Запоминалки

Валерий Ларичев
Когда-то я стал студентом мединститута… и начался кошмар. Латыни мы не знали и только приступили к её изучению, но на кафедрах анатомии и биологии не могли ждать, когда мы её освоим, и обрушили на нас поток дурацких, ничего для нас не значащих, латинских слов-терминов. И поток этот увеличивался и разрастался лавинообразно с каждым занятием на этих кафедрах.
Тупая зубрёжка слов, о которые, порой, язык сломаешь. Не успел выучить предыдущую порцию, а на тебя наваливается уже новая. От преподавателей же никакой поблажки: «Учи! Запоминай! Не выучил – отработка!» (дополнительное занятие во внеучебное время, которого и без того катастрофически не хватает).
А на других кафедрах (история КПСС, физики, химии общей, химии аналитической, химии органической, гистологии, иняза, того же латинского языка) ездят по студенческим мозгам с не меньшим азартом и усердием и за каждую оплошность и незнание – отработка.
А чтобы мало не показалось, остатки скудного свободного времени «добивали» общественной работой: комсомольские мероприятия, дежурства в корпусах вуза, субботники-воскресники, рейды ДНД по выходным вечерам.
И вот на кафедре биологии наступил завал… Проходили паразитологию, глистов. Как бы хорошо ты ни рассказал цикл развития того или иного глиста, если не можешь произнести его латинского имени, – всё, проезжай, водитель, отработка!
И вот… Поздний вечер, завтра занятие по биологии, уже пара отработок есть, больше пролетать нельзя. Готовлюсь, загоняю в голову латинские названия этой дряни, но память зависла, свободные ячейки кончились, ступор наступил на власоглаве. Мелкий червячок, головной конец которого очень тонок, как волос, а хвостовой конец утолщён. Латинское название Trichocephalus trichiurus (трихоцефалюс трихиурус). Запомнить не получается, хоть плачь. Всё. Перемкнуло. Надоело. А не выучить нельзя. И начал я этот бред раскладывать по слогам, препарировать.
Получилось следующее:
три – цифра, 3;
хо – кусочек смеха, «Хо-хо-хо!»;
це – часть от мухи цеце, нам ею перед глистами головы засоряли;
фалюс – этот набор букв моя память автоматом сама без напряга добавляла к предыдущим три-хо-це;
и далее:
три – снова цифра 3;
хи – опять часть смеха, но другим тоном «Хи-хи-хи!»;
у – особых проблем не вызывала и пристёгивалась к предыдущей цепочке легко;
рус – это был 1969 год… Во всех газетах, в ящике, из радио, на политзанятиях… Фидель Кастро Рус! «Куба - любовь моя!..».
На другой день на занятии на кафедре биологии преподаватель начала гонять по названиям всевозможных червей, и я их без запинки ей озвучивал, дошла очередь до власоглава… Я медленно, не спеша, вспоминая разработанную схему, почти по слогам произнёс: «три-хо-це-фалюс-три-хи-у-рус». Yes!!! Итоговое сдал. После этого в группе рассказал своё мнемоническое правило, одногруппники сползли под столы.
Это уже потом, позже, я узнал и понял, что трих-, трихо- от греческого trix, trichos – волос, а цефал- цефало-, кефал-, кефало- от греческого же kephale – голова.
С тех пор минуло более сорока лет, и я забыл латинские названия почти всех глистов, но, разбудив меня среди ночи, спросите, как будет по-латыни «власоглав», и я без запинки произнесу «трихоцефалюс трихиурус» (Trichocephalus trichiurus).
Название ещё одного гельминта врезалось в память навсегда благодаря мнемоническому правилу-анекдоту.
Пришла на приём к участковому педиатру мать-одиночка, у которой ребёнок заболел. Доктор обследовал дитя, выявил у него гименолепидоз (глистная инвазия карликовым цепнем, Hymenolepis nana) и делает запись в карте развития ребёнка: «Hymenolepis nana» (гименолепис нана), а мамка, пытаясь расшифровать каракули врача, читает: «Нужен папа».
(2012)