К антропологическому повороту

Игорь Ерошенко
Ерошенкю Т.И. Ерошенко И.П.
К антропологическому повороту
 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20).
В заметке «О верующих и атеистах» предметом обсуждения была не религия и научное знание, а отношения: между верующими различных конфессий и между верующими и атеистами. Эти отношения несмотря на то, что «мрачное средневековье» осталось позади, желают быть лучшими и на бытовом уровне и на государственном (достаточно вспомнить недавние «религиозно-церковные терзания» на Украине, затронувшие ряд православных церквей). Мы предлагали поразмышлять: стоит ли людям в ХХ1 веке ссориться из-за различий в отношении к вере или «безверию»?.   
     В структуре общественного сознания философы выделяют следующие формы: мифолого-религиозное сознание, искусство, мораль, философия, политико-правовое сознание, наука. Все формы общественного сознания связывает общее происхождение. При всех различиях в функциях каждой из  этих форм, всех их объединяет одна главная функция – они, каждая в  своём аспекте, предлагают человеку «знание». Знание не абсолютное, ограниченное способами познания. Даже наука, стремящаяся присоединить каждую форму общественного сознания к своему предмету, даёт знания не абсолютные, не окончательные, не исчерпывающие. Религия вообще придаёт своему знанию качество веры и тайны (таинства).  Предполагается, что знание необходимо человеку для того, чтобы сохранять свои человеческие качества и продолжать их совершенствовать и, благодаря, им развиваться, подниматься выше.   
     Единым историческим источником всех форм является мифолого-религиозное сознание. Мифолого-религиозное сознание формируется при выходе сложного общества из простого. В структуре же простого общества формируются элементы будущих религиозных систем:  табу ( как первые моральные нормы), тотемизм, магия   Конечно, данная модель структуры может признаваться не всеми философами, но она довольно убедительна и покрывает собой в основном то, что принято называть духовной сферой человечества, а процессы, которые в ней происходят - духовной жизнью человечества.
Эта сфера отличается в различных частях макросоциума и мирового социума. Будучи надстройкой над реальными социальными отношениями, духовная сфера отражает либо прогресс (развитие), либо регресс (деградацию) человека и/или отдельных частей социума (социальных групп и целых цивилизаций).
        История иллюстрирует: прогрессирование никогда не было тотальным. Отдельные части социума прогрессируют, некоторые останавливаются в своём развитии, некоторые деградируют (каким-то образом возвращаются в прошлое). Даже в условиях одной цивилизации и формации разные части социума развиваются, а другие деградируют: интеллектуальное развитие свободных (как правило, рабовладельцев) в Древних Греции и Риме реализовалось за счёт деградации рабов. В современных условиях относительное богатство  Севера обусловлено веками функционирующей системы ограбления его Югом.
    Формирование мирового рынка, стягивающего экономически части мирового социума (социально-антропологического пространства), не останавливает неравномерного развития его частей. Пандемия короновируса подтвердила формирование человечества как единой биологической популяции, но этнически, социально-экономически и духовно оно (человечество) продолжает оставаться неорганической целостностью. Его отдельные части (пазлы) не складываются в единую целостную картину (целостную социально-антропологическую систему). А прогресс, достигаемый за счёт регресса других частей человечества, не может считаться настоящим реальным его прогрессом. Не может человечество также совершенствоваться и за счёт деградации природы.
   Но вернёмся к структуре форм общественного сознания: каждая форма в том или ином современном развитом социуме имеет свои организации (религиозные, политические, правовые, научные и правовые..), реализующие институциональные  функции.  И только одна форма общественного сознания  лишена  такого обладания. Ею является мораль (полагаем, что социум в целом в совокупности всех его организаций всегда и есть институт и организация реализующая функции морали противоречиво и непрерывно). В сложном обществе единой морали никогда не было. Разные нравственно-моральные систем - зародыши или  реликты новых и старых систем. Сложное общество – всегда социальная борьба.   
     Конечно, традиционно функции института морали берут на себя религии, их организации. Они и сейчас служат интересам господствующих социальных групп,  но в связи с процессом секуляризации роль религий в выполнении функции нравственного воспитания слабеет. Она переходит к семье , школе, но и они переживают кризисные толчки. Тем не менее, доминирующие в социуме социальные группы продолжают навязывать управляемым свою мораль.  Теперь главными каналами пропаганды своей морали они делают, находящиеся в их руках СМИ и организации культуры,  контент которых они  заполняют низкопробными произведениями искусства, вымыслом, спамом. К истинным духовным ценностям пробиться простым людям в так называемом свободном западном обществе довольно сложно. Их (простых людей) духовная жизнь искусственно обедняется.  И это порождает тревожную антропологическую ситуацию: в человеческом бытии нарастает разрыв между орудийным (технологическим)  вооружением, (беспощадным бытийствованием вещей) и уровнем нравственно-морального развития человека. Попытки разрешения этой ситуации предпринимаются теми социумами, которые стремятся развиваться в направлении к социализму и в качестве приоритета выбирают доступное для всех членов общества духовное развитие в гармонии с природой.
Выводы: Да, социализму не удалось укрепиться на планете в качестве ведущего общественного строя, но и драма Советского Союза не стала безусловной победой капитализма. Эта «пиррова победа» обнажила с большей чёткостью духовную нищету мира господства частной собственности (наживы, капитала) безграничного бытийствования вещей, которые вытесняют подлинную человеческую жизнь. Налицо антропологический кризис. Этот кризис может быстро закончиться в горячей войне. Но тогда действительно наступит конец истории, или будет длиться долго-долго пока, наконец, человечество не выкарабкается из него (антропологического кризиса), вернувшись к социальным отношениям по принципам простого общества: «Все люди – братья».