Подумай об этом сегодня! доверительный разговор

Ольга Севостьянова 2
Статья опубликована в сборнике "Родителям и детям о грехе сквернословия". Издательство "Символик", М.,2019

ОЛЬГА СЕВОСТЬЯНОВА
писатель, публицист, член Союза журналистов РФ, г. Александров Владимирской области

ПОДУМАЙ ОБ ЭТОМ СЕГОДНЯ!
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
– Какой стыд! Какой позор! Мой внук – ругается матом! – причитает моя мама, придя с улицы.
– С чего ты это взяла? – спокойно, но с внутренним напряжением, спрашиваю я.
– Мальчишка во дворе сказал…
Мой шестилетний сынок, прибежав на крик бабушки, робко стоит теперь рядом с нами опустив голову.
– Ты ругался? – тихо обращаюсь я к нему.
Он молча кивает.
– Ты точно знаешь, что это плохие слова? – настаиваю я.
Он снова кивает головой.
– А где ты их слышал?
– По телевизору.
Тут у меня возникают большие сомнения. Потому что тогда, сорок лет назад, услышать мат по телевизору было нереально.
– Хорошо, – говорю я. – Мы не будем с тобой повторять сказанное. Ты просто назовешь мне буквы, из которых эти слова состоят. На какие буквы они начинаются?
– На «с»… на «п»… на «г»… – шепчет сын.
Так, по буквам, мы выясняем, что это за слова: «скотина», «подлец», «гадина».
– За что ты его так назвал? – спрашиваю я.
– За дело…. – отвечает сынишка, чуть не плача.
– Это нехорошие слова. Больше никогда никого не обзывай, – строго, но с некоторым внутренним облегчением говорю я.
– Как ты его назвал? – возмущается бабушка, поняв, что позор на голову семьи миновал. – Подлец?.. Правильно! Он и есть подлец, что оговорил тебя! – И горячая головушка, моя мамочка, снова бежит во двор, чтобы разобраться с лжесвидетелем.

Сейчас я улыбаюсь, вспоминая этот случай сорокалетней давности. За прошедшее с той поры время жизнь наша изменилась кардинально. Никто из взрослых уже не возьмет за шкирку малолетнего сквернослова и не приведет к родителям. И никто уже не кричит «Какой позор!», услышав, как грязно, словно пьяные грузчики, матерятся дети, даже первоклассники. Привыкли? Или просто связываться не хотим? Или считаем, что это «пройдет», что «ничего страшного»?
Где-то я прочитала, что в Америке (а черные слова, увы, есть у всех народов) родители, узнав, что их дети ругаются матом, сначала объясняют, почему это плохо, а потом просят их вымыть рот с мылом. Как от прилипшей грязи, которую обязательно нужно отмыть. Ведь ходить грязным – это не просто неприлично, это неприятно, это, в конце концов, опасно для собственного здоровья и здоровья окружающих. Вот бы нам перенять это! Многих наших детей уже пора в бане от этой заразы отпаривать!
И вот задумалась я. Почему там, в Америке, родители это понимают, а у нас – нет? Ведь они, в отличие от нас, такие рациональные, просто так они ничего делать не будут. А ответ прост: они знают, что это негативно отразится на будущем их детей, а значит – на будущем всей страны.
Не верите? Просто почитайте, что об этом говорят современные ученые. Что природа произнесенного слова такова, что оно влияет на человека так же, как влияют на метеозависимого человека природные магнитные бури. Проводились, к примеру, опыты, что в ответ на добрые слова цветы растут очень хорошо, а в ответ на злые – вянут и погибают. От воздействия на человеческую природу грязных слов, утверждают ученые, в организме человека «взрываются» клетки – и дают толчок к развитию неизлечимых болезней. В результате у людей постепенно снижается интеллект, падает культура нации, что в конечном итоге приводит к деградации народа. И все это происходит незаметно для нас. Мы и не подозреваем, что, оскверняя все вокруг грязными словами, мы оскверняем прежде всего самих себя, по сути – лишаем себя здорового успешного будущего.
То, о чем сегодня говорят ученые, давным-давно знали в русском народе. Поэтому на матерные слова издавна был наложен запрет. Никогда нельзя было ругаться в доме, чтобы не навлечь на себя беду. Потому что люди точно знали, что матерные слова используются колдунами как страшные заклятия во время дьявольских ритуалов. Произнося их, человек призывает черные силы, тем самым обрекая себя и всю семью на неудачи, несчастья и болезни. Потому что слова эти оскорбляют самое святое – самого Бога, Пресвятую Богородицу, землю-матушку и собственных родителей. Поэтому тех, кто ругался матом, раньше называли не иначе как богохульниками. А хула на Духа Святого, как известно, не простится человеку и всему его потомству до скончания века, если, конечно, он в этом искренне не повинится и не принесет покаяния.

Разговариваю на эту непростую тему со старшеклассницей Аней. Ей 16 лет. Спрашиваю, ругаются ли ее одноклассники матом.
– Почти поголовно, – отвечает она как о чем-то совсем обыденном.
– Ну, примерно сколько человек из класса не ругается? – не соглашаюсь я с таким безнадежным ответом.
– Мальчишки – все ругаются, – уверенно говорит она. – Ну разве что один-два не употребляют таких слов… – неуверенно добавляет она, спотыкаясь о мой недоверчивый взгляд.
– И при девочках тоже ругаются?
Аня улыбается в ответ. А девочки сами матерятся…
– Тоже все?!!
– Ну, примерно пятьдесят на пятьдесят…
– Но те девочки, которые не ругаются, делают мальчишкам замечания?
– Нет, конечно.
– Почему? Боятся?
– Нет, чего бояться… Просто какое мы имеем право делать кому-либо замечания?
– ?!!
Я ошарашенно смотрю на свою юную собеседницу. Я не знаю, что должно было случиться, чтобы в наши школьные годы мальчик при девочке сказал плохое слово… Одного взгляда было достаточно, чтобы осадить мальчишку от какого-нибудь даже «безобидного», по сравнению с матом, сомнительного словца. Мне кажется, что причиной сегодняшнего повсеместного мата среди детей и подростков стало именно это «падение» девочек. А к чему оно дальше повело, все мы хорошо знаем.
– А у тебя есть мальчик, с которым ты дружишь? – спрашиваю я Аню.
– Нет… – она делает паузу. – Мне очень нравился Дима… Я хотела с ним дружить… Но… однажды услышала, как он ругается матом… Мне это так слух резануло… Очень неприятно было слышать это от него… И симпатия прошла…
– Конечно, неприятно, – говорю я. – Ведь мат – это сквернословие. А слово «скверна» означает «грязь». Кому же понравится, когда тебя помоями обливают… Хочется поскорее с мылом помыться…
Я с болью в сердце смотрю на детей… В красивой, модной одежде, они не знают, что, ругаясь матом, на самом деле выглядят, как те, кто шатается по помойкам. И оттого, что они не ведают, что творят, их особенно жаль.
И сейчас я обращаюсь к тебе, незнакомый мне юноша Дима! Ведь ты даже не понял, как много потерял, что не случилась у тебя первая любовь. Я очень хочу, чтобы ты встретил и полюбил девушку, которая сказала бы тебе: «Если ты будешь ругаться, я не буду с тобой дружить!» И тогда ты поймешь, как страшно ее потерять. И никогда больше не произнесешь ни одного грязного слова!
А пока она тебе не встретилась, ты думаешь, какой ты взрослый и какой «крутой». И даже не подозреваешь, что уже испортил свое будущее. Заканчивая школу, ты мечтаешь, что скоро поступишь в вуз, получишь профессию, сделаешь головокружительную карьеру, создашь хорошую семью… Не мечтай, Дима! Пока в твоей жизни есть место сквернословию, успешного будущего у тебя просто не может быть. В современной взрослой жизни нет места для людей с низкой культурой. Даже не зная о духовных последствиях богохульства, в современном обществе хорошо понимают, что стране нужны люди с высокими устремлениями, большим интеллектом, широким кругозором и правильным воспитанием. Поэтому там, за порогом школы, в тех успешных кругах, в которые ты так стремишься, сейчас «модно» вести здоровый образ жизни. Подумай об этом сегодня, Дима, пока у тебя еще есть время…