платформами. См предисловие к роману ЭТОТ БЕЗУМНЫЙ  БЕЗУМНЫЙ МИР  или  СОВСЕМ  ИНАЯ НОРВЕГИЯ….
здесь же на прозе.ру 


ЦЕРКОВНАЯ  КАФЕДРА

       На другой день  после приезда на душе  у Эден неспокойно, она  в смятении мечется по своему номеру,при этом  рассеянно  вслушиваясь  в  громкие разговоры коридоре отеля:  там обсуждают  что этой ночью   была  попытка поджечь  старинную деревянную церковь.
    Время от времени о Эден садиться за стол  и   шевеля губами вписывает очередные   фразы  в свою « Историю феминизма. Густав Малер дремлет на подоконнике. Кот замечает душевное состояние   Эден,  и  время от времени сочувственно  мяукает, как  бы выражая  ей  свою солидарность.
    Эден предается  разного рода размышлениям, но о чем бы она не думала  , мысли ее неизменно возвращаются к Аварье.  Интересно, а чем он сейчас занят ? Быть может забавляется своими партитурами в соседней комнате?Или отдает какие-нибудь распоряжения на сталелитейном заводе?
    Хозяин отеля вновь наносит визит  Эден. Он хочет быть в курсе её  намерений  того, что собирается предпринять Эден  и   к ее услугам с  разного рода сведениями и разъяснениями. Быть  она  каким-то образом к расследованию  в связи с найденным в фиорде телом? Работает ли она  в контакте с полицией? Эден  отвечает  уклончиво, как будто бы для того чтобы  поддразнить  его своей загадочностью.
    К вечеру  Эден Клостер покидает  свой номер  и  начинает  бродить  по городу. Она появляется   то на набережной, то на кладбище, то в кафедральном соборе , но нигде не задерживается,  исчезает так же стремительно , как  и  появилась. Она  торопливо  проходит по улицам,  останавливаясь только на  перекрестках  и вслушивается в  разговоры спешащих мимо прохожих. Она взбирается в  гору, туда где находится  старинная  деревянная церковь, это  около двух километров от города.Она смешивается с толпой туристов из Франции и задает пару вопросов гиду, когда тот рассказывает о  ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЕ.Выходя из  церковных ворот  деревянной церкви и глядя на на обгоревшие  до черна после случившегося ночью  пожара  балки она бормочет  проклятия  в адрес  сатанистов.В шесть часов вечера Эден появляется в садике перед  отелем   как раз на том же месте , где  была вечером   накануне. Тут же как из под земли вырастает Аварье,   словно все это время он стоял в кустах и поджидал Эден. Аварье  тут же  предлагает Эден прогуляться  на пристань.  Она  сразу же  соглашается и они вдвоем с Аварье идут в сторону набережной. Беседа их течет легко и непринужденно, они разговаривают как  обычные, современные, поверхностные  люди. Какой сегодня курс валюты? Какие цвета в моде этой осенью в Париже? Черное с белым? Сколько  «Конкордов» с французскими туристами, жаждущими отправиться в роскошную поездку по  здешнему фиорду , приземлялось в этом году в  течении июня в аэропорту, неподалеку от города?
    Потом они  беседуют о лучах закатного солнца над горами,    пелене тумана   над фиордом и криках чаек над островами. Оба  сошлись на том, что  фиорд похож на человеческое лицо, которое постоянно меняет выражение.
  Выйдя к пристани они не сговариваясь пристань,  неожиданно оборачиваются назад и  запрокинув головы, внимательно    разглядывают  ЦЕРКОВНУЮ  КАФЕДРУ.
- Хочу предостеречь Вас, Эден, Аварье  резко меняет  тему разговор.- Если Вы вдруг  как-нибудь отважитесь  на прогулку в сторону ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЫ одна, то почти, наверняка,  можно ожидать, что  где-нибудь  по дороге из каких-нибудь кустов  выскочит  бородатый поляк с бандитской  рожей . И если  Вы не  отдадите  ему  свой  кошелек,  он станет угрожать, что накинет  Вам  на шею петлю.
    Пока Аварье  разглагольствует  насчет поляка,  взгляд  Эден становится сосредоточенным  как будто она пытается   что-то вспомнить. Она  замечает , как  над  ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРОЙ,  на фоне заката ,  по подернутому  дымкой небу  проплывает  темное облако как  предвестник   ненастья.
 Аварье нетерпеливо барабанит  пальцами по поручням пристани и продолжает:
  -  Обратите внимание на гору, что  расположена  влево от ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЫ. На днях  там случился камнепад. Огромный  кусок скалы   прокатился  по лесу, ломая деревья как спички, а потом  рухнул  в море. А вот расселина в горе,  в которую веками скатывались  камни, в результате чего образовалась своеобразная   булыжная  мостовая, ведущая прямо к морю. Между прочим,  согласно легендам  именно  по этой дороге  Морской Царь Нептун мчался на своей колеснице, запряженной морскими конями чтобы схватить увлечь в водное царство очередную юную деву.   
    В этот момент раздается  сильный грохот. Гора вздрагивает   и  целая  лавина камней, каждый  величиной  с кузов грузовика, обрушивается вниз  по склону  и  проваливаются  в пропасти  посреди горы.  Громкое  эхо перекатывается  по  всему  горному массиву, убежищу  троллей. Кажется, что все они вдруг пробудились  от  послеобеденного сна и  принялись   буянить. И что же это они никак не утихомирятся ?
   Все это время Эден  не отрывает испуганного взгляда на ЦЕРКОВНУЮ  КАФЕДРУ.  Она  крепко вцепляется в руку  Аварье, но, как только  грохот стихает ,она  тут же отпускает  его руку.  Эден  искоса  наблюдает за  Аварье. Ей кажется что рядом с ней какой-то незнакомец его. Ее спутник  как бы уменьшился, сжался в плечах. Весь  поблек  и сник, и лицо его начинает  казаться ей  каким-то  простоватым,  даже  глупым. Но это  не надолго,  лишь  на   какое-то мгновенье. Вот  Аварье  расправляет плечи,в его глазах снова зажигается огонек, и он продолжает   свою  прерванную  речь:
 - На ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЕ полно  расселин, трещин и  провалов. Как Вы знаете, последняя  зима  была снежной. И  здесь было   очень  трудно охотиться.На снегу было полно следов куропаток, но идти  по  следу было  довольно тяжело, я часто проваливался в сугробы. Случалось и так, что куропатка неожиданно улетала, а   чтобы  добраться до ближайшей  крестьянской усадьбы мне  приходилось  буквально  барахтаться в снегу. Снежный поток \сугробы \ заминировали основание горы. Ничего хорошего не приносит  ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЕ  и  рев Конкордов. Сейчас здесь охота запрещена. Выстрел , а порой  даже и очень  громкий крик, способны порой  нарушить равновесие, оторвать кусок  какой-нибудь скалы и заставить его  и скатиться вниз. Не говоря уже о самой ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЕ. Исследователи горных  пород  считают, что скоро  вершина этой горы ЦЕРКОВНАЯ КАФЕДРА отвалится и покатится в море. Но я считаю, что прежде чем  такое случится, мы с Вами должны успеть пойти на эту  площадку и выпить там  вместе шампанского. И  хочу Вас предупредить,  что  у меня с собой  будет веревка. На тот случай, что если по дороге Вы вздумаете  от меня  сбежать, тогда  я  просто привяжу Вас к дереву.   Я не позволю Вам скрыться от меня , прежде чем мы вдвоем, двое покорителей вершин, не  проведем  целый вечер вместе, наслаждаясь  зрелищем  солнечного заката на ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЕ.
    Все время пока  Аварье  рассказывает  горы Эден слушает его с  большим интересом. Она  слабо кивает, когда слышит его приглашение выпить шампанское   прямо на  нависающем над морем уступе.
   Как только Аварье замолкает, Эден ни с того, ни с сего рассказывает ему о себе, что детство ее прошло не на побережье,   в нескольких милях от этого  города,  связанного с добычей нефти  с морского дна. С ранних лет,она всегда очень любила природу , горы, утесы и водопады. А как она любила море! Но с годами ее любовь к природе изменилась. Теперь она уже не так  стремится к морю, стоит подуть свежему ветерку, как она сразу простужается. Даже в самый разгар лета. К тоже у нее аллергия на  пыльцу многих  цветов и  на сено. Вот почему она предпочитает жить в столице, с тех пор как десять лет назад она закончила образование, стала профессиональным психологом, специалистом по кризисным ситуациям.
 Какое-то время  оба  молчат.  Но  спустя  несколько минут Аварье безо всякого перехода спрашивает ее:
- Вы слышали  об утопленнике, найденном   в фиорде  как раз    букв неподалеку от этого места? Кстати, он будет похоронен   здесь , в  городе.
- Нет, я ничего не слышала об этом поляке,  неожиданно  резко  отвечает  Эден.
- А почему  вы  полагаете  что  это был поляк? -  вспыхивает Аварье, вопросительно поднимает брови.   
- Вы сами сказали
 Голос Эден  звучит  безаппеляционно.
-   Я сам сказал?  Нет, я этого не говорил .
- Не говорили? Так что я это сама придумала? Ведь нашли тело поляка,  не так ли.?
 Аварье смотрит на Эден широко раскрытыми глазами и молчит. Наступает пауза.
   Немного погодя  Аварье  решительно произносит: Я  вот тут подумал, Эден Клостер. А с какой целью, собственно говоря,  Вы приехали в этот город? Мне кажется, Вы выполняете  какую-то важную миссию.
   У Эден вырывается:
- Я ищу  тело моего покойного мужа Бруно Клостера.  Ведь я вдова.  Несколько лет  тому назад  в то время , когда Бруно находился под водой  произошла авария  и он погиб, его тело осталось  в море. Но я никогда не теряла надежду   предать его  тело земле. Когда я прочла в газете о том , что в здешнем фиорде было найден о тело, я немедленно отправилась сюда…
Аварье прищуривает глаза,  так что они  становятся  узкими щелками и перебивает ее:
- Это правда? Значит,  Вы гоняетесь не за  этим поляком?
- Что Вы имеете в виду, Аварье?-Эден в изумлении поднимает брови.
- То, что Вы  рассказываете о  водолазе производит впечатление какой-то вымышленной истории. Неужели  неужели у этой истории есть корни в реальности ?
-  Не понимаю, куда Вы клоните, парирует Эден  упрямым и  и в то же время неуверенным тоном.
 Аварье продолжает глядя на Эден  изучающе:
- Ну и что же, можете Вы теперь с полной уверенностью утверждать, что  человек,  упавший  в прошлом году с Церковной Кафедры и утопленник , которого нашли  недавно  в фиорде - одно и то же лицо?   Никто не может быть уверен на  все сто процентов , что то  тип ,   который сбросился  ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЫ, был поляком .
  Эден  кусает себе губу  и  хранит  молчание.
 На ее скуле  обозначается тонкая жилка и начинает бешено  пульсировать.
 В ту же секунду  со стороны аэропорта, расположенного   на противоположной стороне фиорда  начинает доноситься  рев  реактивных двигателей. Вверх взмывает Конкорд. Эден  прикрывает ладонью  глаза от солнца и  наблюдает, как самолет подобно  стальной длиннохвостой птице,  исчезает  на горизонте на западе.
    Аварье  назидательно произносит:
- Вы слышали  историю, связанную с именем  Виктора Гюго? Вы, вероятно, знаете, что этот французский писатель, когда-то посетил  эти места? Сдается мне, что это случилось приблизительно в 1870 году  во времена  Парижской  коммуны и   франко- прусской войны.  Виктор Гюго плавал   по здешнему фиорду на пароходе,  принадлежавшем французской  пароходной компании. Между прочим, здесь же он подстрелил орла, парившего  над ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРОЙ.
- Как это похоже на француза -  палить  по всем движущимся   предметам –  отрывисто  отозвалась Эден.
 А потом продолжила, с  сомнением   в голосе спросила:
- А  Вы  уверены , что  история о пребывании Виктора Гюго в Норвегии  не выдумки(
- Конечно же, это- истинная правда, - упрямо продолжает свой рассказ Аварье   и  указывает на гору с  площадкой  на верху – ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРОЙ, позади которой виднеются  искрящиеся   серебром   ледники .- Виктор Гюго восхищался ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРОЙ  и  называл  ее  « Норвежской Голгофой». И вообще норвежские горы он считал самыми красивыми в мире.
- Это  довольно  странно, замечает Эден  с легкой  насмешкой. По-моему,  Вы слегка преувеличиваете. Насколько  мне известно из истории литературы , он ненавидел все, что     превышало  его рост. А сам он был  -  метр с кепочкой,  ростом не более ста шестидесяти  сантиметров. Если принять это во внимание,  то, пожалуй, Вы спутали Виктора Гюго с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном. Это он  без памяти любил норвежские горы…
- Ну уж нет, черт меня побери! Бьёрнсон  исключается.  Бьёрнсон восхищался только самим собой. Бьёрнсон прежде всего  Нарцисс, да , Его Величество Нарцисс  среди  всех норвежских писателей,- перебивает ее Аварье,  в то время как сам опираясь на поручни,  рассматривает свое отражение в  воде и корчит  рожи , ему явно не понравилось  сказанное Эден   в адрес Виктора Гюго.
  Недолгая  пауза.
Потом   Эден произносит  слегка сердито:
- Скажите  мне, что имел в виду ваш Виктор Гюго , когда называл ЦЕРКОВНУЮ  КАФЕДРУ – «Норвежской Голгофой »? Такое сравнение  режет  мне слух. Должна вам сказать, что не  нахожу  ни малейшего сходства  между Голгофой в Гефсиманском саду и   вершиной  горы  ЦЕРКОВНАЯ  КАФЕДРА  с грудами камней на подступах к ней.
 Аварье  начинает  настойчиво объяснять:
- ЦЕРКОВНАЯ  КАФЕДРА вошла  в нашу историю как  место казни , как и Голгофа во времена Иисуса. Но жесткое обращение  и применение  пыток  к несчастной жертве, как это было времена  иудейских распятий на кресте   ни в коем случае не  соответствовало   нашим  обычаям   чувствительных обитателей Севера. Мы не способны вынести стенаний жертвы. Мы предпочитаем  давать персонам   non grata хорошего пинка  под зад, чтобы легче было прыгнуть со скалы.  Также поступали и спартанцы. Вы  только  задумайтесь о произошедшем  здесь ровно год  тому назад. Тогда с кромки  этой  площадки  женщина сбросила  вниз   мужчину. И  случилось это в Иванову ночь.
- И почему женщина сделала это?- нетерпеливо спрашивает  Эден.
- Точно никто не может сказать. Вероятно это какая-то месть. Полиции не удалось   найти  эту женщину.
- Месть? Неужели?  Да, откуда Вы можете знать, что это была месть?
 В голосе  Эден звучат нотки   строгой учительницы.
- Я этого не утверждал   
- Нет, выскажете, почему  Вы все-таки  считаете, что это была месть женщины , хотя Вы не можете знать, как все  было  на самом деле. Тем не менее в стоите  здесь и  сочиняете разные  небылицы .
 Аварье мотает головой  показывая свое несогласие .
- Между прочим, в отеле я слышала, что   скала ЦЕРКОВНАЯ КАФЕДРА- излюбленное место  самоубийств. И  самоубийцы совершают сюда  паломничество   вполне добровольно.
   В голосе Эден звучит издевка .
   Аварье  возражает:
- Добровольных самоубийств  не бывает.
 Мрачным тоном он продолжает:
  - В нашей жизни мы все  рано или поздно сталкиваемся  с Голгофой. Признаюсь  Вам  по секрету. Когда однообразная  жизнь    в этом, так сказать, сталелитейном городке станет совсем невыносимой, что я тогда, по вашему, сделаю, , Эден Клостер, ?Да, я  заберусь на ЦЕРКОВНУЮ  КАФЕДРУ и встану на руки на  самом краю уступа. Voila!  Но я ни на мгновенье  не  ослаблю  своей  хватки. Я не позволю Всевышнему   сыграть со мной  злую шутку.  Я произнесу  длинную речь , а  потом спокойно вернусь домой. Вот  так я  отношусь к  своей  собственной Голгофе, то есть самоубийству.
    Эден явно взволнована и она  пытается скрыть это   за рассеянным, отсутствующим видом. Какое-то время  она  хранит молчание, а потом ее прорывает, и она говорит   раздраженным ,  тихим  голосом:
- Бывает  трудно  отличить убийство от самоубийства То, что на первый  взгляд все выглядит как убийство,  а потом  оказывается, что  произошло  самоубийство. История страданий  Иисуса Христа подтверждает сказанное мной: Иисус мог прекратить  всю эту  трагедию  на Голгофе. Он мог отказаться от распятия и  спрятаться в горах. Значит  убийство Иисуса  можно считать скрытым самоубийством,  Иисус  сам помог  легионерам  лишить себя жизни.
 Постепенно  ее  голос повышается   и  она  с чувством продолжает :
- Таким образом,  я считаю что  могу вполне   перенести логику  своих рассуждений и  на  историю  с поляком, который  свалился  с  этого  утеса  год назад, и никто не сможет доказать, что женщина ,   которая была рядом с ним   совершила убийство, сбросив его с ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЫ. И даже, если дело дойдет до суда, то женщина вполне сможет на нем заявить, что  поляк сам решил спрыгнуть со скалы. То есть совершил самоубийство.
    Тут  Аварье   изумленно  вставляет :
 - Но откуда Вы все –таки  знаете , что это был поляк?   
- А как же  мне не знать, отвечает Эден  уверенным  тоном  - Ведь мы  уже говорили  с Вами об этом поляке. Его тело было найдено в фиорде несколько дней назад. Вы что забыли об этом ?
- Ах да, действительно, - отвечает  Аварье  и  растерянно    окидывает Эден внимательным взглядом,  от фески до сапог,  от  бархатного пиджака до  шелковых брюк. 



                Клоунские штучки директора

     Стрелки часов  кафедрального собора   приближаются к  семи, а Эден и Аварье   все еще молча  прогуливаться  по  набережной.
 В конце концов   Аварье не  выдерживает, он начинает  задавать вопросы  Эден о ее профессии. В  гостевой книге отеля он прочел, что она - психолог, специалист по кризисным ситуациям. И вот теперь ему хотелось бы поподробнее  узнать об этом:
 Как психология   рассматривает  с научной точки  зрения  поколение семидисителетних.  Это   поколение бывших  атлетов, поколение безбожников, людей  лишенных идеалов и  каких  бы то ни было моральных устоев. Школьные учителя рассказывают, что они, порой,   вынуждены  порой вынуждены  прекращать визиты  семидесятилетних в школу , надевая на них наручники и вызывая полицию! Аварье настойчиво продолжает свои расспросы : Существует ли,  вообще, терапия, способная помочь безбожникам, людям с отклонениями и заблуждениями. А как  относиться  к  самому  Фрейду? Ведь, находясь на  смертном  одре, он  не послал е  за священником, а  вместо этого попросил врача вколоть  ему   пару шприцев морфия. А каково мнение  по поводу того, не  является  ли кризисной, катастрофической ситуация, когда молодой, многообещающий  пианист вместо  триумфа   на своем  концерте- дебюте в Елисейском дворце получает  плевки и оплеухи?
 Эден отвечает кратко и неохотно. Она замечает пристальный  давящий взгляд  Аварье.
   Неожиданно Аварье  достает свой бумажник  и начинает  беспорядочно копаться в нем, а потом  покашливая сообщает:
-  В нашем отеле есть одна  горничная , полька. Она живет с человеком, который обобрал ее до нитки. Но, черт побери! На  это наплевать  Каталине.У нее совершенно правильный , здоровый подход к деньгам. А вот у меня  последнее время проблемы с деньгами. Мои финансы поют романсы. Кажется  в моем доме запахло  воровством.
- А  может быть Вы сами  и есть вор и обкрадываете самого себя?- резко , не  задумываясь произносит Эден.
  Вместо ответа  Аврье многозначительно свистит. Он поднимает вверх брови, украдкой разглядывая ее.Он  размышляет:” Какая счастливая встреча. Все это время он изнывал здесь  от тоски, ведь ему пришлось покинуть Францию, чтобы занять  здесь должность  директора сталелитейного завода. И вдруг появляется  одинокая и красивая феминистка и поселяется в  отеле, в соседнем с ним номере. Редкая удача, шанс  на развлечение. Не так уж много радости в жизни, сплошные  заботы  и  огорчения. Оборудование в кузнечном  цеху изношено. Месяц назад  в связи с эти  погиб  рабочий. Аварье выступил тогда за  ликвидацию цеха, что грозило увольнением сотням рабочих. Но рабочие стали  угрожать забастовкой. Да , они заявили, что если потребуется , готовы бастовать даже в течении   полугода, если понадобиться как это было в 1919 году , когда они бастовали в знак  солидарности с Советской Россией , когда  там началась иностранная интервенция.  Конечно же, согласно классическим меркам Эден Клостер нельзя считать красавицей.  У нее  косоглазие , рот великоват,  да и нос слишком выдается. И все же лицо  этой незнакомой женщины   отличает своеобразная красота и очарование, которое усиливает выражение ее  печальных  серо-голубые глаза.   Но  к  чему она  нацепила  на себя  феминистский значок?  Разве она не достаточно красива и умна, чтобы не быть феминисткой? Согласно его  жизненному опыту все феминистки такие же агрессивные как айятолла   Хомейни и другие подобные ему  злобные крокодилы, которые только и думают о том чтобы  оторвать мужчине голову! Он читал ту запись , которую эта  прекрасная просто незнакомка сделала  в гостевой книге отеля”: Эден Клостер Бауге, PhD”. Неужели она   на самом деле  состоит в родстве  с судовладельцем Бауге? А, может быть, она  она  аферистка.  И ведь как вырядилась!  Феска, бархатный пиджак, широкие гаремные шаровары  и длинные   кожаные сапоги, доходящие прямо   до самых колен,  вид еще тот,  бы она покупает одежду\   на блошином рынке. Впрочем, ведь последнее время стало модным  в среде  интеллектуалов  наряжаться в пролетарские лохмотья!… Ему случалось довольно  часто попадать впросак в  кругу знакомых  знакомых женщин. Современные свободные женщины, с одной стороны - интелликтуалки  как  мадам Кюри, а с другой строны ведут себя фривольно  и предприимчиво, используя, как Мадонна,  свои половые органы на все сто.



                *
   К причалу  подходить  рыбацкие  шхуны с макрелью,  до нашей парочки доносятся обрывки  разговоров: рыбаки обсуждают  случай с четырьмя  тюленями, которые  целые день  нежились  у входа в фиорд и закрыли путь косяку макрели.
     Часы на башне кафедрального собора  бьют  семь,   Эден с Аварье  торопливыми  шагами идут  от набережной в  сторону отеля. Откуда-то появляется тучка и проливается дождем, и им приходится искать убежища  под  буками вдоль тротуара. Они стоят рядом, тесно прижавшись друг к другу и Аварье  неожиданно на какое мгновенно крепко обнимает Эден за талию и прижимает   к себе. Эден  не успевает даже понять осмыслить произошедшее ,  как  Аварье отпускает ее.
 Дождь внезапно прекращается, они  направляются  в уличное кафе , прямо напротив отеля. Здесь много посетителей ,в основном рабочие  сталелитейного завода. Эден направляется  прямо к своему,   зарезвированного для  нее как постоянного  посетителя, столику. Аварье устраивается за соседним столиком. Эден чувствует  себя слабой и  разбитой, как  будто общение с  Аварье  лишило ее сил. Она погружается букв в свои записи  и совершенно не замечает   Аварье. Проходит несколько минут прежде чем разговор возобновляется.
 Аварье  начинает  складывать  губы трубочкой , как будто   для поцелуя  и тихо говорит:
- Эден! Эдем, невинность…. Рай …. Но  ведь мир утратил невинность…
   Он   вздыхает  и   уставившись на Эден  нервно теребит   бороду. Но Эден не   хочет отвлекаться от  рукописи, и тогда  Аварье  с   нетерпением в голосе обращается к ней:
- Скажите прямо, если  я    докучаю  Вам., то я  отсяду от Вас  подальше , устроюсь в самом отдаленном от Вас уголке, Эд- Эден.
 Поскольку  голос Аварье задерживается на первом слоге, то  сказанное им звучит как приказ. Он наклоняется к Эден, высовывает язык и пытается поцеловать Эден кончиком языка в ухо. Не глядя на Аварье, Эден делает  резкое движение, пытаясь  опереться локтем в  ему в грудь. Однако она  не успевает отпрянуть  от  Аварье, как он,     изображая   бурную страсть, умудряется  осторожно укусить ее в щеку. Он  задыхается  от  смеха :
     Несравненная моя феминистка! Теперь на щеке твоей   тот знак, которым ты  вправе гордиться. Теперь у тебя есть возможность демонстрировать  всему миру не феминистский значок,  а знак  любви, отметину  поцелуя.  И  поцелуя моего  не надо  боятся . Я  абсолютно  здоров,  ни малейшего намека на спид.
     Испуганная Эден хватается за щеку, чувствуая как  усиливается  боль. Она не  может  видеть Аварье!
     Видя, что  по- прежнему Эден  не  удостаивает  его своим  вниманием, Аварье  запускает руку в карман  и извлекает оттуда   фрагменты партитуры девятой симфонии.Он поднимает вверх руку как будто бы  намериваясь  дирижировать, но   передумывает. И тут  он  совершает то, в чем он потом будет раскаиваться: Он вскакивает на   шаткий  столик кафе, за которым сидит  Эден и кричит по- петушиному :» Кукареку ». Все происходит так быстро,  что  Эден не успевает предотвратить скандальную выходку. Прокукарекав, Аварье объявляет во всеуслышанье, что после  психической травмы в детстве  с ним время от времени  случаются странные припадки. В то же самое время  звучит громкое «ура » со стороны сидящих в  кафе рабочих сталелитейного завода. Он в восторге от того что их директор демонстрирует клоунские штучки!
 - А ну- ка  сойди со стола, идиот! Немедленно, а не то я  ухожу   из кафе,- шипит Эден, крепко вцепившись в его штанину.
   Аварье  безропотно повинуется приказу Эден  и   слезает со стола , ему стыдно, и он извиняется  за  кукареканье. Посетители кафе какое-то время  наблюдают за  эти спектаклем, некоторые хихикают  и  что-то  выкрикивают. Рабочие привыкли  к   дурачествам директора Да уж он  шутник  первой марки! Иногда  вдруг на него найдет , и тогда он припукается бежать прямохонько к  ЦЕРКОВНОЙ КАФЕДРЕ , и  взобравшись на   нее,  он начинает  кривляться  и  проделывать разные смертельные трюки прямо на краю. Когда нибудтьон  может  просто- таки загреметь вниз!
  Эден и Аварье  сидят  за столиком. Молчание Эден неколебимо . Ее   губы плотно сжаты.» Да, чтобы разжать ей губы  нужна пожалуй отмычка»,- , думает Аварье,  украдкой  поглядывая на  Эден. Немного погодя Аварье зажигает сигару  и начинает  выпускать кольца дыма в сторону спящего  на коленях у Эден Густва Малера. Потом громко спрашивает:
- Знаете ли Вы восьмую заповедь?
- Нет, конечно не знаю. Я и первую-то не знаю,  не знаю,что является первым смертным грехом,- отвечает  с замешательством  Эден, она буквально остолбенела,  как будто ее застали  на месте преступления .
- Восьмым  смертным  грехом  являет – возвеличивание животного  до уровня  человека,- произносит Аварье  с  оттенком   вызова и   указывает  сигарой на Густава Малера.
 После этого Аварье с  высокомерием в голосе :
- Прежде чем  мы  сегодня вечером расстанемся, я хотел бы  у Вас спросить: Почему Вы ходите в феске? Вы нацепили ее себе на голову для того чтобы  провоцировать разного рода  фанатиков, которые   объединяются  вокруг двух типов  крайне радикальных  полюсов – между фундаментализмом  и нигилизмом?
    Эден откашливается и отвечает:
- Я  спрашивала об этом и саму себя. Честно говоря, я не знаю. На это есть по крайней мере  десять причин. Пожалуй отвечу так :  Меня переполняет масса  порывов, импульсов  и неосуществленных желаний. Я являюсь мечтательницей,  в самом худшем  смысле этого слова , я  отвергаю   обычное, дешевое, человеческое счастье. Я одержима страстным стремлением к  чему-то  волнующему и экзотическому. Вот почему я ношу феску.  Как царь Навуходоносор. Все   обычное,заурядное,  усереднённое , что постоянно  окружает меня  повергает меня в болезнь и безумие.  Блочные дома, мебель из ИКЕИ, дубленки, кожаные  черные диваны - все это не для меня. Я страстно хочу превратить свою жизнь в  букв  фантастическое, сказочное  путешествие Порой мне  кажется, что  я родилась не в то время, не в том месте. Я легко могу представить свою жизнь в  прекрасном доме с видом на Акрополь или  Монмартр или Палатиннский холм  в Риме.
    Так или иначе  Аварье чувствует, что  сказанное Эден  глубоко задевает его за живое. Торопливая заглядывая в свои листки с нотными записями он  начинает напевать  какую-то мелодию.  Потом поднимается  чтобы уйти, но передумывает. Снова садясь за столик,  он  успевает  заглянуть  в написанное  Эден и несколько  рассеянно произносит:
- Я  понимаю,  Вы - писательница. Вам конечно, надо что-то делать чтобы убить  время. У меня сложилось впечатление, современные  эмансипированные женщины  часто воображают себя  писательницами. А о чем  Вы, собственно говоря, пишете?
 Эден  явно  заинтригована и  начинает  увлечёненно рассказывать:
-   Я еще не решила , что  именно буду  писать , а пока  делаю  наброски  о своем детстве, которое прошло, как я уже Вам рассказывала, в крестьянской  усадьбе, в  нескольких милях отсюда.  Кроме того, я пытаюсь написать диссертацию  на тему « История феминизма», но мне постоянно мешают. Совершенно  невозможно найти  спокойное место для работы. К тому же у меня, к  сожалению, повышенная реакция на звуки. В Гранд Отеле ужасно шумно. По лестницам постоянно снуют люди. Как будто нельзя   пользоваться  лифтом. Многие  постояльцы хлопают дверьми.  В довершении всего,  в соседнем квартале находится  фабрика жестяных изделий. Я мечтаю о маленьком  симпатичном домике, с паутиной  по углам,  где  я бы могла спокойно работать.
- Будь я волшебником, я немедленно наколдовал  бы Вам этот домик, я бы сделал так, чтобы такой домик  тут же бы явился перед Вами, потом  добавил  поддразнивая  ее: И отрежьте себе ухо, если с ним что-то не так.Ведь именно так поступил Ван Гог.
-   Отрезать себе ухо – это   слишком банальный  и недальновидный путь  для  решения проблемы слуха, отвечает Эден и смотрит с вызовом  на Аварье.
 Аварье вздыхает, рассматривает  перчатки и спрашивает  слегка   отстранённо :
- Так Вы стронница феминизма, Эден Клостер? Суда по заглавию Вашей диссертации, это движение  уже  стало историей. 
 Эден медлит с ответом, а Аварье продолжает высокомерным тоном.
   Если бы я передо мной стояла  задача вынести приговор феминисткам, то я бы сказал, что  их отличительная черта - это слепое поклонение  своему новообретенноту  эго.  По моему мнению, Дама с Камелиями и Мерилин Монро сделали для мира больше , чем все вместе взятые феминистки. А теперь позвольте мне спросить Вас : Почему Вы стали феминисткой?
- Скажу  честно : От скуки
- Что?
- От скуки
 Ааварье смотрит скептически.
- Повторяю еще раз : От скуки. Вы не ослышались. Но, должна признаться, что я так и не смогла жить  согласно заповедям феминизма.  Я вообще не из тех,  кто  прислушивается к тем или иным проповедям, произносимым с какой бы то ни было кафедры или трибуны.
- Подумать только , скука может стать  рычагом, который  способен заставить женщину изменить свое мировоззрение! Что бы сказал на это Архимед, а, Эден Клостер?
- Ха, кто его знает. Наверное Архимед изменил бы свой закон, касающийся  величины объема вытесняемой жидкости.  Вы имеете в виду именно  этот закон?
 Со стороны сталелитейного завода доносится сначала  скрежет, а затем на территории  завода раздается  звук, напоминающий  удар  гильотины, он эхом  отзывается в горах. Аварье начинает суетиться.Он отрывисто  произносит:
- Да ,теперь пора заканчивать  игры с партитурами. Пора идти на завод.  Надо поговорить с рабочими , заступающими в ночную смену в кузнечный цех и предостеречь их от попадания под молоты  Но я скоро вернусь .
 Директор сталелитейного завода   торопливо раскланивается  с Эден , треплет на прощанье Густава Малера  и  по приморскому бульвару  направляется   в сторону  сталелитейного завода.
Вранье и воровство

     Как  только Аварье скрывается за ближайшим углом, Эден   сразу  покидает кафе  и быстрым  шагом  направляется к  пристани.  При этом  она постоянно  оглядывается по сторонам, как будто бы и впрямь ожидает опасается, что  бородатый поляк, о котором   говорил Аварье, может,виляя задом,  подкрасться, накинуть  на шею лассо и ограбить  ее. Но кругом безлюдно. Совершенно очевидно, что все сидят перед телевизорами и  смотрят футбольный матч.Сегодня вечером Норвегия играет с Италией. Какая же  стоит  жара! Деревья стоят не шелохнувшись, как будто они умерли от жары. На море такая тишь, что кажется как будто  как будто морская гладь  покрыта  серебристой  фольгой. Только чайки  то и дело  подлетают  и  касаются  поверхности воды   крыльями, оставляя на ней царапины . Вдали на горизонте  рядом с нависшей над поверхностью  воды утесом   вдруг  показывается, груженая  металлоломом  баржа  и  берет курс  в строну сталелитейного завода.
   О боже, как Эден жалеет, что вступила в разговор  с Аварье в саду отеля. Ей следовало бы обратить внимание  на  предостережение хозяина отеля. Ведь тогда бы она не проговорилась бы  об  Адаме Мордзинском, не назвала бы  его имя, когда  этот Аварье стал разглагольствовать о поляке, упавшем в море с ЦЕРКОВНОЙ  КАФЕДРЫ. Наверное Аварье – ненормальный. Хозяин  сказал что Аварье периодически  взбирается  на ЦЕРКОВНУЮ  КАФЕДРУ и встает там  на руки на самом краю. Да, Аварье и сам это подтвердил… А как глупо и  нелепо  она ответила на его вопрос, почему  стала феминисткой. Не подумав, она сказала, что,  якобы, от скуки. Это  неправда.  Вообще она слишком много говорила. Надо было бы запереть рот на замок и молчать как  рыба. Это было бы  самое лучшее всего. И конечно же  она  сделалась феминисткой   отнюдь не от скуки. Во время учебы в Университете , она чувствовала себя такой одинокой. Ей не удалось найти  себе хороших друзей на факультете психологии, все они оказались какими-то склочниками и немедленно выставляли свои колючки, стоило  ей только сделать попытку приблизиться  к ним. Кроме того  все студенты были в основном заняты поглощены , переживаниями, связанными с собственным  несчастливым детством.Собственно говоря, они изучали психологию  только для того чтобы  с помощью теории Фрейда  лучше  разобраться  в   собственных  психических травмах , полученных в детстве. Кроме того  у Эден сложилось   впечатление, что другие студенты считали ее  белой вороной, чудачкой. В то время Эден стыдилась своего  происхождения. Она стеснялась пригласить своих сокурсников в гости, боясь что зайдя в ее комнатку с дешевой мебелью, они сразу поймут, что она пролетарского происхождения, что  она родом из маленькой крестьянской усадьбы на западе страны, где выращивают клубнику и  держат кур в клетках. Эден могла  проводить целые   недели ,  да что  там  месяцы,  в читальном зале не  перекинувшись  даже парой слов  с  окружающими, единственное, что , она,  порой  себе позволяла доводилось  перемолвиться с сокурсниками  в перерывах между лекциями. И вот когда она  вчера встретила Аварье у гостиничной лестницы , то он сразу же догадался, что она за птица, приняв ее за горничную. Тем самым  он пробудил постоянно дремавшее   в ней стремление  к обману, к тому чтобы   сбивать людей с толку, вешать лапшу на уши, да это из за Аварье  она записалась  в гостевой книге  под   фамилией Бауге. К тому же она обманула Аварье во всем, что касается  ее  отношения к феминизму. Нет! Нет! Вовсе  не от скуки,  а от одиночества стала Эден посещать  собрания феминисток. Эти  сборища чаще  всего  происходили во время   иных акций протеста в заброшенных домах  с грязными  окнами  посреди  квартала красных фонарей неподалеку от Ратуши. Многие феминистки были выступали также против  гигиены и использования духов. Быть неухоженной – считалось особенной добродетелью среди  феминисток. Во время некоторых собраний феминисток в  помещении так разило потом, что сам черт сдох бы от такого запаха.  Кроме  того феминистки были  решительно против всякого юмора , и смеяться во время  их  собраний  было строго запрещено. Упаси боже! Председательница  всегда открывала собрания с заявления , что мужчина  это бессовестное животное, которое надо  устранить  из  жизни каждой из них.
 В сущности Эден феминистки не нравились,  она их  побаивалась, они  все такие грубые и неприятные.  По мнению Эден,  феминистки не очень- то  себе  отчет , кто они на самом   деле, не представляли, как  выглядят со стороны. Она задавала  себе вопрос, кто они: нигилистки или просто дуры?  Зачастую Эден казалось что феминиски просто напоминают  куриный  выводок, где одна курица квохчет громче других, а на самом деле они только и ждут чтобы среди них появился петух  и  навел бы порядок.  Эден не  завела   среди  них подруг, и поэтому и  в их среде  ей было также очень одиноко. Тем не менее она последовала некоторым феминистским причудам:  отказалась от бюстгалтера,  перестала  пользоваться косметикой и делать перманент.В угоду  феминисткам она даже кастрировала  своего  кота Густава Малера Постепенно    во  время  собраний феминисток  она стала испытывать  сильный страх и ощущение нереальности происходящего. Ей стало казаться, что между ней и окружающим миром   возникла  невидимая  стена. Когда другие феминистки обращались к ней, она смотрела на них с недоумением, как бы не слыша их. Именно в это время Эден  начала по-настоящему воровать, хотя по  сути своей она была гораздо честнее , нежели  можно было  предположить.  Стоило ей  какой-то вещи  вещи попасться на глаза,  как у нее стразу  же появлялось желание ее стащить,она крала тяжелые как кирпичи  энциклопедии и  справочники из читального зала, верхнюю одежду, шарфы и перчатки из гардероба, массу ненужных вещей, которые она складывала  в свое квартире за  спинкой дивана. Однажды  из помещения , где собирались феминистки  она умыкнула волчью шубу, принадлежавшую  председательнице,   а также  магнтофон и микрофон.Да уж шум был большой, когда все это   открылось! Все участницы собрания разделились на  два  лагеря: за Эден и против Эден. В зале  началась  настоящаяя потасовка. И  пока феминистки из разных лагерей валили друг   друга  на пол,  трепали за волосы и, Эден умудрилась стащить  председательницу с трибуны  и  прокричать в адрес собравшихся:
 - Почему  вы, феминистки,  все такие злобные и  недружелюбные? Хоть вы и не любите вмешивать  Всевышнего в свои дела,  одно могу точно вам сказать: он  был явно в  чертовски плохом настроении, когда создавал вас. Я могу  поставить  всем  вам  диагноз. Среди вас нет ни одной  с нормальным либидо. Ваше либидо как  застывшая лава. Мое либидо  напротив кипит и клокочет как  действующий вулкан. Все вы  здесь   как  каменные  истуканы . Когда , наконец, до вас дойдет, что  своими ведьманскими штучками вы сформировали целое поколение ненормальных. Не успела Эден выпалить все , что накипело у нее на душе,  как председательница применив прием карате, оттащила ее от трибуны и выставила за дверь.
   Эден Клостер останавливается на   приморском бульваре, под тенистым древом и устраивает поудобней  кота  у себя  на руках. О боже, что  сказал бы по этому поводу Густав  Малер, существо с возвышенным  образом мысли и критически относящийся к общественным проблемам? Очевидно с точки зрения  кастрированного кота феминистское движение выглядит противоестественным и опасным!
   Глубоко погруженная в  свои размышления Эден Клостер  не замечает, как  оказывается  у причала.
 Уже   целый год, как  она не была у моря. Зеленоватые  волны   бьются о  причал, издавая звуки похожие на вздохи и бульканье ,  как будто бы  под досками  настила захлебывается  тонущий  человек. Какое-то  мгновенье  Эден вглядывается в волны которые  клубясь  пенясь стремительно  откатываются назад в море.Потом поворачивается и  снова  направляется  в строну приморского бульвара.

                Записки Эден  Клостер
    На приморском бульваре   бросается  в глаза  красивый белый дом, принадлежащий  шкиперу, вокруг дома  ухоженный сад. По всему саду развешаны узкие полоски из фольги,  их колышет ветер, и в лучах  солнца  они переливаются   всеми цветами радуги.
 Когда Эден была маленькой, то такие полоски она называла « летучее лето  - летучее лето»  и бегала с  распростертыми руками  по лужайкам вокруг усадьбы, пытаясь поймать разноцветные,  сверкающие ленточки.
    Именно   на таком   бульваре  она  всегда мечтала жить, когда  будучи   маленькой  девочкой проваливалась в болотную топь,  когда ьегала  вокруг  родной усадьбы   поисках пропавшей овцы или курицы… И вот теперь проходя мимо домов вдоль приморского бульвара  Эден воображает себя маленькой девочкой, дочкой богатых  родителей,   живущей в одном из этих  домов с садом. Папа  играет на скрипке, а мама сидит за роялем  и аккомпанирует ему. В начальной школе она так много рассказывала своим  школьным подружкам о богатстве своих родителей, что  в конце концов  так и не решилась пригласить кого-то из них домой, опасаясь что ее вранье будет раскрыто.  Нет, Эден должна  забыть все плохое, печальное что было у нее  в далеком прошлом! Но она замечает, что чем  больше она старается  вытеснить из своей  памяти драматические впечатления  детства, тем  больше они преследуют ее, давят на ее  настоящее .
 Внезапно, она  вспоминает, что по  пути  из столицы в этот город  сюда, сидя в вагоне  поезда она пыталась писать   «Историю  феминизма», но скоро  бросила это занятие. Вместо этого она  взялась  за повествование о своей жизни . Писать эту историю было гораздо увлекательнее, чем    «Историю  феминизма».
    Эден  проходит  через весь   весь бульвар  и  заходит в работающий допоздна  цветочный  магазин  и  заказывает цветы, которые  должны доставить  по ее адресу, в отель Потом она  спешит   в сторону кладбища и  стремительно  промшмыгнув  через ворота, оказывыается  среди могил,  она стоит опасливо озираясь по сторонам. По дороге  к  той скамейке, на которой сидела накануне, она  вдруг замечает   недавно вырытую могилу. Скоро будут похороны. Неужели хоронить будут Адпма Морзинского?
   Устроившись  на скамейке Эден тут же начинает рыться в  своем рюкзаке.  Она находит  клочок бумаги, на котором написано: »  Повзрослеть - это значит убить свое детство». А значит  убийство -  не является   чем-то необычным   в жизни человека. Потом  она достает тетрадь и  начинает вполголоса читать свои  дневниковые  записи:
   « 13 июня 1993  Я  вспоминаю  свое детство как потерянный рай. О боже, как я была счастлива в детстве ! Если бы только можно было вернуть  мое счстливое детство!  Я родилась  в маленькой аленькой  крестьянской  усадьбе , в той части страны, что зовется   Рюфюльке.  В самом красивом месте Норвегии!  Горы здесь высокие как  башни сказочных замков,   я  прекрасно помню  эти сказки,   я   так  любила  их. Особенно про  принцессу: в башне  замка, букв запертая в железную клетку  томится  принцесса, которая ждет, что придет рыцарь и освободит ее.
    Мы с мамой жили тихо и спокойно, пока мне не исполнилось четырнадцать лет. Мама была женшина робкая по характеру  и редко  высказывала свое мнение. Летом она вечно стояла на коленях над грядками.  Или же ухаживали за курами, помещенными в клетки, у нас их было две тысячи. Когда я была маленькой, то редко видела отца. Он работал на консервном заводе на побережье и возвращался домой, с  ворохом грязной рабочей одежды в  моряцком  рюкзаке, тоько по пятницам.
    Мать не  очень-то  занималась моим воспитанием и  не требовала  большого послушания, и я росла дикаркой.  Вместе с собакой по кличке Наполеон  мы  часто  охотились на барсуков по лесу за нашей усадьбой. Свою комнату я тоже называла « Барсучьей норой». Я с радостью общалась  с цыганскими детьми , которые жили  в нашей  деревне в  заброшенном, предназначенном на слом, бараке для  сезонных рабочих.
    Несколько  раз в неделю  я ходила в школу, которая стояла на холме. Я очень любила\ свою учительницу, ее звали  Мария Плум. Она была новоипеченная феминистка и носила на лацкане пиджака феминистский значок.
     Когда мне исполнилось четырнадцать, жизнь моя  круто изменилась,  мой отец потерял работу! Причиной  тому  стало   открытие в Северном море нефтяных  местрождений. Государство  приступило  к началу масштабной  добыче нефти, и рыба исчезла.  Из-за этого   консервный завод обанкротился,  отец вернулся домой  чтобы вести свое хозяйство. И дома стало так  грустно. Как совестливый  норвежец он вообразил , что на нем лежит личная вина за банкротство завода, и стал часто угорожать матери, что покончит с собой.  Он хотел  повеситься, и мы с матерью круглые сутки следили ним и спрятали, с глаз долой, все веревки и  шнуры в доме.
     Наша деревня разделилась на  два противоборствующих лагеря: на « богатых»,  то есть тех, кто работал  на нефтедобыче в Северном  море  и « бедных», и тех,  кто занимался сельским хозяйством или переработкой рыбы. Бедные объединились в  партию  защитников окружающей среды – партию «зеленых», программа которой ставила  своей целью  соктить добычу нефти в  Северном море и  тем самым восстановить поголовье трески в  прибрежной зоне.
    За месяц отец изменился до неузнаваемости. Ходил нечесаный   и небритый. Иногда он не вставал с постели  вплоть   до моего прихода  из школы,  и  именно я поднимала его. Он требовал чтобы мать подавала ему еду в консервной банке! По его мнению это была наиболее в  подобающая  посуда для    человека, потерявшего работу на  консервном заводе! Однажды, после школы, прогуливаясь  по склонам холма вместе со своей  учительницей Марией Плум,  я призалась ей, какая тяжелая обстановка у нас дома, что у меня  камень – на сердце.  Мария  Плум поросила меня рассказать ей о своих печалях,  сразу же   прониклась сочуствием  и  сделала выводы.. Как и всякий  настоящий  неврастеник  я  все преувеличивала,  потому , можно сказать, я переборщила , рассказав, например, что отец  избивал  мать и выбыл у нее  все   ее красивые зубы. Плоды  моей необузданной  фантазии произвели неизгладимое впечатление на Марию Плум! Мне с трудом удалось удержать  ее от того чтобы немедленно отправится к моей  маме чтобы убедить  ее   стать феминисткой и развеститсь со своим тираном.
    В тот  же  период своей жизни я  увлеклась чтением  и читала    все подряд ,  от\ « Пира  » Платона до  « Толкования  сновидений» Фрейда . Книги  мне давала  Мария Плум. Она же обучала   меня  музыке, игре  на небольшом органе, который  стоял  у нас в классной комнате.  Я делала большие успехи, и  уже через  полгода виртуозно исполняла Токатту ре-минор  Баха. Саму  фугу я так и не сыграла, потому что орган неожиданно развалился на  части , а у комунны не    нашлось  денег чтобы его починить.
   Однажды летом  Мария Плум нанесла  визит к ним в усадьбу.   Было уже четыре часа  дня, но отец все еще не вставал с постели. Однако  стоило   отцу услышать голос Марии Плум, как он немедленно вскочил с кровати.Ему было явно не безразлично, как  он выглядит , он  тут же бросился на  кухню,  мигом побрился и надел  пиджак. По поведению  отца я догадалась, что он  был немножко влюблен в Марию Плум. Вполне возможно  что между ними  что-то было,  может быть,  любовная связь.
    Мария Плум  обладала  красивой  походкой, во время ходьбы она размахивала руками,  что  создавало впечатление    уверенности  в себе  и открытости. Я  тоже стала осваивать  такую  манеру ходьбы. Помню, как будучи школьницей, стояла перед зеркалом и пыталась \ повторить  походку  Марии Плум.
      В тот раз она  провела  у нас весь  воскресный  вечер. Она долго   говорили с моими  отцом и матерью о том, какая  я способная, что я  должна  получить образование  и она  готова похлопотать  о том , что бы комунна   выплачивала мне стипендию. Отцу она посоветовала  вступить в местное отделение  партии « зеленых ». Мать она пообещала устроить  в школу уборщицей. Бедная мама! Она так стеснялась, что во время визита  Марии Плум,  почти все время молчала,  только  сидела и   нервно  теребила свои прекласные длинные волосы.  О боже, как мне тогда хотелось, чтобв моей мамой была Мария Плум!
     После визита Марии Плум к нам тогда, остановка в семье оставалась напряженной, хотя отец  записался – таки \  в партию зеленых и снова  стал общаться с соседями. Мама  начала убираться в школе. Здесь она  влюбилась в сторожа, у них завязался роман,  они  часто  занимались любовью в котельной. Отец конечно же узнал об этом , пришел в ярость и наказал мать , тем, что   остриг ее роскошные волосы. Как  же несчасливо  жила  вся наша семьяв  течении долгих месяцев! Я не решалась  обратиться  за помощью  к Марии Плум. И  в таких условиях я должна  была  заниматься, для того чтобы  обеспечить себе  лучшее будущее.
    Постепенно  увлечение моей матери прошло, она снова  стала спать со отцом.  Теперь отец  начал  во- время вставить и проводить целые дни на рынке , торгуя на  яйцами, можно сказать я поступила  стала студенткой  именно благодаря этим « яичным деньгам». Надо было видеть радость моих родителей, когда однажды летом в июне, я приехала домой  со студенческой шапочкой на голове. Мама  тут же  захотела  примерить эту черную  фуражку  со свисающей кисточкой  и побежала к зеркалу. Она  нацепила ее  лихо, набекрень  и, став у зеркала, стала вызывающе раскачивать бедрами, отец рассердился и стал упрекать мать за подобные  выкрутасы.  Нечего уборщице воображать, что она могла бы быть студенткой! Он  стащил с матери  шапочку и запер ее в шкаф. Через полчаса отец подобрел и  вернул мне шапочку. Потом  мы все втроем вышли на двор,  и он сфотографировал меня в студенческой шапочке на фоне  грядок с клубникой и курятника.
    Вобще – то говоря, я не чувствовала себя такой уж счастливой в  качестве новоиспечнной  студентки. Постепенно  до моего  сознания еня  дошло, что я талантливая, но бедная. Я очень хотела  изучать  литературу в столичном унивеситете, но я не учла , что у меня не  хватит средств на такое образование. С деньгами моих родителей, как «яичными » так и « клубничными» далеко не уедешь. Я почувствовала, что  меня окружает мрак. У меня появилась неуверенность  в себе. Что может выйти из такой как я, дочери  уборщицы, чья  мать  занималась любовью  со сторожем  в  школьной  котельной? Да и отец тоже хорош! Всегда был готов забраться в  чужую постель.



                *


Через несколько дней после того как я была  зачислена в студентки  меня пригласили на празднование  Иванова дня к Элеоноре. Мы с ней  учились с ней в одном классе, но она  была  одна из тех в нашей деревне, кто принадлежал к « высшему обществу», то есть к тем, чьи родители были связаны с добычей нефти.  Элеонора жила в старом  аристократическом доме, построенном в прошлом веке, с колоннами при входе. Отец Элеоноры был директором французсской нефтяной компании «ЭЛФ»  Аристократическая вилла  - была одной из привилегий директора: его семья жила здесь бесплатно. Мои родители  были отнюдь не в восторге от того, что я  пошла тправилась в гости  к «врагам».  Но стоило мне  пройти через  вход с колоннами и войти в глубину дома , как  я  обнаружила здесь  множество   своих сверстников, состоящих в партии зеленых. Элеонора стремитильно бросилась ко мне на встречу  и объявила всем , чтоу меня мозги, как у Эйнштейна. Потом этого она повела меня в один из углов комнаты и  познакомила с  Бруно Клостером.  Это был молодой человек,  примерно  около  двадцати пяти \,  с маленькими усиками над верхней губой и он бренчал  «  Drink me only with thine eyes» на рояле « Yamaha».   Выбрав подходящий момент, я оттеснила  Бруно Клостера от рояля и  под громкие оплодисметы сыграла Баха Токатту ре-минор  Баха.
    У Бруно Клостера была привлекательная внешность, правда слегка рябой\ правда кожа на лице была  с небольшими оспинками. Мы провели вместе почти целый вечер. Сначала  Бруно даже не осмеливался посмотреть мне в глаза,  настолько он был застенчив! Он рассказал, что  родители у него умерли , что у него есть небольшая усадьба, где он занимается   разведением   лосося и  куниц. Кроме того  Бруно  работал на маяке. После этого вечера,  в Иванову ночь , Бруно пошел провожать меня домой   через лес и всю дорогу веселил  меня  тем, что изображал  обезьяну  лазующую по кустам и деревьям.
    Через несколько дней после  Иванова дня  пришел к нам    в  гости чтобы познакомиться   с моими родителями. Отцу визит этого господина конечно же  не пришелся  по душе. В глаза отца Бруно был  всего- навсего\ лишь  пролетарием. Но хуже всего  было то, что  отец стал  даже упрекать меня за дружбу с Бруно: Мои  отец и мать, видите  ли надрываются занимаясь рыночной торговлей, что бы я  имела возможность учиться в университете, в то время как оказывается, что мои жизненные планы,видите ли, не простираются далее  брака  с  каким-то   жалким  крестьянским  парнем! Вот какого  мнения  был мой отец говорил о Бруно Клостере. Мне это было нелегко. С одной стороны, я  очень  любила  своих  родителей, и мне не хотелось быть  строптивой дочерью. С другой стороны, я была  по уши влюблена в Бруно и  не хотела  расставаться   ни на минуту.
     Как-то однажды  мы с Бруно катались на лодке по морю. Время от времени  мы причаливали к  какому-то  уединенному  островку   и  устраивались в  зарослях  орешника, чтобы побыть наедине. Когда на рассвете я вернулась  домой и  крадучись шла  по дому, отец пробудился   и закричал мне из спальни:
- Это ты, барсучиха ! Явилась, наконец. Ты что  хочешь  принести нам  горе принести? Бруно хороший жених для простой девушки, но не для моей дочери. В  его усадьбе ты будешь   работать на  как ломовая лошадь.  Ты  же ведь наша гордость, Эден!  Ты можешь  выйти замуж за  банкира или профессора. Вот у кого деньги, мое золотко мое! 
  Тогда я  вошла  к нему  в спальню  и присела   на кровать. Он  ерошил\ свои волосы , его лицо было икажено усталостью. Ясное дело,  он не доспал  и для него наступление  нового не было  таким  уж  радостным. Я об хватила его шею руками, прижалась к нему щекой и произнесла   нежным, но решительным  голосом :
- Я не  хочу, чтобы ты со мной так разговаривал\. Этим ты ничего не  добьешься. Кроме того, выходит, ты учишь  меня смотреть на   мужчину   как  на денежный мешоки  и  капиталиста. Если бы для меня  главным в жизни были деньги, я бы  могла  просто  найти себе работу  где-нибудь возле  рулетки,  в казино.



                *

 Эден прерывает  чтение  своих записей и  погружается в глубокие размышления,   мысли  уносят ее далеко  от написанного. На ее лбу появляется множество морщинок. Она пытается успокиится и    усмирить ту бурю, которая готова разразиться в ее душе.  Неожиданно перед ее умственным взором с ужасающей   ясностью возникает  во всех подробностях сцена, боль от которой  с годами  не утихает: Августовский вечер.  Они вместе с Бруно  рыбачат в фиорде. В лучах заходящего солнца  вода в фиорде приобретает оттенок  абрикосового цвета.  Вдали на  берегу крестянин везет на лошади огромный воз сена, в небе кружит воронья стая. Благословенный вечер.  Все  то лето Эден   жила в  огромном  напряжении, у нее было  чувство , что в  эти  летние недели  решается ее  судьба. Влюбившись в Бруно, она  рассталась мыслью  уехать в город, чтобы, как было  задумано,  изучать литературу в университете. Но сейчас, в этот миг, ей вдруг пришло в голову  подзадорить его,  сидя в лодке, она  повернулась к нему и  произнсла  с  вызовом :
- Отец считает, что  ты  не годишься  мне в мужья.Работа на твоей усадьбе  отнимет у меня все силы.  По его мнению,  мне надо выходить за богача.
- И что  же  мне надо  сделать  чтобы твой отец  признал  меня, Эден ?-отрывисто спрашивает  Бруно, не отрывая взгляда  от поверхности моря. Видно, что  его не  так-то  просто  выбить из колеи.
- У меня есть идея. Ты родился под знаком водолея. Значит тебя надо стать водолазом, Бруно!
- Мне стать водолазом? Да, ты что Эден?, с негодованием\ произносит Бруно. Меня  ничто не связывает с морем. Я – человек сухопутный. Мои корни в земле. Я -  прирожденный крестьянин. Ты что забыла?
 Эден    взволновано восклицает:
- Нет.Но ради меня ты должен  стать  водолазом, ты погрузишься на дно и достанешь  оттуда  золото, которое там лежит.Тогда  уж отец сочтет тебя достойным претендентом на мою руку.
  Бруно сидитл нахмурившись  и смотрел на кружащих в небе ворон . Потом  с горечью произносит :
- Я – не  дурак, Эден ! Ты прекрасно знаешь, что я боюсь моря и  сильных  морских течений. В море  у  меня нет будущего. Но , ты  должна  знать что  я готов ради тебя на все …
 В последнюю фразу   Бруно вложил столько нежности , что у Эден на глаза навернулись слезы.
   После этого Бруно встал, распрямлся  во весь рост и, сорвав с себя одежду, совершенно обнаженный бросился в воды фиорда.  Мириады  серебристых пузырьков поднялись  на поверхность.  Он не появлялся целую вечность. На какое-то мгновение ей даже показалось, что он утонул. Наконец, всплыл доволно далеко от лодки и закричал Эден \:
  Вот видишь, как я  могу нырять ради тебя! Скоро я отправлюсь на большую глубину в Северное  море. Ради тебя  я  буду добывать  черное золото. У нас будет много денег Я стану  богатым  как Крёз..
        Эден подумала несколько  секунд и, захлопав в ладоши,  закричала  Бруно:
- Мы не будем тратить  наш капитал. В Испании жизнь гораздо  дешевле. Давай поедем туда. Мы купим  там дворец  и  будем выращивать апельсины в своем саду, мы будем  жить счастливо  всю жизнь.
                *

Эден  тяжело вздыхает  и продолжает вполголоса читать вслух свои мемуары :
  «Когда я вышла замуж за Бруно моя жизнь  закрутилась как  беличье  колесо.  У меня было столько дел, что некогда было даже дух перевести.  Через месяц после свадьбы  Бруно уехал  учиться на водолаза, выучился  и получил работу  на нефтяной  платформе.  Вся работа по выращиванию лосося и уходу  за куницами  легла на меня. Да уж , точно,  моя жизнь  не была усыпана розами  и никак не походила на детские мечты.  Весь день я  ходила в платке и резиновых сапогах и надрывалась от работы в нашей усадьбе. От тяжелой работы руки мои стали красными и растрескавшимися, покрылись ссадинами. Вечером я заваливалась спать, даже не в состоянии посмотреть  перед сном телевизор или  прочитать.   Бруно  тоже  приходилось несладко.  Работа водолаза  была ему не по душе.  Наверное,   он бы предпочел быть   свареным   заживо в котле с кипящей водой  нежели  постоянно    работать  на дне  моря. Бруно был прирожденным крестьянином. Находясь в темных морских глубинах, он мечтал только об одном  обеими  ногами на твердую землю  и тогда для него снова засисяют звезды на небе .
 Бруно не удалось стать богатым как Крёз, заработанные им деньги шли в основном  на уплату  долгов по закладным и на  содержание  живности .
    Я еще задолго до несчастья с Бруно у меня  возникло растущее ощущение, что жизнь моя  терпит  фиаско. Когда Бруно приезжал домой после двухнедельного отсутствия, я  становилась  сварливой  и   упрямой ,  часто  хлопала дверьми. Начались наши  раздоры с Бруно. Каждая новая ссора  была как две капли  воды  похожа на  предыдущую. Поэтому  скоро   я поняла , что ссориться с Бруно   невообразимо скучно. Так продолжалось три года. Я хорошо  помню приезд Бруно домой в самый последний раз. Был канун Иванова дня\ и воздух был напоен летними, пьянящими ароматами .  Мы  прощались на   дворе усадьбы Я была  агрессивна  как никогда, между нами возникла крупная  ссора по поводу  денег, которые я « одолжила »  своему отцу. А потом, завидев вдали на холме приближающийся автобус,  Бруно поспешил на него .
    Прежде чем автобусуспел скрыться\ из вида  на дороге, ведущий в аэропорт , где  рабочих- нефтянников уже  ждал вертолет чтобы  бы доставить их   на нефтяную платформу,   я  увидела  как    Бруно из окна автобуса  посылает  мне воздушный поцелуй, совершенно очевидно как самую последнюю попытку  сгладить наши отношения  и  попросить прощение за все не так сказанное и сделанное.   
       Через три дня произошла  трагедия, которая разнесла мою  мою жизнь в  щепки.
  Узнала я об этом от пастора, который венчал нас с Бруно три года назад. Он неожиданно  приехал  в  нашу усадьбу и рассказал о  несчастье  на  нефтяной платформе « Виктор Гюго » в Северном  море. Когда Бруно работал под платформой, совершенно неожиданно произошел взрыв  в бетонной конструкции одной из опор и  эта опора  дала трещину. Охваченная пламенем как  спичечный коробок, вышка и вместе с ней  и  платформа,   со всеми на ней  работающими,  осела  и медленно   погрузилась  в море. Что же  именно случилось  с  самим Бруно  так никто и не знает. Спасатели  несколько  суток   прочесывли дно, но так  его и не нашли. Священник рассказал  также, что  представители  спецслужб  также интенсивно работали на дне морском, но никаких   саботажа или  или  террористической  деятельности\ на затонувшей платформе не обнаружили.
    После полученного   мною известия  о смерти мужа,  я  отправилась в  дом  своих родителей , бросилась им на шею  и умоляла  их  успокоить сказать мне, что  никакой катастрофы в  Северном море не  было,   и Бруно скоро насовсем  вернется домой .  И мы поедем  с ним в Испанию! Отец рассердился , а мать   разрыдалась. Траурная церемония, состоявшаяся   через неделю   в районе добычи нефти, была очень  торжественной и красивой. Рано утром в день похорон скорбящие с венками в руках  поднялись на борт авианосца. На борту  судна были также  французы. Когда корабль  направлялся  к  месту трагедии,  на  берегу в крепости  из пушек был произведен салют. Залпы были  такие громкие и раскатистые, что  еще  долго гремело  в горах, и   казалось, что наступил  судный день.
   После короткой  речи священника, произнесенной  над  местом , где произошла катастрофа все те, кто потерял  близких стали бросать в воду, цветы и венки. Когда я стояла у поручней и смотрела  вниз , туда, , где плавали цветы, ко мне подошел какой-то  поляк и выразил соболезнование. Это был  Адам Мордзинский, главный инженер той   самой  злополучной платформы, с которой случилась авария.  Его внешность очень напоминал мне  какую-то знаменитость,  я  никак не могла понять  кого  именно.
   Он пообещал провести тщательное обследование того водолазного колокола,  в котором находился Бруно, когда произошел  взрыв.  На какое-то мгновенье я забыла свою скорбь по Бруно, так как Адам Мордзинский был мужчина  весьма элегантный,  и  привлекательный, с внушительной  бородой, красивой шевелюрой и мускулистым телом. На нем был  ярко желтый, костюм,  который он ярко выделялся среди всех   остальных людей,  одетых в   траур. Через минуту - другую я догадался , что  Адам Мордзинский  очень похож на  Фритьофа Нансена.
      По оончании траурной церемонии  авианосец развернулся, чтобы  доставить к берегу ее  участников, и тут  между ними возникла ссора,  по поводу ковра из цветов, образовавшегося на  поверхности моря.
   Французы,  столпившись  на носу  корабля утверждали, что  сине- бело – красное  цветочное великолепие ,  колышующееся в волнах соответствует  цветам  французсского флага. Норвежцы  в ответ на такое заявление   издали боевой клич  и стали угрожать французам стрельбой из пушек. Норвежцы не сдавались до тех пор, пока французы не капитулировали, согласившись, что синие, белые и  красные цветы  символизируют цвета именно норвежского флага.
  Через неделю после  траурной церемонии в море   со мной случился удар, и я слегла  в постель. Послали за врачем, и он  сказал, что у меня  похоже произошло кровоизлияние в мозг.  Несколько дней  спустя я почувствовала также боль и в нижней части живота. Меня поразило новое несчастье. Я  и  не  подозревала, что  забеременела , носила  ребенка Бруно. Хуже всего мне было по ночам. Мне постоянно  снился Бруно, запертый  как в клетке, в водолазном колоколе. Он стучал  по стене гаечным ключем  и кричал , прося о помощи , голос его постепенно слабел,  а  потом  и  совсем затихал. Не знаю, как бы я  справилась со всем этим, если бы не мои родители. Вероятно, они боялись , что я сойду с ума, и стали ухаживать  за мной    как за маленьким   ребенком.


                *
   Прошло два года.  Я  выздоровела  и избавилась от тоски. Сдала в аренду  нашу с Бруно   усадьбу, вместе   с  лососями  и куницами  и получила  небольшую сумму на которую можно прожить. Потом отправилась в столицу и купила в  восточной ее части себе  небольшую квартирку с красивым входом. Я начала поступил\ в университет  и погрузилась в изучение  Фрейда, Павлова и молекулы ДНК .
    На этом Эден Клостер  прерывает чтение  своих записок и переключает  внимание  на кота, устроившегоя под кладбищенской   скамейкой. Густав Малер  вовсю играет с феской Эден. Кот воображает, что эта феска – леопард, которого он победил.Но,  когда Густав Малер обнаруживает, что Эден  грозит  ему кулаком, то  осознает, что его застали за чем-то нехорошим.  Ему  ведь  запрещено  играть с феской. Он пытается   замять инцидент,   делая  безразличный вид и зевая.