И скучно, и грустно!..

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
На днях по двум материальчикам Агентства новостей nuz.uz, называющего себя независимым, у меня в разделе «Ироническая проза» была публикация: «Ослов и баранов лишь от хамов и слышим!..», – http://proza.ru/2020/05/27/1618

А вот заголовок сегодняшней заметки от nuz.uz, по которой мне тоже захотелось высказаться:
«Президент Узбекистана раскритиковал качество школьных учебников».

Но вначале врезку и два абзаца от служивого журналиста.

«Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время посещения недавно построенной общеобразовательной школы №329 в Сергелийском районе раскритиковал качество школьных учебников, говорится в сообщении пресс-службы главы государства.

Примечательно, что министр народного образования Шерзод Шерматов, сопровождавший президента во время его ознакомлений с техническими возможностями данной школы, не упомянул об этом факте в своей публикации на своей официальной странице в Facebook.

Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что уровень школьных учебников не соответствует требованиям, необходимо совершенствовать учебные планы на основе передового зарубежного опыта. Даны указания по обеспечению качественного образования, организации профориентации начиная с 7-го класса.»

А вот мой комментарий – без кавычек! – к этой заметке, героями которой выступают два первых лица: одно от государства, другое – от министерства.

Повторю то, что уже не раз говорил: учёба в МГУ, три года работы в науке (биофизические процессы в фотосинтезе), полтора десятилетия ходьбы по жизни и смена двух десятков профессий, в том числе рабочих. В газету пришёл с началом Перестройки Горбачёва: вначале, продолжая трудиться на глубоком бурении нефтегазоразведочной экспедиции, внештатно (в газете «Кашкадарьинская правда» и республиканских изданиях); а с начала 1987-го – сотрудником газеты «Учитель Узбекистана». В которой был активен четыре года: до крушения Перестройки, развала СССР и возвращения журналистики на короткий поводок.
Всё это перечислено для обоснования: имел кое-какое отношение к образованию как школьному, так и высшему (в Перестройку «Учитель Узбекистана» был одной из самых боевых газет, освещал проблемы школы, вузов, иногда – предприятий, а порой доставалось и партийным органам).

Необходимость реформ в школьном и высшем образовании остро ощущалась во второй половине 1980-х годов. Наша газета постоянно выступала со статьями, анализом, критикой, предложениями. Поработал и я в этих направлениях. Можно было бы и поднять свои работы тех лет, и предложить для републикации.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.

Это всем известные строки из басни И.А. Крылова «Щука и Кот», написанной и напечатанной в 1813 году. Актуальной в образовании и после развала СССР. Кидались из стороны в сторону, болтанка, волюнтаристские указания, переход на латиницу, отвержение кириллицы (последствия были катастрофическими, но кириллица всё же до сей поры жива!), дилетантизм, малограмотные и малосодержательные учебники, возвращение на круги своя, снова всякого рода советы сверху по принципу "от фонаря", – таковы характеристики потуг в образовании последних без малого 30-ти лет. Откуда при таких делах может быть масса выпускников с достаточным уровнем образования, жаждой знаний?! За три последних десятилетия младенцы стали взрослыми, подростки стали гендиректорами и министрами, "иных уж нет, а те – далече" (Пушкин), да состояние дел во всех сферах: производстве, экономике, политике, управлении, образовании, культуре и многих-многих других, – опять-таки характеризуется моралью дедушки Крылова («Лебедь, Рак и Щука»):

Да только воз и ныне там…

                * * * * *

Вот уже 8 часов прошло, как я отправил комментарий. Есть там тройка хиленьких высказываний. А моё – не появляется! Зажали! Наверно, обиделись на «Ослов и баранов…» (посылал в редакцию ссылку!). Независимое Агентство – одно лишь название? Ну, тогда более подходит другой ярлычок: Подростковое Агентство! В котором работают обидчивые девочки и мальчики!
А я-то относился к Independent Group по-взрослому!
Ну, ничего!
Меня ведь не зажмёшь!
Не прижмёшь!
Моих способностей и возможностей не отнимешь!

Кстати, комментарий, отправленный в редакцию, был мягче и деликатнее, чем здесь. И без некоторых личных подробностей. Вот и добавил чуть-чуть "специй"! И немного о себе дополнил!..

                * * * * *

Комментарий в редакцию был отправлен рано утром. И сразу же посредством Телеграм был разослан по знакомым с таким замечанием: «Не знаю, пропустят али нет».
С близким человеком сразу же последовала переписка.
— Нет ещё на сайте Вашего комментария.
— Потому-то к ссылке на заметку я и приложил своё высказывание.
— Да.
— Умный человек поймёт, что в комментарии есть критика как министра народного образования, так и Президента.
— Поймут! Вычислят из строк Крылова.
— Крылов – да! Но мало кто поймёт! Дипломы, научные степени, высокие должности – у большинства всё это всего лишь как богатая одежда, по которой встречают. Но у нас по ней – и принимают, и уважают, и воздают, и провожают. Увы! Разве критика какого-либо дела на ходу и по подсказке членов ТП (толпы помощников), кем бы она ни озвучивалась, изменит эти правила, въевшиеся и в кровь, и в гены! И разве это дело, когда один и тот же человек, какую бы высокую должность он ни занимал, выполняет роль "затычки" во всех "бочках"?! Одна только видимость! А каждый "умелец", приставленный к "бочке", имеет доступ к содержимому посредством своего, скрытого от посторонних глаз "краника"…


P.S. Первая "тройка" комментариев, названные выше хилыми (в самом деле такие!), появилась буквально через минут 5 после выхода в "эфир" самой заметки. А моего не было и не было. Но вот теперь – через 11 часов! – мой комментарий всё-таки появился. Почему именно так, с задержкой на весь день? Почему всё-таки пропустили? Может, данную публикацию прочитали? И решили исправиться? Кроме редакции, Аллах только и знает ответы на эти и иные "почему". Хотя у других народов есть свои Вседержители! Может, они тоже в курсе!..


31 мая 2020 года.