Асы кубанского неба ч. 1

Николай Мринский
На фото 1943-1944 г. А.И. Покрышкин с сослуживцами.

Действия авиации сами по себе были не способны оказывать решающее влияние на ход войны 1941-1945 гг., но авиаподдержка приобрела неоценимое значение при проведении любой войсковой операции. В Полевом уставе Красной Армии было записано: "Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции". При всей важности действий истребителей основную роль в уничтожении живой силы и техники, узлов обороны, транспортных узлов и иных наземных объектов врага играла бомбардировочная и штурмовая авиация. За период ВОВ в рядах ВВС РККА проходили службу свыше 74200 лётчиков. 2271 из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. При этом, больше всего Героев дали стране представители штурмовой авиации - 860, затем шли истребители - 836, бомбардировщики - 203, разведчики - 86, пилоты транспортной авиации - 23, воздушные стрелки - 18, военкомы и политработники - 16 чел. Из 65 авиаторов награждённых двумя медалями "Золотая Звезда", лётчики-штурмовики также занимают ведущее место - 27 чел., затем идут истребители - 26 и бомбардировщики - 10 чел. Два прославленных известных воздушных аса стали трижды Героями Советского Союза. Многие лётчики штурмовой авиации, так же как и истребительной, имели на своём счету по несколько воздушных побед. Имели их и отдельные пилоты бомбардировочной авиации, но значительно меньше. При этом, довольно часто в наградных листах лётчиков-бомбардировщиков в список воздушных побед заносились вражеские самолёты сбитые всеми членами экипажа данного бомбардировщика.

Это было связано с тем, что многие пилоты просто не имели физической возможности вести огонь по врагу, из-за отсутствия доступа к стрелковому оружию; например СБ, Ил-4 и Ер-2). В этом большом материале речь пойдёт о наиболее выдающихся советских лётчиках-асах, явивших миру невиданную ратную доблесть. Они наша гордость и наследие, слава той, незабытой страны... На основе документальных данных найдут отражение сведения о самых результативных истребителях, одержавших в воздушных боях за Кубань пять и более личных побед. Справка: Ас - мастер воздушного боя, от фр. as - туз; первый в своей области. Это слово впервые было использовано в Первую мировую войну, так стали называть пилотов, исключительно хорошо владевших искусством пилотирования и воздушного боя, сбивших не менее 5 самолетов врага. По другой версии, слово ас происходит из древней германо-скандинавской мифологии – от слова Асы, боги жившие в небесном городе Асгард. Чтобы понять, что представляла собой воздушная битва за Кубань, надо ознакомиться с соотношением сил противоборствующих сторон, и прежде всего истребителей. К началу решающего советского наступления люфтваффе располагали на этом участке фронта двумя истребительными эскадрами. II./JG3 c 5 апреля по 1 мая и с 7 по 16 мая 1943 г. базировалась на аэродромах Керчь и Анапа, III./JG3 с 5 по 26 апреля базировалась на аэродроме Керчь-4, I./JG52 c 5 по 29 апреля базировалась на аэродромах Керчь и Тамань и с 16 по 24 мая – на аэродромах Анапа и станица Гостагаевская, II./JG52 с 27 апреля по 14 августа находилась на аэродроме Анапа, и III./JG52 с 1 по 31 марта базировалась в Керчи, а с 1 апреля по 2 июля – в Тамани.

В истребительных немецких эскадрах по штату на тот период времени должно было находиться 102 истребителя Bf-109G-2/G-4. Но, по данным немецких историков, реально люфтваффе располагали на Кубани не более чем 60–70 боеготовыми истребителями, и только в наиболее критические периоды их количество доходило до 80–90 машин. К тому же обе эскадры периодически отвлекались для выполнения боевых задач на северном побережье Азовского моря, в районе «Миус-фронта» и харьковском направлении, где в то же время также велись напряжённые воздушные бои. Зато практически весь период боев на Кубани находились две истребительных эскадрильи германских союзников – словаков и хорватов – 13(Slow)./JG52 и 15(Croat)./JG52. Каждая из них в среднем насчитывала по 10–12 боеготовых истребителей Bf-109G-2/G-4. Надо отметить, что эти союзники не проявляли особого рвения к участию в воздушных схватках, а порой просто уклонялись от боёв. А некоторые при первом же удобном случае норовили дезертировать, пополняя тем самым советский трофейный парк авиатехники новыми образцами немецкого авиапрома. «Новейших», как у нас считалось, немецких истребителей FW-190A на этом участке Восточного фронта не было совсем, хотя они часто упоминаются в сводках и мемуарах. Но зато там были «фокке-вульфы» из штурмовой авиагруппы II./Sch.G1. Её летчики не владели даже минимальными навыками воздушного боя и занимались только нанесением бомбово-штурмовыми ударами по советским войскам. За весь период боев на Кубани немецкие штурмовики заявили всего об одном сбитом советском самолете.

Что касается советской истребительной авиации, то уже к началу воздушных сражений на Кубани она была представлена тремя авиадивизиями. В состав 216-й САД входили 42-й ГИАП (бывший 8-й ИАП), 45-й ИАП и 288-й БАП (был последним бомбардировочным полком, воевавшим на Су-2). 236-я ИАД, состав полков в которой неоднократно менялся, вела боевые действия на Сев. Кавказе ещё с августа 1942 г. С 23 сентября по 20 ноября 1942 г. авиадивизия потеряла в ходе боев за Туапсе 86 самолетов (в том числе 20 – И-153) и 36 летчиков (в т. ч. командира 913-го ИАП майора И. Петренко). Зимой разбитые полки были или расформированы, или выведены в тыл. 18 декабря в состав 236-й ИАД был передан 975-й ИАП в составе 20 – И-16, а уже в январе 1943 г. – ещё два авиаполка – 611-й ИАП (имел «смешанную» матчасть – ЛаГГ-3 и И-153), и 977-й ИАП (22 – И-153). 8 марта 1943 г. 977-й полк из-за больших потерь был расформирован, а взамен в состав дивизии перешли перевооружённые на ЛаГГ-3 267-й и 269-й ИАП. В начале марта на Кубань прибыла третья авиадивизия – 229-я ИАД, которая состояла из двух истребительных полков – 84-го «А», 249-го и 926-го (все они имели на вооружении истребители ЛаГГ-3). Кроме того, на Кубани с самого начала битвы действовало и несколько истребительных полков, входивших в состав штурмовых и бомбардировочных авиадивизий. К примеру, в 230-й ШАД был «свой» 979-й ИАП, занимавшийся в основном эскортом Ил-2, а 219-я БАД в начале марта получила 298-й ИАП, основной задачей которого стало сопровождение бомбардировщиков А-20.

Таким образом, к середине марта на Кубани находилось 11 истребительных полков, в которых насчитывалось около 200 боеготовых истребителей. Помимо этого довольно мощные ВВС ЧФ выделили для поддержки наступления на Кубани четыре своих истребительных авиаполка – 6-й ГИАП (Як-1), 7-й ИАП (ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7), 25-й ИАП (Як-1 и ЛаГГ-3), 62-й ИАП (И-15бис), а позже ещё и 11-й ГИАП, перевооружённый на новые «аэрокобры». Но район их боевой работы был ограничен в основном только приморской зоной, где немецкие истребители не проявляли особой активности. Роль эдакой «морской эскадрильи» в районе Анапы и Новороссийска в основном выполняла одна 4./JG52. В свою очередь истребительные полки ВВС ЧФ выполняли целый ряд специфических задач. Например, Р-40Е из 30-го ОМРАП помимо ведения воздушной разведки над морем занимались сопровождением конвоев у побережья Кавказа. А 62-й ИАП днем занимался противолодочным патрулированием и прикрытием с воздуха конвоев, а ночью – штурмовкой различных целей на территории противника. И не только этим. Не снималась с них задача и по обеспечению ПВО баз ЧФ в Поти и Батуми (кроме флотских истребительных авиаполков в состав Батумского района ПВО входил ещё и отдельный армейский 35-й ИАП). Всего же истребительная авиагруппа ВВС ЧФ насчитывала 75–80 истребителей «новых типов». Уже в разгар битвы за Кубань ВВС Северо-Кавказского фронта (далее СКФ) получили значительные подкрепления. В начале апреля в состав 216-й САД вошел знаменитый 16-й ГИАП, закончивший перевооружение и переподготовку на Р-39 «Аэрокобра».

229-я ИАД получила «свежий» 926-й ИАП, оснащённый истребителями ЛаГГ-3 новейшей модификации (в т. ч. с надписями «Советская Грузия»). 19 апреля из резерва Ставки ВГК сюда был переброшен 2-й смешанный авиакорпус, в состав которого входила 201-я ИАД (13-й, 236-й и 437-й ИАП). В тот же день была сформирована Геленджикская авиагруппа, в которую передали три истребительных авиадивизии (201-я, 236-я и 287-я). Окончательно переломить ситуацию в нашу пользу, по мнению командующего ВВС КА маршала авиации Александра Новикова, должна была переброска в район боевых действий 3-го истребительного авиакорпуса (далее ИАК), который состоял из двух ИАД – 265-й и 278-й. Первая насчитывала в своем составе три полностью укомплектованных ИАП (291-й, 402-й и 812-й). Вторая также состояла из трех ИАП (15, 43-й и 274-й). На следующий день на Кубань перелетела ещё одна - 287-я ИАД (4-й, 148-й и 293-й ИАП). Все прибывшие авиаполки имели на вооружении по 32 истребителя типа Як-1 и Як-7 в каждом. Таким образом, только за три дня (18–20 апреля 1943 г.) на этот участок фронта было переброшено в общей сложности 13 ИАП, т. е. почти 400 новых истребителей. Это более чем в три раза превышало количество боеготовых истребителей люфтваффе на всём южном фланге советско-германского фронта от Харькова до Новороссийска. Суммарное же превосходство в истребителях над врагом достигло пяти-шестикратного значения! Подкрепления прибывали на Кубань и в дальнейшем, причём как количественно, так и качественно. ИАП потерявшие боеспособность оперативно заменялись новыми.

Так, 25 апреля в состав 216-й САД был передан 57-й ГИАП, имевший на вооружении 32 истребителя «Спитфайр» Мк. VB. 19 мая на фронт перелетели наиболее опытные лётчики 84-го «А» ИАП, который на тот момент ещё не закончил боевую подготовку в составе 26-го запасного ИАП. 23 мая 287-я ИАД была дополнительно усилена 88-м ИАП (ЛаГГ-3), а 1–2 июня на Кубань перелетела 235-я ИАД в составе 3-го ГИАП, 181-го и 239-го ИАП. Все три авиаполка имели на вооружении истребители Ла-5. Итак, в сумме на одном относительно небольшом участке фронта одновременно действовало до 30 ИАП. И это не считая многочисленных бомбардировочных и штурмовых частей, которыми в разгар битвы лично руководил маршал Новиков. Уже этих цифр и фактов достаточно, чтобы представить масштабы воздушной битвы за Кубань и значение, которое придавали ей в Ставке ВГК и в Кремле (1).

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2020/05/30/993