Привет из Парижа

Людмила Мороз
Весна. Тонкий аромат абрикос, вишни, сирени и молодой травы уносил в детство. Я подошла к дереву. Это был абрикос, покрытый цветами. Он чем-то напоминал мне светильник под белым абажуром. Провела по его шероховатой коре ладонью. Ветка криво изогнулась. И я заметила на изломе маленький шарик древесного клея. Чья-то рука надломила деревце, когда оно было юным. Может, случайно это сделали, может, нет. Дерево это уже никому не расскажет. Рану покрыл сок, застывший в густой клей. И она исчезла под его толстым слоем. Деревце победило смерть, не сдалось. И теперь росло дальше. Только причудливо изогнутая ветка напомнила то событие, что случилось несколько лет назад.
Я осторожно оторвала кусочек древесного клея. И положила в рот. Этот терпковатый, необычный вкус напомнил мне вкус детства. Тот затерянный в степи хуторок, обсаженный вишнями, абрикосами, грушами, сливами, где проходило мое детство. Где я была по-настоящему счастлива. Но время идет. Оно стерло это крохотное поселение с карты.
Вначале по указанию какого-то партийного бонзы село объявили неперспективным. Закрыли больницу и школу. Молодежь разъехалась. Старики кто уехал, а оставшиеся вымерли.
Мазанки, брошенные людьми, осели, расплылись и превратились в подобие могильных холмиков. Потом и эти холмики распахали трактора. Землю засеяли пшеницей и подсолнухом. Только могилы и покосившиеся деревянные кресты на заброшенном, заросшем бурьянами, кладбище, напоминали о том, что здесь когда-то жили люди. 
Подъехал, позвякивая, трамвай. Это вернуло меня из воспоминаний о тех днях, когда я была по-настоящему счастлива. Машины и маршрутки остановились, пропуская пассажиров. Я, по своему обыкновению, зашла на заднюю площадку. И начала проверять проездные документы. Шаг за шагом продвигалась к середине салона. Мне навстречу шел напарник. Вдруг он направился в мою сторону.
- Помоги мне.
- Тут иностранка.
- Так ты английский знаешь.
- В том-то и дела, что барышня по-английски не понимает. Поговори с ней. – Он кивнул в сторону темнокожей девушки. «Наверное, из Африки. Там ходовой голландский и французский. Думаю, моего школьного лексикона хватит, чтобы нормально пообщаться с ней!». – Я кивнула в знак согласия.
- Не вопрос. Попробую. Я остановилась около пассажирки. Пропустим весь иностранный слог.
Не хочу быть похожей на тяжеловесного Льва Толстого, любителя пересыпать свои произведения изящным французским. Похожим чем-то на воздушное безе. Мой французский был прост, и непритязателен. Как кусок черного хлеба. Не буду мучить читателя, и писать перевод в сносках.
- Вы говорите на французском? – Лицо девушки из шоколадного стало слегка пепельным, и она моргнула густыми ресницами.
- Да.
- Я городской контроллер, работаю в компании «Киевпасстранс». Вот мои документы. – И предъявила удостоверение и жетон. – Прошу вас показать ваш билет, пожалуйста! Женщина растерянно моргнула, и облизнула губы языком:
- Так вы говорите на французском?
- Да, насколько позволяем мне моя школьная программа. Прошу ваш билет.
- Да, да…- Она принялась истерично рыться в своей сумочке. Когда трамвай остановился на остановке, внезапно вскочила, толкнула меня в сторону, и выпрыгнула, как заяц, на тротуар. Я успела ухватиться за поручень. Поэтому не упала на затоптанный пассажирами пол.
- Вот тебе и француженка. Вот тебе привет из Парижа.
Прошло пару часов. И я обратно заметила в толпе знаковый шоколадный профиль. Однако, заметив меня, она быстро засунула билет в компостер, и ловко нажала на рычаг. А потом уселась на свободное место.
Подойдя к ней, я заговорила на своем школьном французском.
- Добрый вечер! Прошу предъявить ваши проездные документы. Девушка поджала губы, точно средневековая аббатиса. И, царапнув меня таким взглядом, что Гитлер точно обзавидовался, а Геббельс нервно покурил в сторонке, сколько в нем было злобы, на чистом русском языке ответила:
- Вот мой билет! – И сунула мне чуть ли не в лицо. Я слегка отшатнулась, чтобы не получить синяк под глаз. Молча надорвала билет. Тут девушка визгнула, как заяц, попавший в капкан: - Что вы сделали! Вы испортили мой билет! Я если зайдут другие контроллеры, что я им скажу?
- То же самое, что мне. Разыграете сценку, что не умеете говорить на русском языке, а понимаете только французский. Гляди, и сойдет с рук. Не все на линии знают этот язык.
- Я напишу на вас жалобу!
- Пишите. Бумага все стерпит. Я не испортила ваш билет, а проверила. А другая бригада знает, что мы здесь были. Так что приятного пути. – Я вернула билет. И пошла дальше проверять салон. Вот тебе и француженка. Со знанием русского языка. Вот тебе и привет из Парижа.