Уайльд, Мориц, Стендаль

Владимир Каев
Уайльд, Мориц, Стендаль

30 мая 2020 (6)
                На самом деле искусство отражает
                не жизнь, а зрителя.
                Оскар Уайльд (1854-1900)

Читающий затерян в толпе проходящих мимо витрины произведения. Остановился, всматривается, что там, в зазеркалье. В стекле плохо различимое отражение читающего. По ту сторону содержание.

Текст тогда причастен искусству, когда по нему скользит отражение читающих. Что-то мелькает… отражение… отклик… вот оно! –

                Есть беспощадное условье
                Для всех небес, для всех лесов:
                Лицо – не птичье, не воловье,
                А отклик на далекий зов,
                Прорыв путями потайными
                Сквозь безымянность, забытьё,
                Возврат дыхания на имя,
                На собственное, на своё.
                Из безымянности туманной
                Нас к жизни вызвал сильный свет.
                И отклик, отклик постоянный –
                Вот что такое наш портрет!

Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц рождена 2 июня 1937 года. Стало быть, через несколько дней она переступит порог 84-го года. Поздравить бы…

Случай привёл меня в окрестностях 1984-го на второй этаж большого книжного магазина, что на Новом Арбате, где Мориц проводила встречу с читающей публикой. Зал небольшой, Юнна Петровна была совсем рядом. Читала стихи, начиная с детских. Кажется, говорила о намерении писать мемуары. Интереснейшая могла бы быть книга. Выстроился ряд на автографы. Подхожу, спрашиваю… ничего существенного.

Уайльд и Юнна Мориц. Связь имён зыбкая, но ведь в случайных сочетаниях всё так – то ли имеет значение, то ли просто мелькнуло, в простоте случайного.

Зачем тогда? – Так ведь вся жизнь – ничего существенного. Мало ли с кем был рядом, все мы соседи по планете… мысли смешиваются, оказываются где-то за облаками… дальше, дальше… да, планета наша со стороны голубая…


31 мая 2020 (7)
                Воспоминание об утраченном
                всегда кажется выше того,
                чего мы можем ждать от будущего.
                Фредерик Стендаль

Он же Анри Мари Бейль (23.01.1783 – 23.03.1842). Каналу "Звезда" обязан я знанием того, что Анри участвовал в походе Наполеона в Россию. Ликвидируя очередное белое пятно, отправляюсь в Сеть и понимаю, что узнавая новое, одновременно обнаруживаю (осознаю) всё больше белых пятен в историческом прошлом. Ничего нового в части определения границ собственного образования.

Занимая довольно высокую должность при генеральном интенданте наполеоновской армии, будущий Стендаль по служебным делам ездил в Оршу, Смоленск, Гжатск, Борисов, на Вязьму, был свидетелем Бородинского сражения и битвы под Березиной, пожара в Москве, разгрома и отступления наполеоновской армии. В России Анри Мари Бейль утратил иллюзии по поводу «освободительной миссии» Наполеона. Что до московских впечатлений:

"Этот город до сего времени не был знаком Европе. Между тем в нем было от шестисот до восьмисот дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж.
Все было рассчитано на жизнь в величайшей неге. Блистательная и элегантная отделка домов, свежие краски, самая лучшая английская мебель, украшающая комнаты, изящные зеркала, прелестные кровати, диваны разнообразнейших форм. Нет комнат, в которых нельзя было бы расположиться четырьмя или пятью разнообразными способами, из которых каждый давал обитателю полное удобство и очаровательнейший уют, соединенные здесь с совершенным изяществом.
Только моя счастливая и благословенная Италия давала мне такие впечатления своими старинными дворцами".
20 ноября 1812 года, Смоленск
Стендаль – Графине Бёньо
Черновик письма, отрывок – о Москве до пожара 1812 года.

Величайшая нега просочеталась с грандиозным пожаром. Откуда же любовь к Италии? – В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Вместо этого, вдохновлённый переворотом Наполеона, поступил на службу в действующую армию, где был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали для Бейля назначение на север Италии…

И с армией, и с Италией в дальнейшем было непросто, но если углубиться в тему – дня как не бывало. Для себя, конечно, что-то новое откроешь… потом забудешь. Состоятся ли последующие открытия уже открытого некогда, остаётся только гадать.

Предложенный программой эпиграф не самый удачный для воскресного утра. С утра льёт дождь, способный затушить любой пожар. Нынешняя пандемия отражается в климатических явлениях. Или наоборот, погода проливает слёзы по поводу… и без повода.

Между войной и пандемией, считаю допустимой лишь последнюю. Предводитель армии вирусов – Природа, её не сошлёшь на остров святой Елены; у неё вообще нет ничего святого, она сама святая, создатель и преобразователь, отец и сын, мать и брат, причина и следствие.

Вследствие чего считаю день воскресный начавшимся.