Стеклодувы

Леонид Коркодинов
Мы с Димкой решили, что сразу после школы станем стеклодувами. Пока что мы ходим только в первый класс, но решение наше твёрдое! Ведь это просто удивительная профессия.
На прошлой неделе наш первый «в» ездил на экскурсию на фабрику игрушек. Экскурсия была увлекательная и необычная. Мы узнали, как изготавливаются игрушки и какие интересные люди там работают. Половине наших девчонок очень понравился цех мягких игрушек: мишки, мартышки, зайчики, всякие плюшевые зверушки. А другая половина в восторге от цеха по производству кукол и пластмассовых пупсиков. Нас завели в просторную шумную комнату. Сперва нам показалось, что это настоящая «комната страха».
— Ваня, смотри, что там?! — прошептала испуганно Иринка Кондратьева, схватив меня крепко за рукав. Я посмотрел в сторону, куда смотрела она.
Стоит перед нами огромная корзина с лысыми кукольными головами с пустыми глазницами вместо глаз, а рядом с ней такие же короба с туловищами, руками и ногами. Жутко. Потом, конечно, мы узнали, что это детали будущей куклы и они собираются специальными рабочими. Затем по чёрной ленте, называемой транспортёр, будущие куклы едут дальше, где им вставляется в спину механизм, который при наклоне говорит детским голосом: «мама». Есть в этом кукольном цеху машинки, которые пришивают куклам волосы, а потом тётеньки ловко вставляют кукольные стеклянные глаза с длинными ресницами. И вот в конце процесса сборки, на чёрной резиновой ленте, выезжают, упакованные в красивые прозрачные коробки, готовые, нарядные куклы. И глазами они умеют моргать, и «мама» говорить. У девчонок — восторг! А чего так восторгаться? Вот цех стеклянных игрушек — вот это дело! Вот где настоящая красота и сила.
Мы вошли в помещение, а там кругом огни, искры, всё дышит и бурлит, переливается разными красками. Шумно и очень жарко. Тётенька экскурсовод так и сказала, что это горячий цех. я вот раньше думал, что стекло только твёрдым бывает, а оказывается, если его правильно разогреть, то оно будет тянуться, как сгущённое молоко или мёд, и тогда лепи из него, что хочешь. В этом цеху в основном работают мужчины. Нам рассказали, что у стеклодува, так называется профессия, должны быть сильные лёгкие. У стеклодувов в руках длинные тонкие металлические трубки, на кончик которых они намазывают растопленное стекло и потом, приложив другой конец трубки к губам, начинают сильно дуть и одновременно крутить трубку, то в одну сторону, то в другую. Вот тут действительно поверишь, что есть на свете волшебники. Из непонятной бесформенной цветной жижи, появляются шарики, вазы, птицы и другие красивые вещи. Они просто — выдуваются. Всё лишнее потом, можно запросто отрезать ножом или специальными щипцами.
— Димка, — шепнул я на ухо другу. — Надо будет попробовать.
— Чего попробовать? — не понял Димка.
— Стекло дуть! Непонятливая твоя башка.
— А как? — спросил он.
— Давай, попросим у этого дяди, — предложил я, кивая головой в сторону дяденьки в кожаном фартуке и очках.
— Спрашивай сам, — как-то по-мышиному пропищал Димка.
«Ну и спрошу», — подумал я с обидой. «Мне может тоже боязно! Но уж очень хочется научиться выдувать из стекла всякие диковинные штуки». Я представил, как придёт, например, мама вечером домой, а на столе ваза для цветов стоит.
— Откуда у нас эта чудесная ваза взялась? — всплеснёт восторженно руками мама. А папа сразу сбегает в цветочный киоск и принесёт букет роз или тюльпанов. И в комнате сразу запахнет праздником.
А можно бабушке подарок сделать. Она любит разные колокольчики. А ещё хорошо бы всяких шариков для рождественской ёлки наделать. Нам показали, как они изготавливаются: берут простой цветной шарик, уже остывший. Эта работа больше девчонкам подойдёт, так как нужно бережно брать хрупкие шарики и обмазывать их, разбитыми в порошок стеклышками, потом разные узоры наносить. Получается очень красиво! Будто бы снег или иней застыл и не тает, искрится, блестит. Но мне больше по душе работа в горячем цеху. Надену я кожаный фартук, растоплю плавильную печь, набросаю всякого стекла в специальную ёмкость. Когда стекло растопится, возьму длинную трубку и, захватив немного стекла, начну дуть. Хорошо дуть я научился ещё в прошлом году, когда ходил в подготовительную группу детского сада. Мы с другими мальчишками наперегонки надували шарики к утреннику. Я быстрее всех надувал. Один раз даже так накачал воздухом шарик, что он не выдержал и лопнул. Вот какие у меня лёгкие! У Димки тоже хорошие лёгкие, но у него голова часто кружится. Я подумал: «Димке надо дать работу полегче. Он будет специальными мехами огонь в печи раздувать, как в кузнице».
Наконец я всё же набрался храбрости и подошёл к стеклодуву.
— Дяденька, а можно я попробую подуть?
Мастер очень удивлённо посмотрел на меня.
— Много тут вас ходит, но ты первый, кто попросил подуть! Подожди немного, — попросил он. Я остался на месте, стоял и смотрел на красно-жёлтый пламень в отверстии плавильной печи.
— Ладно, дам разок подуть, — сказал стеклодув. — Учительница твоя не против. Смотри, тут главное дуть нужно ровно и при этом плавно вращать трубку. Надень вот рукавицы и очки. Техника безопасности прежде всего! — строго сказал он, одевая на мои руки большущие рукавицы, которые мне доходили почти до локтя. Я подумал, какая тут может быть опасность, когда стекло такое послушное?!
Стеклодув достал из плавильной печи трубкой небольшой кусочек стеклянной массы, придерживая трубку, другой конец протянул мне.
— Дуй, — скомандовал он.
Я, что было сил, начал дуть и одновременно смотреть на другой конец, где краснела огненная масса. Дул, как мне показалось, целую минуту или две. Животик чуть не развязался. В итоге смог выдуть всего лишь крохотный пузырик, чуть больше ногтя. — Вот так лёгкие надо иметь! — задумался я, а стеклодув меня похвалил:
— Я бы такого смельчака взял себе в ученики, вот только сначала тебе надо подрасти.
— А Димку возьмёте?
— Друг твой?
— Ага.
— Почему не взять? Если будете следить за своим здоровьем, тренировать лёгкие, если любите красоту и не боитесь труда, то как закончите школу, возьму вас в подмастерья. Научу всему, что умею сам.
— Спасибо, — поблагодарил я стеклодува.
Как на крыльях подлетел я к Димке:
— Димка, ты видел, как я в трубку дул?
— Видел, конечно, как ты пыжился. И много ты надул? — рассмеялся он.
— Над другом смеёшься? — обиделся я. — Думаешь, так просто дуть? Сам бы попробовал, так нет, струсил. А я насчёт тебя договорился с мастером! Он берёт нас двоих в подмастерья!
— Класс! А когда?
— После школы!
— После последнего урока что ли? — обрадовался было Димка.
— После последнего звонка!
— Эх, долго ждать, — с досадой сказал он.
— Ничего, Димка, время терять даром не станем. Будем тренироваться, лёгкие развивать.
— Ванька, я с тобой согласен и прости меня дурака, пожалуйста! — Димка протянул вперёд раскрытую ладонь.
— Проехали, — сказал я, с силой сжимая дружескую руку.
Тут учительница стала пересчитывать нас, экскурсия заканчивалась. Надо к обеду в школу вернуться.
На прощание экскурсовод сказала:
— Приходите, ребята, к нам на фабрику работать, когда вырастете. Создавать игрушки — интересная, увлекательная и полезная работа.
— А какая польза от игрушек? — спросила тут Фантикова Лидка и хихикнула.
Тётя экскурсовод добрым взглядом посмотрела на нас.
— Игрушки дарят радость, учат бережливости и дружбе. Да много ещё какой пользы от игрушек, — ответила она и добавила. — Игрушки и нас, взрослых, делают добрее. Разве этого мало?
В общем, мы с Димкой твёрдо решили стать после школы стеклодувами, чтоб дарить людям радость. Это просто удивительная профессия.