Органичное соединение возможно?

Фархад Гулямов
Я получил от моего друга, композитора и саксофониста Тимура Абитова вот такое приглашение:

«29 марта в ЦУМИ состоится арт концерт квартета саксофонов «SaxEnergyBand» совместно с видеографами Сочи. Суть данного мероприятия состоит в том, чтобы показать многообразие стилистики видеографов и органичного соединения живого звучания саксофонов с красотой монтажного искусства профессионалов видеоиндустрии».

Спасибо огромное, Тимур! Любой концерт с твоим участием, твоей игрой, твоей музыкой для меня - СОБЫТИЕ!.

В этой связи я вспомнил собственный отзыв на презентацию нового клипа Тимура и Натальи Куртяковой, которая прошла здесь же год назад:

«Я получил огромное удовольствие от МУЗЫКИ, от МИКРОМИРА, который образовался в тот вечер. Хочу сказать, что видеоклип я воспринимаю как инструмент, который помогает нам не только УСЛЫШАТЬ, но и УВИДЕТЬ музыку. Когда играет Тимур и вижу его игру, такое ощущение, что, отключись в этот момент звук, я УСЛЫШУ, ЧТО он играет и О ЧЁМ он играет.

В этом видеоклипе с замечательной фоновой (!) музыкой я увидел прекрасное женское лицо, умело наложенный макияж и милый флирт с камерой. И Тимур, и Музыка, тем более то, о ЧЁМ в ней пелось, ушли на второй план. Может, в те минуты во мне победил Мужчина, а не ценитель искусства?»

При всем уважении к мастерству «профессионалов видеоиндустрии» я видел очень мало клипов, где присутствовало «органичное соединение» с Музыкой - Героиней, ради которой и во имя которой снимался этот клип. Да, видеоряд, «красота монтажного искусства» присутствуют, но такое ощущение, что именно для их демонстрации и снимался клип. В идеале я, как потребитель этого продукта, во время демонстрации музыкального(!) видеоклипа хотел бы слушать Музыку, усиленную переводом на язык зрительных образов. Искусство видеографа не в том, чтобы выпячивать свое мастерство, а в том, чтобы оно не стало главным Героем там, где главная Героиня - Музыка.
Другими словами, я благодарен создателям того видеоклипа за те минуты, когда «во мне победил Мужчина, а не ценитель искусства», но все-таки я - за «органичное соединение»!

* * *

29 марта в ЦУМИ, как и анонсировалось, сочинский Sax Energy Band провел вечер под условным названием Video Land,

В самом начале вечера Тимур Абитов скромно и вскольз заметил, что, возможно, здесь рождается новый жанр искусства.

А почему бы и нет? Мы совершенно естественно, как данность, воспринимаем, что поэты сочиняют песни под готовую музыку и наоборот: композиторы пишут музыку на стихи. Никому в голову не приходит, что к музыке можно «писать» видео, и наоборот.

Да, уже сто лет озвучивают кино и прочий видеоряд, создают видеоклипы под определенную музыку, Но никто не проводит только что названные параллели, создание музыкальных видеоклипов и синхронизация музыки и видео происходит искусственно: вот здесь музыка, вот здесь видеоряд, здесь виртуозность музыканта, а здесь - мастерство видеографа. Не требуется большой квалификации, чтобы увидеть эту автономность, дистанцированность двух видов искусства друг от друга.

Представьте себя в первозданном лесу: вот здесь деревья, вот здесь кусты, там валун, дальше - ручеек... И все это ЗВУЧИТ: поют птички, шелестят листья, журчит вода... На миг закройте глаза: вы УВИДИТЕ всю картину. И на миг закройте уши: вы УСЛЫШИТЕ лес. При этом у вас не возникнет вопроса или сомнения: почему этот валун лежит именно здесь, а дерево растет там, птичка поет так, а не иначе, вы все примете как данность, гармонию, созданную матушкой природой, и насладитесь.

Суть проекта Тимура Абитова под условным, думаю, разовым, названием Video Land - добиться на выходе именно такой гармонии. Мы «слушали» видеосюжеты, «видели» музыку, все вместе - впитывали ИСКУССТВО.

Как тот первозданный лес.