Космонавт

Валерий Ларичев
Зато мы делаем ракеты,
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!
(Визбор Ю.И.)

Завтра день космонавтики!
55 лет назад, 12 апреля 1961 года, человек вырвался в космос! Этот космический прорыв был совершён моей советской страной. Первым посланцем человечества в космос был гражданин Союза Советских Социалистических Республик Юрий Алексеевич Гагарин!
Я помню это событие. Ликование народа было невероятным, прекратились занятия в школах, прервалась работа во многих учреждениях и даже на заводах, где было не непрерывное производство,.. люди вышли на улицы, смеялись, поздравляли друг друга, обнимались, пели песни... Казалось, что восторгом и гордостью был пропитан весь вдыхаемый нами воздух.
Потом от многих, кто постарше, из военного поколения, неоднократно слышал, что подобное же всенародное ликование было 9 мая 1945 года.
И далее пошло и поехало! 6 августа в том же 1961 году полёт Германа Степановича Титова. Через год, 11 августа, за пределы Земли слетал Андриан Григорьевич Николаев, а на другой день Павел Романович Попович. Ещё через год, 14 июня 1963 года, Валерий Фёдорович Быковский, и через день, 16 июня, первая женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова!..
Пиндостан лез из кожи, рвал задницу, чтобы догнать, но Советский Союз решительно уходил вперёд, увеличивая разрыв и делая для пиндосов "догнать" всё более призрачным. Беднягам пришлось даже призвать на помощь Голливуд.
Страна Советов радовалась, праздновала, гордилась, но случались и трагедии, и тогда все горевали, плакали, скорбели. 24 апреля 1967 года первый чёрный день в истории советской космонавтики – погиб Владимир Михайлович Комаров.
Количество советских космонавтов неуклонно росло, но мы всех их помнили, знали по именам, очерёдности полётов, по составу экипажей.
Дети бредили космосом, мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. И, конечно же, становились жертвами своего детского космоса, ибо он хоть и детский, но, порой, не менее коварный, чем космос взрослых.
В связи с этим вспоминается история об одном таком "космонавте".

Как-то вечером коллега, работавший в областной детской больнице, возвращался из райцентра, где был в служебной командировке. В те далёкие советские времена врачи областных больниц курировали лечебные учреждения райцентров области, регулярно их посещали, помогали наладить работу, консультировали сложных больных и т.п.
Придя на автостанцию, наш куратор вошёл в автобус, который должен был вернуть его домой в областной центр. На улице уже смеркалось и в салоне автобуса был полумрак, водитель ещё не включил освещение. Несколько мест уже были заняты пассажирами, кто-то тихо переговаривался между собой, кто-то сидел молча. Постепенно салон автобуса заполнялся людьми.
Когда коллега заходил в автобус, то обратил внимание, что на первом сидении, сразу слева от входа, ближе к проходу сидела женщина, а рядом с ней, у окна на сидении, пребывал некий оковалок. Оковалок был близок к цилиндрической форме, на сидении располагался вертикально, верхняя часть его была укутана серым пуховым платком, а средне-нижняя часть завёрнута в серое же детское пальтишко. Багаж какой-то, подумал коллега, завёрнутый в подвернувшиеся под руку тряпки.
Наш пассажир прошёл вглубь салона и уселся у свободного окошка. Рассмотрел присутствующих спутников, зевнул и, в ожидании времени отправки автобуса, начал было подрёмывать.
Вдруг на весь салон, откуда-то спереди от входа, со стороны водительской кабины раздался громкий, невероятнейшего звучания голос. Тембр его был явно детским, но звучание потрясающе необычным. Голос раздался то ли из колодца или трубы, или из бочки, выварки, ведра, например, но, однозначно, в нём присутствовал металлический оттенок.
Все, даже полусонные, пассажиры встрепенулись и обратили свои взоры в сторону голоса. А голос вопросил:
– Мамо, дэ мы?
Женщина, сидевшая возле оковалка, чуть не подпрыгнула и, обернувшись к нему, вскрикнула на весь автобус:
– Дэ мы, дэ мы?! У сраци!!!
Далее смех и веселье на весь автобус.
Оказалось, что оковалок – это мальчишка восьми-девяти лет. Мечтая о космосе и ракетах, бороздящих космическое пространство, мальчуган, вообразив себя космонавтом, надел на голову шлем скафандра. А что ешё сельский ребёнок может приспособить себе под скафандровский шлем, как не чугунок?! Пацан взял мамкин-бабушкин чугунок и напялил его себе на голову.
Когда же полёт в космос завершился и наш космонавт вернулся на землю, оказалось, что шлем от скафандра с головы не снимается. У мамки будущего космонавта также не получилось освободить голову сына из чугунка. Чугунок снимали всей семьёй: мама, папа, бабушка, дедушка, но он не желал освобождать голову ребёнка и согласен был уйти с тела только вместе с головой. На помощь были призваны соседи, потом включились сельские умельцы с золотыми руками, но чугунок решительно не желал расстаться с ролью космического шлема...
Когда попытки всего села освободить ребёнка из чугуновского плена оказались безуспешными, героя космоса привезли в больницу райцентра. Врачам из районной больницы тоже не повезло, вытащить мальчугана из чугунка, оккупировавшего его голову, не получилось. Тогда местные эскулапы и направили бедолагу в областной центр. Но не везти же ребёнка в другой город с открытым чугунком на голове! Поэтому чугунная шапка была завёрнута пуховым платком, на ребёнка надели пальтишко – получился оковалок. Так и повезли в областной центр.
В направлении в областную детскую больницу диагноз местных врачей был прописан так: "Голова в инородном теле".
(2016)