Марфа. Отрывок из пьесы

Татьяна Гаврилина
               1 ДЕЙСТВИЕ
                1471 год
               
                1 сцена
Новгород. Клопский монастырь. Келья блаженного Симеона Клопского.

Марфа:     - Ну, здравствуй, Симеон. Особый случай
             сподвиг  меня нарушить твой покой.
             Я слышала, ты,  из провидцев, лучший?!
             Что ждет меня?
Симеон:                - Бесславен жребий твой!
Марфа:     - Отколь тебе мое известно имя,
             намеренья, деяния мои?
Симеон:    - Того мне знать не надобно. Гордыня
             тобою  помыкает, хоть таи
             хоть не таи от всех свое хотенье
             возвыситься.  Молись!  Гордыня – бес,
             морока, грех!  Бесовским  помышленьем
             был на главе Собора  сломан крест.
Марфа:     - Крест? Ты о чем? Я здесь для разговора,
             но  ты,  я  вижу,  плох и жив едва.
             Всяк в Новгороде знает, крест Соборный
             был сломан ветром.
Симеон:                - Грешная вдова!
             Бес – он лукав,  всех  вводит в заблужденье.
             Но  я-то знаю, то его дела.
             Вон, сами по себе без принужденья,
             без звонаря звонят колокола
             на монастырской звоннице. Ты слышишь?
             То знак беды, знак горести большой,
             знамение, что послано нам свыше!
             Прислушайся, звон горестный  такой,
             как будто  плачет кто, будто рыдает.
Марфа прислушивается:
           - Звонят к обедне.
Симеон:                - Нет там  ни души!
Марфа:     -  Знать, то сквозняк  по звоннице гуляет.
              Пойду я.
Симеон:                - Что так быстро? Не спеши!
              Я не открыл тебе и малой части
              невзгод, что на себя ты навлечешь,
              стремясь добиться еще большей  власти.
Марфа:     - Молчи старик. Меня ты не поймешь!
Симеон:    - Но ты взялась за дело не по  силам.
             Оставь его!
Марфа:                - Зачем я здесь с тобой?
             Зачем я о судьбе тебя спросила?
             Ты не в себе!
Симеон:                - Нет, женщина, постой!
             Знай, ты – то зло, что Новгород погубит!
             И года с этой встречи не пройдет,
             как  князь московский Новгород обступит
             войсками, и, хоть город не падет,
             но в нем свобод заметно поубудет.
Марфа:     - А  как же князь литовский – Казимир?
Симеон:    - Он с москвичами ссориться не будет,
             Сейчас ему с Москвою нужен мир.
Марфа:     - Так значит, я располагаю годом?
Симеон:    - Ты думаешь все время не о том
Марфа  взволнованно  перебивает  блаженного:
           -Я заручусь поддержкою народа!
Симеон:    - Все еще может кончиться добром.
             Покайся пред Творцом. Он милосерден!
             Одумайся!  Одумайся  теперь!
Марфа  подает Симеону  мешочек с деньгами:
           - Вот, на, возьми! Я вижу,  как ты беден.
Симеон:    - Но ты не знаешь всех своих потерь,
             несчастная.
Марфа:                - Старик, я так богата,
            что потерять часть денег не боюсь!
Симеон:    - Я о другом.  Ты будешь виновата…
Марфа,  не слыша  блаженного,  говорит свое:    
           - Моя вина лишь в том, что я не муж,
             что не штаны на мне, а это платье,
             но духом я иных мужчин сильней,
             хоть и имела некогда несчастье
             родиться бабой.
Симеон:                - Господу видней!
Марфа:     - Прощай, старик. Год - тоже срок немалый.
             Вдруг я смогу судьбу переиграть?
Симеон:    - Но ты о самом главном не узнала!
Марфа:     - О главном ты и сам не можешь знать!
                Марфа поспешно уходит
Симеон:    - Не удержал. Она не слышит словно.
             Какая ярость  полыхает  в ней.
             Я не успел сказать ей ни полслова
             об участи ее двух сыновей.