Асы кубанского неба ч. 4

Николай Мринский
Высокий, стройный, с изогнутыми чёрными бровями и копной вьющихся волос каштанового цвета, он был душевный и простой человек, правдивый и горячий в спорах, безмерно отважный в бою. К нему тянулась молодёжь и старалась ему подражать. В течение 2-х дней на Северо-Кавказском фронте звено А. Бастрикова уничтожило всю итало-фашистскую авиацию, которую Муссолини послал на помощь Гитлеру. 8 Мая Бастрикову была поставлена задача: с 13 до 14 часов четвёркой самолётов Як-7 Б прикрывать наши наземные войска в районе станицы Крымской. Бастриков повёл звено вглубь территории противника в 20 км от линии фронта. Bскоре радиостанция наведения передала приказ атаковать идущих на малой высоте в 25 км юго-западнее Крымской истребители-штурмовики "Капрони". Наши истребители обнаружили итальянцев уже в 5 км от Крымской, их было 12. Четвёрка "Яков" навязала бой. Он длился не более 6-7 мин. За это время было уничтожено в воздухе 11 "Капрони". Звено вернулось на аэродром без потерь. Когда Бастриков доложил командиру полка результаты боя, они показались невероятными. Четвёрка "Яков" уничтожила почти всю группу противника. Исаков сам полетел в район действий, лично убедился в результатах и дал письменное подтверждение на сбитые самолёты. 9 мая в то же время и в том же районе звено Бастрикова перехватило и уничтожило полностью такую же группу самолётов "Капрони". Так было покончено с итальяно-фашистской авиацией на СКФ. Вечером в полк приехал командующий 4-й ВА ген. К.А. Вершинин.

Он высказал своё восхищение, благодарил лётчиков за этот подвиг и наградил Бастрикова орденом Александра Невского, остальных лётчиков - орденами Отечественной войны 1-й ст. Командующий приказал комполка представить всех 4-х лётчиков ещё и к награждению орденами Красного Знамени. 10 мая 1943 г. с КП авиадивизии поступил приказ перехватить 40 вражеских бомбёров Ю-87, летевших под прикрытием Ме-109 в направлении станицы Нижнебаканская. Восьмёрку Як-7 Б повёл на задание Бастриков. Придя в заданный район, стали внимательно смотреть. Вдруг в наушниках послышался басовитый голос А. Бастрикова: - Внимание! Впереди "Юнкерсы". Атакуем! Бастриков направил самолёт на ведущего группы. Атака была настолько внезапной для врага, что он не успел предпринять оборонительный маневр. После первой очереди "Юнкерс" загорелся и упал. Завязался ожесточённый бой внизу с "Юнкерсами", выше с "Мессерами". Неплохо поработала наша восьмёрка. Она сбила 11 самолётов противника, 3 из них Бастриков. Внезапно с высоты 2500 м самолёт Бастрикова атаковали 2 "Мессера" - охотника. В результате молниеносной атаки невозможно было уклониться от огня противника. Один снаряд пробил защитное стекло, взорвался, и в спину лётчика впились осколки. Второй снаряд попал в мотор. Самолёт загорелся. Через несколько секунд Бастриков выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении наших войск в 400 м от упавшего самолёта. Когда остальные самолёты этой группы приземлились на своём аэродроме, то в них трудно было сосчитать количество пробоин, имелось и множество повреждений.

Удивлялись, как лётчики сумели на них долететь и благополучно приземлиться. Лётчики видели горящий самолёт Бастрикова и его спуск на парашюте и доложили об этом командованию. На поиски Бастрикова на самолёте У-2 вылетел зам. командира полка по политчасти капитан Н. Родзевилло. Приземлившись в указанном лётчиками районе, Бастрикова не нашёл. Помог старый солдат, пасший лошадей. - На моих глазах это было. Вот - воронка на месте упавшего самолёта, а там приземлился лётчик. Я его подобрал и отправил в полковой лазарет, вон на тот хутор. Хутор находился примерно в 800 м от места приземления У-2 между станицами Крымской и Абинской. Подошло ещё несколько солдат. Капитан попросил их взять под охрану самолёт, а сам со старым солдатом пошёл в лазарет. К этому времени из Сашиной спины медики при помощи магнита извлекли 20 мелких осколков, 4 крупных впоследствии удалили хирургическим путём. Медицинские работники помогли доставить Бастрикова к самолёту, усадили в кабину, обложив подушками. У-2 взлетел, но через 10-15 минут его заметили 2 Ме-109 и пошли на него в атаку. Капитан резким снижением перевёл самолёт на бреющий полёт, прижимаясь к левому берегу р. Кубань, где был небольшой лес. Немцы открыли огонь, но попасть в самолёт не смогли. Когда они повторно пошли в атаку, с другой стороны на высоте 1000 м показались 4 наших истребителя. Испугавшись, "Мессеры" развернулись и ушли на запад. В это время личный состав полка, санитарная машина на аэродроме Новотитаровская с волнением ожидали возвращение У-2.

Самолёт окружили лётчики, техники, младшие специалисты. Они на руках вынесли Бастрикова и посадили в санитарную машину. В медсанчасти аэродромного обслуживания удалили оставшиеся осколки. Саша был в полку всеобщим любимцем. Люди всегда старались оказать ему внимание, проявляли заботу. Вскоре Бастриков снова был в боевом строю. В мае 1943 г. его приняли в ряды КПСС. Одну из рекомендаций дал ему капитан Н.П. Родзевилло. Виртуозный и непобедимый лётчик-истребитель, капитан А.М. Бастриков погиб 25 ноября 1943 г. от случайного выстрела из пистолета в неумелых руках. Все попытки спасти его были безрезультатны. У гроба плакали и те, кто никогда ранее не плакал. Похоронили его на кладбище в Нижних Серогозах.

БАТЫЧКО ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
 
Родился в 1915 г., в г. Бийске Алтайского края. Капитан Свеженцев пережил своего друга всего на один день. Командир эскадрильи 812 ИАП, Герой кубанского неба, Иван Дмитриевич погиб 07.05.1943 г. в групповом бою с немецкими истребителями. Он был очень дружен с капитаном Свеженцевым Ф.К., который погиб днём позже. Даже места падения их самолётов находятся всего в 3-х км друг от друга. И по количеству сбитых самолётов противника Батычко не сильно отставал от Свеженцева. На его счету было 8 лично сбитых стервятников, в том числе один Ю-88, три Ю-87, четыре Ме-109 и один Ме-109 в группе. Точно так же как и Свеженцев, Батычко сбил свой первый самолёт в своём первом же воздушном бою над плацдармом Малая Земля 20.04.1943 г. Уже 30.04.1943 г. капитан Батычко был представлен к награждению орденом Красного Знамени и получил награду Приказом по 4 Воздушной армии № 038/н от 05.05.1943 г. Как сказано в наградном листе: «В боях показал образцы мужества и отваги, отличный лётчик, умелый руководитель. Лётный состав его любит и в бой идет смело.

За несколько дней его эскадрилья сбила 14 самолётов противника. Сам капитан Батычко имеет 14 боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, лично сбил два самолёта противника Ю-88 и Ю-87». Сразу несколько Героев Советского Союза в своих воспоминают с теплотой и любовью вспоминают боевого товарища капитана Батычко. Например, А.Т. Тищенко так пишет о Иване Дмитриевиче: «Батычко сравнительно недавно пришел в эскадрилью, но уже сумел завоевать авторитет у лётчиков, техников, механиков и мотористов. Выше среднего роста, с открытым скуластым лицом, спокойным, но твёрдым голосом, он даже своим внешним видом олицетворял образец командира. Если к этому прибавить ещё его неиссякаемую жизнерадостность, заботливое отношение к людям и отличные лётные качества, то можно понять, за что мы уважали Батычко, почему стремились ему подражать». Другой Герой Советского Союза И.В. Федоров так вспоминает к-на Батычко: «Комэск № 1. Капитан Иван Дмитриевич Батычко. Он был любимец полка, богатырь и телом и душой. Высокий, бравый, всегда опрятно одетый. Любил песни, особенно украинские. Запоет, бывало, не удержишься, подтянешь — так заразительно звучал его живой, свободно льющийся голос. В бою был храбр до дерзости, в него верили, безоглядно бросались в схватку с любым количеством вражеских самолётов. В период самых жестоких боёв за господство в воздухе Новороссийска Иван Батычко поднимал свою группу в воздух по 5-6 раз в день.

БЕРЕСТЕНЕВ ПАВЕЛ МАКСИМОВИЧ

Родился 2 июня 1913 г. в дер. Покровка, ныне Хиславичского р-на Смоленской обл., в семье крестьянина. С 1933 г. жил в Москве. Окончил неполную среднюю школу и рабфак НКАС. Работал кровельщиком. С 1936 г. в Красной Армии. В 1939 г. Павел окончил Качинскую авиашколу лётчиков, в 1940 г. - курсы усовершенствования штурманов ВВС. С марта 1942 г. лейтенант П.М. Берестнев в действующей армии. Боевое крещение получил в составе 45-го ИАП в крымском небе, в районе г. Керчи. Здесь 3 мая он одержал и свою первую победу, сбив вражеский бомбардировщик Ju-87. В непрерывных схватках с врагом росло мастерство молодого лётчика. Вылетать приходилось по нескольку раз в сутки, днём и ночью, не считаясь с метеоусловиями. 30 мая 1942 г. П. Берестнев в составе группы истребителей штурмовал 2 вражеских аэродрома. Огнём из пушек и пулемётов тогда были уничтожены или повреждены 8 истребителей Ме-109, 3 бомбардировщика He-111. Возвращаясь с задания, лётчики обнаружили два эшелона с боеприпасами, с ходу атаковали их и взорвали. 12 июня 1942 г., почувствовав силу сопротивления защитников города и не добившись решающих успехов на главном направлении, противник попытался развить наступление вдоль Ялтинского шоссе в направлении на Сапун-гору. Сюда же была нацелена и вся авиация. Противодействовал ей в основном наиболее свежий и многочисленный по составу 45-й ИАП. Накануне полк получил истинно севастопольское боевое крещение: 3 вылета - 3 воздушных боя. При этом лётчики одержали 2 победы: лейтенант Иван Шматко сбил бомбардировщик Ju-88, а лейтенант Николай Лавицкий - истребитель Ме-109.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/02/23/818