Язык философии

Аркадий Гуртовцев
               
 Гуртовцев А.Л.

 ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ.
О КАТЕГОРИЯХ И ПОНЯТИЯХ
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

                Эпиграф:
                “Есть только одно благо – знание,
                и только одно зло - невежество”
                Сократ, 470-399 до н.э.

Понятия реального и иллюзорного мира.
Критерий истинности знаний

Язык философии – это система ее категорий и понятий. Чтобы понимать этот язык, понимать философские рассуждения и выводы, необходимо разбираться в ее понятиях как в элементах, кирпичиках, из которых возводятся сложные умозрительные философские построения. Если эти мысленные, понятийные, словесные конструкции, рождаемые в сознании философа или любого человека, соответствуют в той или иной мере реальному миру, его законам,  то можно говорить о философии как о науке, а о философах – как об ученых или, по меньшей мере, как об исследователях. Если же эти мыслительные комбинации далеки от действительности и установленных всей совокупностью наук достоверных фактов и закономерностей, то такие философские построения, суждения, теории превращаются по сути в фантастику, в мистику, мифологию или религию. Одним словом, становится идеалистической философией, которая выводит существование материального мира, его объектов и свойств не из него самого, а из сознания человека или  предполагаемого “ума” некоего мифического божества, якобы сотворившего “из ничего” и мир, и человека в нем по своему замыслу или плану.

Человеческое сознание способно путем комбинирования неких исходных мысленных элементов или понятий (кодов) создавать бесконечное число их различных сочетаний, но это не означает, что все подобные сочетания имеют хоть какой-то смысл (например, в 8-буквенном слове русского алфавита только миллионная доля всех вариантов сочетаний букв имеет реальное значение). Безусловно, некоторые комбинации позволяют человеку планировать создание новых вещей, объектов, изобретений, ранее отсутствовавших в природе (рубило, скребок, нож, лук, стрелы, копье, колесо, колесница, пирамиды, автомобиль, ракета, телевизор, компьютер и т.п.), но большая часть всех мысленных конструкций человеческого сознания случайна, хаотична, бессмысленна или, в лучшем случае, является строительным мусором, отходами основного, созидательного, эффективного творческого процесса.

Философские ошибки и заблуждения, доходящие до философской чуши и бреда, преобладают в истории философии, а также имеют место и сегодня, в 21-м веке. Что же является критерием истины и мерилом философских прозрений, как отличить бред от верных суждений? В науке – это практика, метод, опыт, эксперимент, факты, проверенные временем законы и плодотворные теории с подтверждаемыми следствиями. То, что противоречит системе научных знаний, не может рассматриваться как правильное, верное знание, а превращается в обычное мнение, взгляд, точку зрения или художественную фантазию, т.е. в те человеческие опусы, которым несть числа. Конечно, научные знания не являются незыблемыми истинами-догмами, а, наоборот, постоянно развиваются, дополняются, изменяются. Но, уже добытые на протяжении прошедших тысячелетий научные, критически осмысленные и многократно проверенные на опыте знания, задают общее направление, тренд развитию научной картины мира, которую, в принципе, новые знания уже не способны отвергнуть или кардинально изменить, но могут лишь расширить и углубить. Именно это придает из поколения в поколение  оптимизм неугасающему человеческому познанию.

Философия, парные и непарные категории.
Философские школы

Философские категории (философия - от греч. philosophia = phileo люблю+ sophia мудрость = любовь к мудрости, любомудрие; учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; философ - мыслитель, разрабатывающий вопросы мировоззрения и методологии познания; категория - от греч. kategoria утверждение, высказывание, обвинение; признак) – это основополагающие, предельно общие и самые широкие понятия (первопонятия), отражающие в человеческом сознании всеобщие, наиболее существенные свойства и отношения объектов реального мира (предметов, вещей, тел, явлений, процессов). Многие философские категории вследствие их всеобщности можно кратко определить только через отрицание, т.е. через их отношение к соответствующим противоположным категориям.

Такие категории образуют пары противоположностей, или оппозиций (от лат. oppositio противопоставление; первые 10 пар оппозиций - “предел - беспредельное”, “нечет - чет”, “единое - многое”, ”правое - левое”, ”мужское - женское”, ”покой -движение”, ”прямое - кривое”, ”свет - тьма”, ”доброе - злое” и ”квадрат-прямоугольник” были впервые сформулированы в 6-5 вв. до н.э. в Древней Греции пифагорейцами, которые стремились “объяснить многое с помощью немного”). К первопонятиям относят, например, категории материи и сознания, многого и единого, прерывного и непрерывного, части и целого, единичного и общего, конкретного и абстрактного, содержания и формы, движения и покоя, качества и количества, необходимости и случайности, возможности и действительности, сущности и явления, причины и следствия. Вместе с тем, есть и непарные, одиночные категории, которые отражают не качественные, а количественные отношения объектов (например, категории пространства и времени не являются противоположностями, но определяют различные количественные отношения движения материи; пространство и время как свойства материи вне материи не имеют самостоятельного физического смысла).

 Первые философы природы, или физики (от греч. physis природа; позднее их назвали натурфилософами - от лат. natura природа) пытались объяснить весь мир с помощью конкретных понятий ограниченной общности. Так, родоначальник античной науки и философии, основатель философской милетской школы Фалес (ок.624-546 до н.э.; г. Милет, Иония, юго-западное, эгейское побережье Малой Азии - территория современной Турции) возводил все многообразие природы к единой материальной первостихии  - воде, а Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.), ученик Анаксимандра (ок.610-546 до н.э.; милетец, родственник и ученик Фалеса; дал первую формулировку закона сохранения энергии), - воздуху и его сгущениям-разрежениям, как причине всех качественных изменений в мире. Позднее Гераклит Эфесский (ок.554-483 до н.э.; г. Эфес, расположен севернее Милета, Иония), один из основоположников диалектики (от греч. dialektike искусство вести спор; учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления) как учения о развитии природы, объяснял изменения мира через движение огня .

Первые попытки объяснить мир с помощью философских понятий предельной общности (бытие, небытие, нечто, ничто и др.), категорий, были предприняты в 6-5 вв. до н.э. элеатами - философами-метафизиками (от греч. meta ta physika после физики; метод мышления, противоположный диалектике, рассматривающий явления действительности не в их историческом и логическом развитии, не в процессе становления и взаимной связи, а, наоборот, - раздельно, изолированно, вне процесса изменения, в состоянии покоя) элейской школы, основанной в греческой колонии на юге Италии, в г. Элея Ксенофаном Колофонским (ок.570-480 до н.э.; выходец из г. Колофона, расположенного к северу от Эфеса, Иония; слушатель Анаксимандра; первый из философов выступил с учением о единcтве, вечности и неизменяемости сущего: “ всё [многое] есть одно”). Её представители: Парменид (ок.540-460 до н.э.; элеец; ученик Ксенофана и пифагорейцев); ученик Парменида Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.), который стал основателем античной диалектики как искусства спора; последний крупный представитель школы Мелисс Самосский (середина 5 в. до н.э.; о. Самос, Иония). В античности (от лат. antiquus древний; период истории и культуры древних греков и римлян) философские категории была исследованы, развиты и систематизированы в трудах древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля Стагирита (384-322 до н.э.; выходец из г. Стагира, Македония, п-ов Халкидики; слушатель и преподаватель Академии Платона в Афинах на протяжении 20 лет; основал в 335 г. до н.э. на окраине Афин, в Ликее, свою собственную философскую школу перипатетиков - от греч. peripatos крытая галерея, в которой преподавание велось во время прогулок в галерее, - крупнейший центр античной науки). 

Свойства категорий. Классы объектов.
Индукция и дедукция

Категории как наиболее общие понятия позволяют в краткой, сжатой форме описывать очень большое, в пределе неограниченное количество однородных и разнородных объектов, их свойств и отношений, т.е. классы объектов (класс объектов - это совокупность, множество объектов, их  свойств или отношений, имеющих, по крайней мере, хоть одно общее свойство или отношение, на основе которого объекты можно объединить в общий  класс, обозначив его именем соответствующего общего понятия или категории). Тем самым мысль, выраженная в категориях, позволяет охватить, объяснить и понять не только отдельные элементы мира (от лат. elementum стихия, первоначальное вещество; составная часть чего-либо), не только конкретные единичные или общие объекты и части мира, но и мир в целом (нем. философ 18-19 вв. Георг Гегель, создатель теории диалектики понятий, в предисловии к своему главному труду “Наука логики” писал: ”категории…ввиду своей всеобщности служат сокращениями; ведь какое бесконечное множество частностей внешнего существования и деятельности объемлют  собой представления [категории]: битва, война, народ…они служат для более точного определения и нахождения предметных отношений…”).

Категории позволяют строить познание и объяснение мира дедуктивным методом (от лат. deductio выведение) - логическим рассуждением от общего к частному и единичному. Дедукция – это способ исследования и изложения, при котором частные положения (например, следствия или теоремы) логически выводятся из общих положений - аксиом, постулатов, гипотез, правил, законов. Первым примером дедуктивного способа мышления в истории греческой и европейской мысли стала метафизика Парменида. Дедуктивный метод познания дополняет противоположный ему индуктивный метод (от лат. unductio наведение) - логическое рассуждение от единичного и частного к общему. Индукция - это способ исследования и изложения, при котором от наблюдения частных, единичных случаев и фактов, от экспериментальных данных и частных положений переходят к обобщениям, т.е. установлению общих положений, выводов, гипотез, принципов и законов. Дедукция и индукция  являются для человека основными методами логического постижения мира и главными логическими средствами доказательства в науке.

 Философские категории определяют базовые уровни, или ступени, познания человеком природы, общества и самого себя. Они являются важнейшим элементом научного мировоззрения. Русский философ Владимир Ульянов-Ленин в своих “Философских тетрадях” так выразил эту важную мысль: “Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладеть ею”. Помимо категорий философии, известны категории отдельных, частных наук и общенаучные, а также категории культуры и практики. Категории являются одной из основных форм логического процесса мышления, его организующим началом, или принципом (от лат. principium основа, начало).

Вся сложная и многообразная система современных человеческих понятий строится на фундаменте соответствующих категорий. Философские категории, как формы языка и мышления, сформировались в общественном сознании не сразу, не одномоментно, а в длительном историческом процессе общественной практики - обобщения опыта познания и трудовой деятельности людей. Эта практика значительно способствовала (причем вопреки постоянному тормозящему влиянию мифологического и религиозного сознания масс) развитию и успехам человеческого разума, мыслящего посредством понятий и категорий.  Разум является главным условием познания и преобразования мира. Без него человек оставался бы до сих пор в первобытном состоянии и мало чем отличался бы от обезьян!

Категории прошлого и сегодняшнего дня не являются раз и навсегда застывшими понятиями, или догмами, однажды определенными и принятыми на веру на вечные времена. К примеру, за последние два столетия физика дополнила категорию материи принципиально новым объективным содержанием: к многовековому пониманию материи исключительно в форме вещества добавилось понимание материи в форме поля - новой, ранее неизвестной реальности, противоположной веществу по ряду свойств. Следует заметить, что еще Фалес, наблюдая в 6 в. до н.э. за движением куска железа при приближении к нему камня из Магнесии - магнесита, и за прилипанием шерстяной нитки к янтарю, натертому тканью, фактически видел проявления двух видов этой скрытой реальности: магнитного и электростатического полей. Но для философа непонятные явления стали лишь примером “одушевлённости неодушевлённого”, т.е. “фактом” наличия “души” как источника движения у магнита и янтаря. Дальнейшее развитие категорий, их обновление, уточнение, переосмысление и обогащение новыми конкретными знаниями связано с активным познанием и практикой нынешнего состава человечества и его потомков.

Формальная и диалектическая логика.
Качество и количество. Интенсивные и неинтенсивные свойства

Категории являются понятиями логики (от греч. logike; наука о законах и формах мышления). Традиционная, или формальная, логика изучает формы мыслей и формы их сочетаний, отвлекаясь от конкретного содержания понятий, суждений и умозаключений. Диалектическая логика изучает мышление в его развитии, противоречиях, единстве формы и содержания. Все, о чем можно мыслить, в логике называют предметом мысли. Такими предметами в первую очередь становятся объекты реального мира, их свойства и отношения (необходимо всегда помнить, что сам объект и мысль о нем, или предмет мысли, при всей их общности и близости, отличаются друг от друга, они не тождественны друг другу, т.е. не обладают полным сходством, равенством, вопреки мнению того же Парменида, считавшего, что “бытие и мышление тождественны”). Свойства являются внешним проявлением качества объектов. Качество - это неотделимая от объекта его существенная определенность, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом.

Качество дает возможность отличать один объект от другого, и благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Каждый объект - это единство качества и количества, причем изменение качества означает коренное изменение самого объекта (но изменение отдельных свойств объекта еще не означает изменение его качества). Качество объекта обнаруживается в бесчисленной совокупности его свойств, вытекающих из внутренних и внешних существенных особенностей самого объекта. Объект не состоит из свойств, а обладает ими: существуют не качества и свойства сами по себе, а только объекты, обладающие качествами и свойствами. Свойство объекта - это проявление той или иной определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии, т.е. всякое свойство не абсолютно, а относительно.

Например, если вода при нормальном атмосферном давлении и температуре выше нуля, но ниже ста градусов по Цельсию, является жидкостью, то при нагреве до ста градусов и выше она кипит, превращаясь в пар - газ, а при температуре ниже нуля градусов замерзает, превращаясь в лёд - твердое тело. Таким образом, вода, в зависимости от отношений с другими объектами среды - нагревателями или холодильниками - может иметь физические свойства твердого, жидкого или газообразного тела, причем, меняя отдельные свойства, вода не меняет свое качество, определяемое ее химической формулой H2О. Её качество изменится, и она перестанет быть водой при электролизе: разложении на молекулы водорода H2 и кислорода O2.

Свойства объектов подразделяют на неинтенсивные (противоположные), у которых отсутствуют какие-либо количественные характеристики и имеется только две градации самого свойства: его наличие или отсутствие (например, живой - неживой, верующий - неверующий, условный - безусловный, логичный - алогичный), и интенсивные (количественные), которые имеют количественное измерение (например, масса, объем, плотность, температура, скорость). Свойства объектов позволяют устанавливать сходство и различие между самими объектами, т.е. отличать их друг от друга.

Отношение объекта - это его взаимосвязь и взаимозависимость с другими объектами, проявляющаяся в виде неинтенсивных или интенсивных свойств самих объектов (объект, взятый в разных взаимосвязях - отношениях, выявляет различные свойства), и количественных отношений между объектами, которые выражаются в числах (как и  интенсивные свойства), равенствах, неравенствах и других математических зависимостях. Например, если для трех объектов - городов Брест (Б), Минск и Москва (М) рассмотреть в качестве отношения между ними расстояние S до Минска (соответственно SБ и SМ), то это отношение можно выразить неравенством SБ < SМ.

Особенности объектов. Общие и отличительные,
существенные  и несущественные признаки

Свойства  и отношения предметов мысли называют признаками. Признак - это непосредственно само свойство и отношение предмета или косвенный показатель, примета, знак, по которым можно  узнать и определить свойства и отношения предмета. Мыслимый признак есть отражение в сознании признака самого объекта. Множественность признаков любого объекта реального мира связана с тем обстоятельством, что каждый из объектов существует в таком мире не сам по себе, не изолированно, не независимо от других объектов, а только в единстве, в многочисленных взаимодействиях, взаимосвязях и взаимоотношениях с ними. Именно эти взаимосвязи и определяют те или иные признаки объектов.

Человек отличает один объект от другого, пользуясь их особенностями (от рус. особенный;  не такой, как все, не обыкновенный), которые проявляются в виде специфических, индивидуальных - отличительных признаков, т.е. признаков, принадлежащих данному объекту и отличающих его от других объектов. Такие признаки подразделяют на  существенные, используемые для выделения объектов в классы, и несущественные, которые не используются для указанной цели (не каждый отличительный признак является существенным). Признаки, которые присущи не только данному объекту, но и другим, называют неотличительными признаками. Например, неотличительным признаком для всех объектов реального мира является их материальность, а отличия материальных объектов друг от друга определяются уже конкретными формами, видами и состояниями материи, создающей эти объекты.

Признаки объектов не существуют в отдельности от самих объектов, но мысль их  отделяет (абстрагирует) от объектов, делая их частью предметов мысли, соответствующих этим объектам. Первая, самая начальная, практическая ступень познания любого объекта заключается в том, чтобы его найти в окружающем реальном мире среди множества других объектов, выделить (изолировать от окружения, “оборвать” лишние связи со средой) и определить его (ограничить объект как предмет мысли, как образ или понятие, оставив лишь существенные отличительные признаки, и отбросив остальные как несущественные). Далеко не всегда эти три задачи так элементарны и тривиальны, как, например, поиск в лесу какого-то особого дерева. При решении каждой из них искомый объект необходимо постоянно сравнивать с другими, в первую очередь близкими, однородными, похожими на него объектами (объектами того же рода и вида), и устанавливать по отношению к ним его общие и отличительные признаки. Наличие у каждого объекта реальности ряда признаков, общих с другими объектами, и ряда признаков, которыми он отличается от них, является следствием материального единства мира.

В разорванном, бессвязном, нематериальном мире возможным стало бы существование “объектов”, не имеющих между собой ничего общего, т.е. принципиально несравнимых друг с другом, а потому и непознаваемых (примером таких “объектов” могут служить многие образы мифологии и религии, в частности, сторукие великаны, многоголовые гидры, огнедышащие драконы, люди-лошади, или кентавры, нимфы, богини, боги, демоны, ангелы и другие сверхъестественные сущности, “обитающие” лишь в сознании верующих, но только не в действительности). Даже в реальном, материальном мире, в условиях минимальной, локальной изоляции живых организмов на узкоограниченной территории, наблюдаются значительный рост их отличий от аналогичных организмов остального мира (это явление называют эндемизмом - от греч. endemos местный, а сами организмы - эндемиками, т.е. встречающимися только в определенной местности).

Определение общих понятий. Существенные признаки понятия.
Необходимые и достаточные условия

Категории являются предельным видом общих понятий, т.е. понятий, отражающих признаки, общие для определенного класса предметов мысли. Слово “понятие” происходит от глагола “понимать” (человек понимает предмет, или имеет о нем понятие, тогда, когда он знает свойства предмета, его отношения с другими предметами и отличия от них). Понятие - это основная структурная единица мышления, отправная точка и средство дальнейшего роста познания. Общее понятие в сжатой и общезначимой форме содержит в себе знание о большом количестве предметов. Через понятие человек освобождает свою память от необходимости запоминать все повторяющееся и однородное, т.е. выполняет количественное сокращение предметов, а отвлекаясь от частностей и несущественных свойств, производит и качественное сокращение предметов мысли.

Сокращая и обобщая в понятии данные чувственного опыта, человек делает возможным накопление, обработку и передачу огромного объема знаний от одного индивидуума к другому, от одного поколения людей к другому, от предков к потомкам. Формой существования понятия в человеческом сознании является слово. Любые понятия выражаются и закрепляются в языковой форме в виде слов (философ-материалист 16-17 вв. Фрэнсис Бэкон говорил, что “слова суть знаки понятий”), или имен (имя - знак или выражение, называющее  предмет мысли; собственное имя называет индивидуальный предмет мысли, а общее имя - любой предмет некоторого класса). Имена понятий выражаются в виде отдельных слов, или простых имен (например, “природа”, “атом”), в виде простых словосочетаний, или сложных имен (например, “философские категории”, “животный мир”), и в виде сложных словосочетаний, или дескрипторных (от лат.descriptor описывать), описательных имен (например, ”то, что отличается тем-то и тем-то”).

 Понятие есть мысль, фиксирующая в обобщенной форме в сознании человека существенные признаки объектов действительности. Мысль всегда раскрывает нам только какую-то часть содержания объекта, и поэтому она беднее объекта, а сам объект, наоборот, всегда богаче содержанием, чем наша мысль о нем. Каждый объект имеет бесчисленное множество признаков, но мысль, выраженная в понятии, отражает лишь их некоторую, малую часть. Именно поэтому нельзя говорить о тождестве (полном сходстве, безусловном равенстве) объекта и понятия о нем. Но, в историческом процессе познания действительного мира и самого человека наше знание о реальных объектах, выраженное в мышлении через систему понятий, все ближе и ближе становится к объекту, все полнее, глубже и точнее отражает все его реальные признаки и сущность, приближаясь к истине как тождеству объекта и мысли о нем (только в такой отдаленной перспективе справедлив вывод Парменида о тождестве мысли и бытия).

Несмотря на то, что каждый объект реальности имеет неисчислимое множество признаков (свойств, отношений), для научного познания достаточно, если из всего их многообразия мысль выделит в понятие об объекте только некоторые из них. Это главные, существенные признаки, наиболее важные с точки зрения исследователя (деятельность людей всегда определяется их потребностями, интересами, целями, и поэтому существенным в каждом конкретном случае признается то, что соответствует этим целям, т.е. выбор существенного в общем случае относителен, условен). Принципиально важно, чтобы мысль выделила признаки объекта не произвольным образом, а таким, чтобы каждый из них был бы необходим (некоторое условие считается необходимым, если  данное  событие, или факт, не может иметь места без этого условия), а все они, вместе взятые, были бы достаточны (некоторое условие считается достаточным, если данное событие, или факт, обязательно имеет место при этом условии) для отличия выбранного объекта от других. Такое требование определения понятия называют условием необходимости и достаточности.

Группа независимых друг от друга признаков, выделенная по условию необходимости и достаточности, образует существенные признаки понятия. Именно они входят в научное определение понятия об объекте, придавая такому понятию и его определению качество однозначности, ясности, четкости (ненаучные, бытовые определения понятий, не учитывающие условий необходимости и достаточности, лишены этого качества: они, как правило, размыты, двусмысленны, неоднозначны). Несмотря на условный характер выбора группы существенных признаков, сами они не представляют из себя нечто условное, имеющее значение только для человека, отличающего одни объекты от других. Эти признаки отражают действительно существующие, реальные признаки объектов, а понятие лишь выбирает, выделяет из всего множества реальных признаков объекта ту их группу, которая характеризует объект с точки зрения его изучения (только в этом смысле существенность признаков относительна).

Классы и подклассы объектов и предметов мысли.
Родовые и видовые классы

Понятия отражают общие признаки предметов тех или иных классов логики и сами классы в целом (например, понятие “человек” обозначает класс людей, общими признаками которых являются владение речью, способность к мышлению, целесообразная трудовая деятельность и т.д.). Для одного и того же объекта можно указать, в зависимости от целей исследования, много групп существенных признаков, каждая из которых образует особое понятие об объекте как предмете мысли. Каждому особому понятию соответствует свой класс предметов, а каждый предмет может принадлежать, в зависимости от выбора тех или иных существенных признаков, к бесконечно многим классам (например,  человек, как понятие класса людей, может рассматриваться в качестве предмета мысли классов живых организмов, животных, млекопитающих, приматов, гоминидов, расы, национальности, гражданства, семейного положения, специальностей и т.д.).

Признаки класса всегда присущи всем его предметам и остаются неизменными при переходе от одного предмета к другому внутри класса, но все прочие признаки каждого предмета класса имеют особенный, индивидуальный характер, т.е. используются для различения предметов внутри своего класса. Один и тот же признак одного и того же предмета может быть общим в пределах одного класса, и индивидуальным - в пределах другого класса. Используя общие и индивидуальные признаки, можно внутри любого класса предметов выделить новый класс, или подкласс, объединяющий часть предметов исходного класса на основе хотя бы одного общего признака из группы их индивидуальных признаков (новый общий признак подкласса дополняет признаки самого класса).

Исходный класс логики, в котором выделяются подклассы, называют родовым классом, или родом, а его существенные признаки - родовыми признаками. Сами же выделяемые подклассы называют видовыми классами, или видами, а их существенные признаки, дополняющие родовые признаки, - видовыми признаками. Операции деления класса предметов на подклассы можно противопоставить и обратную операцию объединения различных классов (подклассов) в некоторый новый класс (надкласс) на основе наличия хотя бы одного общего признака у исходных классов. Учитывая возможности родо-видового деления-объединения классов, можно дать другое общее определение понятия: понятие - это мысленное отражение класса объектов или класса классов на основании общих существенных признаков. Такое определение учитывает постепенный, пошаговый, локализованный метод познания реальности через построение в сознании человека не одноуровневой, а многоуровневой (пирамидальной, иерархической) системы понятий о действительности - классов в классах.

 Следует заметить, что каждому общему понятию соответствует как предмет мысли свой класс объектов реальности (с учетом пустого, или нулевого класса), но не для каждого класса объектов имеется свое понятие. В реальности существует бесчисленное количество объектов и их признаков, бесконечное множество различных уже выделенных или пока еще скрытых их классов, но совокупность слов и понятий в человеческом языке и сознании ограничена (например, полные словари английского или японского языка содержат не более 500 тыс. слов). В историческом процессе познания в оборот человеческой мысли поступают все новые и новые объекты и их классы, формируются новые понятия и категории. Этот процесс бесконечен и неисчерпаем. Необходимейшим условием его успешного продолжения и развития является совершенствование человеческого разума на основе научного мировоззрения, сопровождающееся ростом научно-техническо-технологической мощи человечества (но мощь, опережающая разум общественного сознания, людских масс, их правителей и политиков, опасна, разрушительна, губительна для человечества, как доказывает история).

Чувственное познание. Восприятие и созерцание.
Этапы формирования понятий. Имя, содержание и объем понятия

Понятия представляют собой особую форму мышления, отличающуюся от непосредственного, предметно-чувственного, образно-наглядного восприятия (формирование в мозгу человека или животного внешнего образа объекта действительности в момент его непосредственного действия на органы чувств индивида) и созерцания (длительное чувственное, прежде всего зрительное, восприятие отдельного объекта или действительности в целом; непосредственное постижение реальности без осознанного логического мышления, через интуицию). В чувственном познании (через ощущение, восприятие и созерцание) наглядный образ отражает лишь наружную, внешнюю сторону объекта, а его внутренняя сторона, его содержание, сущность остаются, как правило, скрытыми, непознанными (хотя, как метко подметил Аристотель, для многих людей “восприятие равносильно знанию”, т.е. люди часто принимают за истину то, что они видят и чувствуют, но это-то их и обманывает).

Чувства являются началом познания, его первичным, нижним уровнем, во многом сходным у человека и животных. Верхний, высший уровень познания определяется логическим мышлением в форме понятий и категорий. Понятия и действия с ними относятся не к чувственной, а к  рациональной (от лат. ratio разум, рассудок), интеллектуальной (от лат. intellectus разум, рассудок, ум), ментальной (от лат. mens ум), логической (от лат. logos слово, понятие, учение, идея, разум, логика), умственной, мыслительной, или разумной (от рус. разуметь, т.е. понимать; разум - ум, способность понимать и осмысливать действительность), области сознания, которая только и позволяет вскрыть, проявить внутреннюю сторону, внутреннее содержание объекта, понять его сущность, суть. Разум обладает уникальной способностью логически и творчески мыслить, т.е. не просто оперировать с  уже готовым знанием (это удел рассудка - от рус. рассуждать, выстраивать суждения, или здравого смысла), но и открывать, создавать, творить новые знания, переходить от знания менее глубокой сущности к знанию сущности более глубокой и более скрытой, познавать действительность и себя самого в качестве высшей формы самосознания материи, этой основы объективной реальности. 
 Понятия формируются в результате следующих логических операций:
1) сравнение - выявление общего и особенного в объекте;

2) отвлечение, или абстрагирование (от лат. abstraction  отвлечение), - мысленное выделение из всевозможных признаков реальных объектов только некоторых их них, отвлечение от всех остальных и формирование абстрактных понятий (они обычно противопоставляются конкретным понятиям, или их именам, например, Минск, Москва, Россия); различают виды абстракций: изолирующая позволяет вычленить объект из некоторого целого; обобщающая формирует общее понятие об объекте как элементе какого-то класса объектов; идеализация (от греч. idea идея, понятие, представление) образует понятия об объектах, не имеющих своего аналога в действительности или заменяет реальные объекты идеальными, создавая идеальные понятия, например, “точка”, “число”, “идеальный газ”;
 3) обобщение - выделение общих признаков некоторого класса объектов и переход на более высокую ступень абстракции путем образования на основе общих признаков более общих понятий и более общих классов;
4) определение - установление смысла нового понятия с помощью других, уже знакомых и осмысленных понятий (Ф. Бэкон указывал, что “то, что само по себе ново, будет понятно только по аналогии со старым”).

Само по себе имя понятия не отражает признаков класса, названием которого оно служит. Раскрыть содержание понятия - значит определить его, т.е. отличить предмет, мыслимый в понятии, от всех других, сходных с ним предметов путем указания на его существенные отличительные признаки. Определение, или дефиниция (от лат. definitio  определение), понятия решает одновременно три познавательные задачи: 1) раскрывает содержание понятия (например, путем перечисления всех его существенных признаков); 2) отличает предмет понятия от всех других предметов; 3) устанавливает и уточняет значение имени понятия. Например, определив, что “человек есть разумное животное, производящее орудия труда”, мы тем самым перечислили его два важнейших существенных признака - разум и труд, отличили человека от всех других живых существ и  уточнили смысл самого имени “человек”.

В науке наиболее важным видом явного, или нормального, определения понятий (определение равенством, в левой части которого находится определяемое понятие в виде простого или сложное имени, а в правой - определяющее понятие в виде описательного имени) является определение предмета мысли через ближайший род и видовое отличие. В таком определении вместо полного перечисления всех существенных признаков предмета достаточно указать на его ближайший род и видообразующий признак, или видовое отличие. Но таким способом нельзя определить категории, так как они являются предельно широкими понятиями, которые не имеют рода. Основным приемом определения философских категорий является определение через указание на отношение предмета мысли к своей противоположности, например: “Форма - это способ существования содержания”.

В понятии различают содержание понятия (совокупность фиксированных в нем существенных признаков предмета мысли) и объем понятия (класс предметов, каждому из которых принадлежат эти признаки, т.е. которые охватываются понятием). Каждое понятие есть диалектическое единство его содержания и объема, т.е. неразрывное единство различного. Понятие можно определить, как раскрыв его содержание, так и определив его класс. Содержание понятия раскрывается, как показано выше, в определении понятия. Например, “реальность - это то, что существует вне сознания человека”. В этой типичной философской формулировке реальность определяется как бы через свою противоположность - сознание, хотя следует учесть, что оно, сознание имеет две стороны, материальную и идеальную (отношения), а потому оно в определенном смысле само является частью реальности, но только внутренней по отношению к постигаемому внешнему, окружающему субъекта миру. Таким образом, реальность в указанном суждении определяется не через свою противоположность, а через свою, особо выделенную часть, что делает определение нечетким, неоднозначным.

С точки зрения происхождения понятий их содержание обычно определяется их объемом, поскольку мыслимый класс объектов уже существует, как правило, до того, как возникает мысль  о нем. С точки же зрения применения уже возникшего понятия, его содержание определяет объем понятия. По отношению к объектам реального мира понятия подразделяют на конкретные (понятия, объекты которых реально существуют, например, “человек”, “вода”, “яблоко”) и  отвлеченные, или абстрактные (понятия, в которых мыслится не целый объект, а какой-то из его признаков, отделенный, отвлеченный, абстрагированный от самого объекта, например, “круглый”, “твердый”, “красный”; отвлеченный признак сам превращается в понятии в особый объект - абстракцию). Следует заметить, что в известном смысле любое понятие, включая и конкретное, является абстрактным, так как оно образуется, во-первых, путем изолирования объекта от его окружения (через изолирующую абстракцию), и, во-вторых, путем абстрагирования от несущественных признаков объекта и выделения только его существенных признаков (через обобщающую абстракцию). Все виды абстракций, если только они верны, позволяют человеку достигать большой глубины и широты познания действительности.

По отношению к количеству объектов, мыслимому в понятии, понятия подразделяют на общие (понятия, в которых мыслится не отдельный объект, а целый класс однородных или разнородных объектов; в объем общего понятия всегда входит более одного объекта: например, “река” - в ее объем входит всё множество отдельных конкретных рек на планете Земля, ”материя” - в ее объем входят все формы и виды конкретного  вещества и поля во Вселенной, “химический элемент” - в его объем входят более сотни известных на сегодняшний день химических элементов, начиная с водорода), собирательные (понятия, в которых мыслится группа объектов, но в качестве единого объекта, например, “галактика”, “созвездие”, “человечество”, “лес”) и единичные (понятия, посредством которых мыслится один единственный, уникальный - от лат. unicus единственный в своем роде, исключительный - объект, например, “Солнечная система”, “город Минск”, “философ Аристотель”).

Содержание и объем понятий находятся всегда в обратном отношении: с увеличением, расширением объема понятия уменьшается, беднеет его содержание и, наоборот, чем больше, богаче содержание понятия, тем меньше, уже его объем. Наиболее общие понятия имеют минимальное содержание (минимальный набор признаков, в пределе только один), но максимальный объем, т.е. распространяются на наибольшее количество предметов мысли. Понятия, в которых мыслятся все элементы рассматриваемой области, называют понятиями с универсальным объемом, а сам класс предметов, охватываемый таким понятием, называют универсальным, или универсумом (от лат. universalis общий, всеобщий). Например, к таким понятиям относятся понятия металлов (охватывает весь класс металлов, включая черные, цветные и их сплавы) и организмов (охватывает весь класс организмов, начиная с одноклеточных растительных и животных микроорганизмов и заканчивая человеком).

 К понятиям с универсальным объемом относят и философские категории бытия, действительности, реальности, охватывающие все существующие реальные объекты мира. В содержании этих категорий, если рассмотреть приведенное выше в качестве примера упрощенное определение реальности, имеется только один существенный признак - быть, наличествовать вне сознания человека. Включив в содержание понятия новый, дополнительный признак, который не вытекает из предыдущих, т.е. увеличив содержание понятия, мы тем самым уменьшаем, сужаем его объем. Например, дополнив определение понятия реальности признаком  независимости от сознания человека, мы тем самым исключаем из реальности все искусственные объекты, т.е. сужаем объем этого понятия. Аналогично, дополнив это же понятие признаком макрообъекта (от греч.makros большой, больших размеров), мы получаем уже только часть вещественной реальности - мир больших объектов, или макромир (до полномасштабного вещественного мира его дополняет другая часть реальности - мир малых объектов, или микромир - от греч. mikros малый).

Пустые понятия. Фантазии и коды.
Явление и сущность

Следует отметить, что многие понятия, в частности, понятия из области мифологии, религии, астрологии, магии и других фантастических областей имеют свои имена, имеют значение для верующих в эти имена-понятия, но сами по себе они ничего не обозначают (например, “кентавр”, “нимфа”, “бог Юпитера”). Такие имена-понятия - это понятия с пустым, или нулевым, объемом, так как их объемы не содержат ни одного реального объекта, т.е. того, что существует вне сознания человека. Они отражают пустой, или нулевой класс, не имеющий ни одного объекта в качестве предмета мысли (предметом мысли таких понятий являются не объекты, а фикции, химеры). Эти понятия можно было бы назвать идеальными понятиями, но такое название дискредитировало бы те идеальные понятия (например, математические, физические, химические), которые идеализируют реальные объекты, их отношения и свойства. Поэтому правильнее назвать мифологические, религиозные и другие понятия с пустым объемом и сверхъестественным содержанием не идеальными, а пустыми понятиями. Исторический опыт познания показывает, что большинство понятий, созданных человечеством за многие тысячелетия существования - это пустые понятия (из них почти сплошь состоят все “потусторонние учения”).
 
Такое положение объясняется тем обстоятельством, что человеческое мышление, при всей его принципиальной зависимости от объективной реальности, обладает относительной самостоятельностью - “свободой от материи”, или, точнее говоря, свободой комбинирования материальных элементов, кодирующих человеческий язык. Такие коды подобны двоичным кодам компьютеров - последовательностям электронных двоичных элементов “0” и “1”, которые задают нижний, базовый уровень языка компьютера и на котором основаны все его сложные программы. Эти коды аналогичны также последовательностям нуклеотидов в нуклеиновых кислотах, задающих генетические коды ДНК, которые определяют все врожденные качества живых организмов.

Мышление может формировать с помощью воображения бесконечный набор не только верных и полезных абстракций, но и абстракций, которые внутренне противоречивы или противоречат законам природы. Такие абстракции могут стать в процессе познания и созидания строительным мусором, строительными лесами, отходами производства, который разумный строитель позже уберет из построенного им сооружения, но они же могут и остаться просто кучей мусора, хлама на месте так и не выстроенного реального сооружения. Человечество самозабвенно и в огромных количествах плодит мусор пустых понятий, утопая в нем и становясь заложником собственного “пустотворчества”. Для исключения зависимости людей от пустых понятий и защиты от них разума важно все понятия проверять на правильность. Поскольку понятия отражают в первую очередь объекты реального, материального мира, то правильность понятий зависит от отражаемого в них мира.

Понятие является правильным, если оно верно, правильно, истинно отражает реальные объекты (если же оно отражает не реальные объекты, а фикции и химеры, например, такие абстракции как “бог”, “черт”, “кентавр”, то об истинности, верности, правильности таких понятий говорить бессмысленно). Проверить истинность понятий можно в процессе человеческой деятельности как путем сопоставления их с достоверными научными знаниями (известными законами природы) и твердо установленными фактами, так и в опыте, в эксперименте, на практике (из практики устанавливаются все факты и выводятся законы). Практика является не только основой и целью познания, но и критерием истинности самого знания.

Следует отличать понятие существования (наличия, бытия объекта), или сущего (совокупности многообразных проявлений бытия), от понятия сущности. Сущность - это философская категория, фиксирующая устойчивые и определяющие характеристики объекта, в отличие от меняющихся и второстепенных его черт, присутствующих в каждом конкретном объекте. Понятие сущности входит в пару противоположных категорий “сущность - явление”. Явление, или феномен (от греч. phainomenon являющееся, явление), - это непосредственная данность, отражение реального объекта в чувственном восприятии человека, в его конкретном опыте воспринимающего субъекта. Сущность есть внутренняя основа явления, внутреннее содержание объекта, единство всех его многообразных и противоречивых сторон, а явление есть та или иная внешняя форма выражения сущности (Гегель утверждал, что “сущность является”, т.е. явление есть явление сущности).

Хотя сущность и проявляет себя через явление, но она скрыта в нем, не тождественна самому явлению, значительно отличается от него (говорят “существенно отличается”). Раскрытие сущности любого явления есть задача для мыслящего человеческого разума. Если бы сущность всегда совпадала с явлением, то наука, основной целью которой является постижение сущности, была бы не нужна. Например, видимое движение Солнца вокруг Земли (его восход на востоке, передвижение по небосводу с востока на запад и заход на западе) - это явление, наблюдаемое ежедневно всеми жителями Земли. Но сущность этого явления коренным образом отличается от видимого движения Солнца и заключается в движении Земли по орбите вокруг Солнца и ее вращении вокруг собственной оси. Аналогично, явлению обыденного, древнего представления Земли в виде некоего неровного, но плоского объекта (огромного блина, покоящегося на океанских водах), противостоит истинная сущность Земли как не плоского, а сферообразного космического тела - геоида. Эти, такие, казалось бы простые с позиций сегодняшнего дня истины, были тысячелетиями скрыты от человеческого разума, задавленного господствовавшими в обществе обманчивыми мифологическими и религиозными представлениями.

Существование, сущее постигаются опытом, на практике (“практика - критерий истины”), но сущность становится доступной человеку только через мышление, через усилия его разума. Если разум “спит”, то человек не способен познать сущность явлений. Недаром один великий испанский художник сопроводил серию своих гравюр на антирелигиозную тему эпиграфом: ”Сон разума рождает чудовищ”. Большинство ошибок и заблуждений людей связано как раз с тем, что они принимают явление за сущность и не пытаются его глубоко исследовать с помощью разума. Такое происходит то ли в силу придавленности людей суровыми условиями жизни и нехваткой времени для размышлений, то ли в силу отсутствия любознательности и любопытства, то ли из-за немощи, неразвитости собственного разума, а может быть в силу лени и недостатка жизненной энергии. Кроме того, следует признать, что часто люди вообще боятся и не желают познавать сущность явлений, открывать и знать истину, ибо, как давно, но прозорливо заметил один проповедник, “во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь”.

Большинство людей приносит потенциально опасную и нежелательную для них истину в жертву другим своим потребностям, интересам и страстям. Во имя своих чувств и желаний они скорее готовы обмануть себя и других, чем признать истину истиной, правдой. В начале 17-го века Ф.Бэкон по такому поводу сказал: “Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей…то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает (наблюдение невидимых вещей оказывается недостаточным или отсутствует вообще)…Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…”. А один русский поэт тремя столетиями позже уверенно добавил: “Если тронуть страсти в человеке, то, конечно, правды не найдешь”. 


Минск - 2013 г. Изменения и дополнения автора – апрель 2024 г.