Красноголовик

Вадим Светашов
                Красноголовик.

           Второй курс института начался с трудового семестра. Нас отправили в деревню Ялым Красноуфимского района копать картошку. С заданием мы справились за три недели вместо месяца. Хотели дать дополнительное задание, но пожалели нас и отпустили. Студенты получили зарплату и разъехались по домам, получив непредвиденное дополнение к каникулам. Приехав в Кировград, я уже на следующий день отправился с ружьём на старые торфяные разрезы.
          Торфоразработки давно закончились, чеки постепенно заиливались и зарастали тростником и рогозом. Заросли облюбовали ондатры и утки. На открытии охоты уток здесь было немало, а сейчас, спустя месяц, сколько я ни ходил по перемычкам между чеками, не поднял ни одной. Я уже решил закончить бесполезное топтание, как вдруг заметил одиночную утку, высоко-высоко летящую в мою сторону. Раньше ни за что бы не стал зря переводить патроны по подобной цели, но тут вынес далеко вперёд точку прицела по курсу летящей птицы и выстрелил.
          Не поверил своим глазам: утка сложила крылья и камнем шлёпнулась на открытую воду метрах в тридцати от меня. Что делать? Утка с виду была крупная, и бросать её не хотелось, а шпагат у меня был всего пятнадцать метров. И я решился.  Разделся, залез в холоднющую воду, и поплыл за ней. Доплыл, взял в зубы за шею и повернул обратно. Подплывая к берегу, увидел бородатого мужчину, сидевшего на корточках возле моих пожитков. Его ружьё лежало рядом, а в руках он держал мой шпагат с привязанной на конце короткой палкой.
          -- Ну, ты даёшь паря! За уткой в ледяную воду! Я было, спасать тебя собрался. Сам-от я плавать не умею, дак вот снасть изладил из твоей верёвки. Видел, как ты красиво дичину срезал. Удачно попал, всего одна дробина в шею. Кого хоть стрелил-то?
          -- Утку, -- смущённо ответил я, быстро одеваясь
          -- Вижу, что не гуся! Дай-ко, гляну. Ого, красноголовик, завидная добыча, хоть чуть и помене кряквы будет. Чё-то я всего один выстрел слыхал?
          -- А я больше ни одной утки не видел. Домой совсем было собрался.
          -- Дак и я не видел. Но поброжу однако. — дядька встал, повесил ружьё на плечо, и махнув на прощанье рукой, отправился восвояси.
          Я разглядывал утку. Такой ещё не видел. «Красноголовик» -- вспомнил слова бородача – «всё равно, как гриб». Интересно, почему такое название? Голова не красная, а тёмно-рыжая. Остальное всё бурое. Клюв серовато-голубой с чёрным кончиком. Хвост короткий.
          Вечером, прочитав об этой утке, понял, что добыл красноголового нырка, причём утку или молодого селезня-первогодка. Весной у селезня голова и шея действительно красно-коричневые, грудь и хвост – чёрные, а остальное оперение светло-серое.