Заочник. Хусей Магомедович Кулиев

Хусей Кулиев 2
                Сценка
                Действующие лица:
                1.Экзаменатор.
                2.Семён.
(Аудитория. Все приготовлено для сдачи экзамена. Стол. На столе экзаменационные билеты.  Входит Экзаменатор: Строгий костюм. Галстук. Очки)
Экзаменатор: Ну вот!   Я – преподаватель коммерческого института. Правда, пришлось- таки потрудиться, чтобы сюда попасть. Сунуть кое- кому кое -  что. И не кое-что, а, ого-го! Влез в долги, продал кое-какое барахлишко, но…но зато я теперь преподаватель коммерческого института!  Звучит? Звучит! Мда. . .
   Но одним звучанием сыт не будешь. Бабки надо делать, бабки! Мани мани! Долги отдать, самому приодеться, то да сё.  Сейчас началась сессия заочников. Говорят – это золотое дно.  Что ж. Дай то Бог. Посмотрим! (Потирает руки) (Стук в дверь)
Экзаменатор: Войдите! (Входит, озираясь, Семён)
Семён:  Скажите, экзамен по литературе здесь?
Экзаменатор: Здесь, здесь! Заходите. (Раскрывает ведомость) Ваша фамилия?
Семён: (Бодро) Горбунков Семён Семёныч! (Подходит к экзаменатору)  Привет, командир! Всё пашешь?  (Протягивает руку)
Экзаменатор:  (Смотрит на его руку, потом на него. Не протягивая руки)
Вы что? Вы тот самый? С фильма который?
Семён: (Смеётся) Да нет! Какой там фильм? Меня действительно зовут Горбунков Семён Семёныч! А в фильме мой тёзка. Вот. А вас как зовут? Я вас тут в первый раз вижу! Как вас зовут?
Экзаменатор: (Сухо) Берите билет! И попрошу без панибратства!  (Семён подходит к столу, шепчет что-то и берет билет) Взял!
Экзаменатор:  Номер?
Семён:   Чей? Мой? Сейчас! (Лезет в карман, достает сотовый телефон)
Записывайте! 8-928. . . .
Экзаменатор:   Ты что…вы что мне тут диктуете, а!? Номер билета давайте!
Семён:  (Смотрит на билет) Третий.
Экзаменатор:  Каак? Не может быть! (Выхватывает билет) Точно третий.
(В сторону) Вот чёрт! Я же его для племянницы приготовил. Она уже три дня его зубрит. Как он сюда попал? (Громко) Берите другой билет. Этот неправильный. (Семён пожимает плечами и берет другой билет) Десятый!
Экзаменатор:  Читайте вопросы! 
Семён:  (Читает) “Дорогой учитель! Ваши чудесные глаза произвели на меня
неизгладимое впечатление. Я влюбилась в вас как кошка. Я. . .”
Экзаменатор: Ты….Вы что мне тут читаете?  Какие глаза? Какая кошка? А ну дайте сюда! (Читает) “Я влюбилась в вас, как кошка” Что это такое? Это вы принесли?
Семён:  Ну да я! Делать мне больше нечего, как вам любовные письма таскать! Это, наверное, кто-то подшутил.
Экзаменатор: Ничего себе шутки.
Семён:   А может, и не подшутил. Черт его знает. Может кто и втюрился. Сейчас все может быть. Вот недавно было. . .
Экзаменатор:  (Обрывает) Берите билет!
Семён:   Как? Опять? Я думаю, хватит.
Экзаменатор: Чтоо?
Семён:  Я боюсь, что другим ничего не достанется, если я все билеты возьму. Уже третий  расходую.
Экзаменатор:  Не ваша забота! Берите! (Семён, пожав плечами, берет билет)
Экзаменатор:  Номер?
Семён:   Тринадцатый. Чертова дюжина! Доигрался.
Экзаменатор:  Читай вопросы.
Семён:  Первый: А. С. Пушкин. Ка-пи-тан. . . так, Капитан. . с. . кая
бочка!
Экзаменатор:  Не бочка, а дочка!
Семён:   Нет бочка! Я, что, слепой, по-вашему? Не вижу что написано?!
Экзаменатор:  А ну дай сюда! (Выхватывает билет. Читает.) Действительно бочка. Вот чёрт! И кто готовит эти билеты? Самого бы его в бочку засадить!
Набирают тут разных остолопов за взятки, а ты отдувайся. (Зажимает
себе рот) (В сторону) А сам? Сам то, за какие заслуги тут? Да. . .
(Громко) Ладно. Тут опечатка. Речь идет о повести Пушкина “Капитанская дочка” Знаете эту повесть?
Семён:  Конечно. Значит так. У одного капитана дальнего плавания была дочь. Пройдоха, каких поискать. И вот однажды в Сингапуре она с одним морячком. . . .
Экзаменатор:  Подождите! Подождите! Что вы несёте? Какой Сингапур? Какой морячок? Нет там никакого морячка! Капитан – это комендант крепости. А эту крепость захватывают восставшие мужики! Понял?
Семён: Точно! Вспомнил! А атаманом у них капитанская дочка. Гром-баба.Кааак даст там одному, он и с копыт!
Экзаменатор: Уффф! Иди сюда! (Подходит к портрету Пугачёва) Это кто??
Семён:  (Вглядывается в портрет) Хрыч какой-то.
Экзаменатор: Сами вы хрыч! Это Пугачёв!
Семён: Серьёзно? Ты смотри, как постарел!
Экзаменатор:  Кто постарел?
Семён:  Ну, этот..Пугачёв.  Я его всего год не видел, а он уже… Мы с ним вместе служили. Как-то раз на самоволке….
Экзаменатор:  Вы что, спятили? Какая самоволка? Это Пугачёв! О нем и пишет Пушкин в своей повести “Капитанская дочка” Поняли?
Семён:  Так что? Вы хотите сказать, что это старикан – капитанская дочка?
Ну, вы даёте?
Экзаменатор: Уффф! Замучил. Переходите ко второму вопросу. (Семён читает) Второй вопрос. Хэм. . . Хэм. . .
Экзаменатор: Что еще за хэм? Обалдели, совсем?
Семён:   Хэм. . . Хэм. . . Тут неразборчиво. Ни черта не вижу!
Экзаменатор:(Берет билет) Хемингуэй. «Старик и море». Читали?
Семён: А как же? Значит, дело было так. Один старик, бедняга, захотел искупаться в море. Только нырнул, а тут акула цап его за одно место.Старик и взвыл.
Экзаменатор: (Бросается к Семёну) Ты что мне тут гонишь…ммм..что вы мне тут городите? Какое купание?  Какая акула?  В этой повести речь идёт о том, как старик поймал большую рыбу!
Семён: А я что говорю? Вот. Старик взвыл,но делать нечего. Надо кого-то поймать. Не припрёшься же ведь к бабке с пустыми руками! Заклюёт! Вот. Поймал он эту акулу, зубастая такая дура…
Экзаменатор: (Снова бросается к Семёну) Издеваться пришел сюда, да?! (Семён отбегает) Но, но! Полегче. Причем здесь я? Это Хэм. .  Хэм. . . как его там, это он написал. Если бы я  это это написал, черт с ним со стариком, пускай  купается. Море на всех хватит. Да кстати о море. Как-то мы поехали в Гагры. Выпивки взяли,  девок..
Экзаменатор:  Слушай ты…мммм… вы? А ну подойдите сюда. (Ведет его к портрету Хемингуэя) Видите?
Семён:  Ну, вижу. Не слепой.
Экзаменатор:  Кто это?
Семён: А  шут его знает. Старикан какой-то.
Экзаменатор: Боже мооой! Какой кретин! Это Хемингуэй! Поняли? Хемингуэй! Вы что? Не знаете его?!
Семён:   А вы Косого знаете?
Экзаменатор: (Опешив) Какого Косого?
Семён:   Лысого!
Экзаменатор:  Нет
Семён:   А Хромого?
Экзаменатор: Нет
Семён:    Ну, вот видите? Я ваших кентов не знаю, вы моих. Так что мы квиты
Экзаменатор: Черт побери! Ладно. Последний вопрос. Садитесь сюда (Оба садятся за стол) Вот сидят нас двое. Так?
Семён:   (С опаской) Ну, так.
Экзаменатор: Один из нас умный, а другой  дурак. Что умному делать?
Семён:  А вот что. (Встает и отходит от стола подальше)
Экзаменатор: Эй! Вы куда?
Семён: Подальше от дурака. А то еще стукнет. На то он и дурак.
Экзаменатор:(Вскакивает) Вон! Вон отсюда! Мерзавец! Идиот! Воон!
Семён: Спокуха, начальник. Не кипятитесь. Лучше вот. Посмотрите. (Кладет перед ним зачетки)
Экзаменатор:(Поостыв) Что это?
Семён:   Зачётки. Восемь штук. Наша группа.
Экзаменатор: И что?
Семён:   (Вынимает пачку денег) Предлагаю бартер! Вы нам оценки, мы вам деньги! По рукам?
Экзаменатор: Ты что!? Вы что? (Хватается за сердце)  Взятку мне предлагать?! Мне? Кристально честному человеку!  ОООО! Это ужасно! Это невыносимо! Я этого не вынесу! Как ты смел? (Тихо) А сколько здесь?
Семён: (Тихо) Два куска.
Экзаменатор: (Тихо) Нашими?
Заочник: (Тихо) Зеленью!
Экзаменатор: (Жестом показывает на стол. Семён, улыбаясь, кладёт пачку на стол.(Экзаменатор быстро суёт её в карман, и садится за стол)  Ну что ж молодой чело- век. Я вижу вы прекрасно подготовились к экзамену. Хемингуэя знаете блестяще. Рад. Очень рад. (Тихо) Могу всем поставить «Хорошо». На «Отлично.» я и сам не знаю. Устраивает?
Семён:(Тоже тихо) Конечно. Нам что? Нам лишь бы сдать.
Экзаменатор: (Проставляет в зачетках отметки) Вот. Продолжайте в том же духе. Молодцы! Молодцы!
Семён: Спасибо! Спасибо! До свидания! (Уходит)
Экзаменатор:(Один) Недурно! Очень недурно! В первый же день две тысячи баксов. Сразу окупил все расходы. А дальше – чистая прибыль. Да. . . Ну-ка. Посчитаю бабки. Денежки, как говорится, счет любят. (Вынимает пачку, надрывает обертку. Сверху лежит однодолларовая купюра под ней ровно нарезанная бумага) Что это? «Кукла?» «Кукла!»(Разбрасывает бумагу) Надули! Провели как мальчишку! Вот я вам! (Бросается к двери. Останавливается) А что я скажу? Что взятку «куклой» взял?
 Так меня же и засмеют. А еще хуже, еще и посадят, чего доброго.Нет! Надо молчать в тряпочку. А если. . . . А если они разболтают Заочники эти. Тогда хана. Небо с овчинку покажется. Нет! Лучше бежать отсюда! Не нужны мне ни институт, ни такие деньги. Ну, их к бесу всех, с их экзаменами и с их заочниками!