Бог создал Квантовый Мир

Аркадий Костерин
1. Модель понимания.

   Исходной позицией моего представления о действительности является предположение, что мир, созданный Богом не таков, каким мы его воспринимаем. – Мы видим лишь ничтожную часть этого величественного и всеобъемлющего Мира.

   И второй исходной предпосылкой является утверждение, что научные исследования, кроме прикладной пользы  имеют высший смысл – познание Славы Божьей. Ведь всё, что открывают учёные, создал Господь! И Квантовый Мир создал Господь, это очевидно.

   Отталкиваясь от этих, вполне очевидных предпосылок, полагаю, что созданный Богом мир – это не тот классический, причинно обусловленный мир, который мы осознаём, а Квантовый Мир. – Потому, что классический физический мир, который мы воспринимаем – это всего лишь частный случай, единичное представление квантовой реальности. А в целом, квантовое описание мира включает в себя все возможные варианты всех происходящих событий. По крайней мере, таково мнение большинства физиков. В своей модели объяснения я использую также Многомировую интерпретацию Квантовой Механики, которая популярна в научном мире. Эта интерпретация позволяет мне говорить о Многомирии – т.е. о многообразии физических классических миров. Такое представление неизмеримо расширяет границы созданного Богом Мира. И, как нельзя лучше, соответствует постулату о познании наукой Славы Божьей.

   Идея о том, что Бог создал Квантовый Мир, возникла у меня не случайно. – Дело в том, что она помогает прояснить ещё две фундаментальные загадки Творения.

 – Первая загадка:  Как совмещается Всеведение Божье со свободой человека и других созданий? – Ведь, если Бог, зная всё наперёд, сотворил единственную реальность, в которой человек или другие создания поступают именно так, как Он предвидит, а не иначе, то в чём же состоит их свобода? Есть ли у них выбор? И для чего тогда было Богу создавать большинство людей, живущих в грехе и обречённых на гибель? Ведь Он их любит! Несомненно, что у человека должна быть свобода выбора, и она есть! – Свобода должна присутствовать в жизни человека всегда и везде, потому, что она имеет для спасения необходимое значение. – Ведь спасение невозможно без участия свободного выбора человека. – Поэтому можно утверждать, что реальностей в созданном Богом Мире наличествует много, но выявление их, то есть, выбор, должен определяться личным и коллективным волеизъявлением созданий Божьих. – Это, как раз, и обеспечивается свойствами Квантового мира.

 – И вторая загадка: Откуда берется Зло? – Ведь Всеблагой Бог его не творил, об этом в Священном Писании сказано ясно! А Бог – это единственный Творец Мироздания, других творцов нет. – Всё, что существует в духовном и материальном мире создано Им. И лукавый – лишь «обезьяна Бога», он может только путать и коверкать Мир Божий, сам же ничего не творит. А ведь Зло – это то, что направлено против Бога и Его Промысла о мире. Это значит, что в Мире, созданном Богом, есть возможность составлять последовательности событий, направленные даже против Его Промысла, поскольку свобода присутствует в Мире Божьем. То есть, Зло создаётся неправильным сочетанием элементов Божьего Мира. И Зло – это то, что препятствует спасению человека, то есть выполнению Промысла Божьего. Получается, что присутствие Зла в бытии также свидетельствует о наличии свободного выбора созданий и о многовариантности созданного Богом Мира. И это вполне соответствует многомировой картине Квантового Мира о котором пойдёт далее речь.

   Что же это за удивительные свойства Квантового Мира? – В этом мире нет времени, вернее оно обратимо. В этом мире невозможно однозначно определить положение предмета в пространстве. В этом мире любое конкретное событие может произойти только в присутствии наблюдателя. То есть, можно вполне обоснованно трактовать это положение в том духе, что реальностей в мире много, а одна конкретная реальность – это единичный срез объективного мира и определяется он выбором наблюдателя или общности наблюдателей. Поэтому к Квантовому Миру, созданному Богом, неприложимы категории Добра и Зла. Зло становится злом, когда оно на кого-то направлено, к чему-то приложено \1\. В случае Квантового Мира этого нет, потому, что в отсутствие выбора, он представляет собой не проявленную, неразделённую смесь всех возможных состояний и отношений Божьих созданий, т.н.  Квантовую Суперпозицию. Зло или Добро в Квантовом Мире существует только в частных выделенных состояниях, которые выбираются деятелями – созданиями Божьими.

   Все возможные варианты выбора Своих созданий Бог знает, потому что Он Сам их сотворил. Знает Он и вероятности выбора каждого варианта. Не знает Он только того, в чём Сам Себя ограничил, дав людям свободу – самого выбора. То есть, в какую реальность отправится сознание – решает сам человек. Он сам ставит перед собой цели и определяет направление жизни. Поэтому можно сказать, что в Квантовом Мире сочетаются Всеведение Божье и возможность свободного выбора человека. Причём, одно и то же отдельное событие может по-разному (даже противоположно) оцениваться, в зависимости от контекста, то есть причинно-следственных связей, выбираемых участниками событий. Таким образом, выделенное состояние (частная реальность) деятеля – это всякий раз событие, плюс контекст, вселенского масштаба, определяющий смысл происходящего. Иными словами, можно сказать, что каждое выделенное состояние – это отдельная от других реальность \2\, отдельный мир. И каждое событие может присутствовать во многих реальностях, но каждый раз в несколько другом качестве.

   Надо сказать, что представление о том, что Бог создал Квантовый Мир, удивительно органично сочетается с Догматами Православия и с Святоотеческим Преданием и даже позволяет прояснить некоторые особенности и неясные моменты. Например, обратимость времени показывает, как Таинство Святого Причащения переносит участников всех времён к подлинной духовной реальности\3\ Тайной Вечери. А также, почему во всех молитвах к Господу, Богородице и святым происходит приобщение к прошлым чудесам, как бы упраздняющее время. – Ведь молитва – это выбор реальности в Квантовом Мире. И мы всегда имеем возможность перенестись в благую духовную реальность, определяющую развитие нашей жизни. На других интерпретациях понятий и православных догматов, возможных для модели Квантового Мира, я остановлюсь в приложении. И главное – в Квантовом Мире выбор у человека есть! Думаю, выбор, в некоторой степени, есть у всех Божьих созданий и даже у всех самостоятельных объектов Мироздания. Об этом аспекте я писал во многих своих статьях (2).

   Прочитав о том, что Бог создал Мир, содержащий все возможности выбора, и предоставил Своим созданиям развиваться и строить отношения в соответствии со своим выбором, многие читатели, наверное, скажут, что это не соответствует христианскому миропониманию. – Получается, что Бог бросил свои создания на произвол судьбы. Но это не так, потому что жизнеспособны, в перспективе, только реальности, получающие благодать и развивающиеся в благом направлении, то есть, совпадающие с Божьим Промыслом. Безбожные миры, выбранные безблагодатными людьми и сообществами, не выживают – в них наступает Конец Света! Таким образом, Бог, как бы, организовал отбор реальностей на живучесть посредством благодати. Благодаря благодати происходят очень маловероятные события, которые мы называем чудесами, и Добро никогда не бывает  побеждено. А главный источник благодати – это Пришествие Христа в мир, которое чудесно соединило человечество с Богом. Пришествие Христово охватывает весь Квантовый Мир, оно явило Божественную Реальность и возможность Спасения во всех возможных человеческих мирах.


2. От мирского смешения к целомудрию и обожению.

   Предполагаю, что Божий Промысл ведёт человека к бесконечному совершенствованию. И Путь этот выводит верующих из мирского смешения к целомудренному состоянию и, далее к обожению. – Чтобы читателям было понятно, о чём здесь идёт речь, нужно дать необходимые определения и пояснения.

   Итак, мирское смешение – это состояние нашей земной действительности, после грехопадения праотцев Адама и Евы. Именно этот актуальный для нас ареал реальностей Святые Отцы характеризуют, как «мирское смешение» или «мирское слитие». – Эта лаконичная характеристика является очень глубокой и философски содержательной, как, впрочем, и все определения богодухновенных Отцов. В частности, это определение означает, что в нашей действительности смешаны, переплетены, – добро и зло, любовь и ненависть, самопожертвование и корысть. Переплетены не только в обстоятельствах жизни, но и в душах людских. И жизнь наша – это постоянная борьба всех этих взаимоисключающих ценностей и устремлений. Поскольку, в этой статье предлагается трактовка Мироздания как Квантового мира, то с этой позиции, под мирским смешением понимается не осознанный, не целеустремлённый выбор реальности. То есть спонтанный выбор. Задача же веры и церкви – приблизить личный выбор реальности каждого христианина к осознанному выполнению Промысла Божьего.

    А вот определение целомудрия, взятое из православного справочника: Целомудрие – это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. (3) Таким образом, главным содержанием понятия «целомудрие» является душевная целостность, единство помыслов дел и намерений, свобода от суетных мирских искушений. Цельность души означает новые отношения с Богом, новое отношение к себе, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец двоемыслия; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, а вдумчиво, глубоко, жить всей, подчас страшной и всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям – относиться  к ним не поверхностно, а так, чтобы прозревать глубинное в их душах, говорить этим людям слово жизни, и не сводить все отношения с ними к самому себе, а охранять души от соблазна, от зла и разрушения. В контексте Квантового Мира, целомудрие можно определить как целенаправленный и, хотя бы, отчасти осознанный выбор реальности. 

  Целью христианской веры является обожение. Обо;жение – это осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. (3) Обожение – это предельная цель просветления души. Для просветления характерен рост осознания духовных целей человека и средств, необходимых для достижения благодатной реальности. Обожение означает полностью осознанный человеком выбор Божественной реальности, приверженность Промыслу Божьему о человеке. Несомненно, что обожение происходит через утверждение в душе человеческой целомудрия. Интересно рассмотреть это преображение души в контексте концепции Квантового Мира, чем мы сейчас и займёмся.

    В предлагаемой квантовой модели психика содержит все альтернативные личности человека. Об этом мною подробно написано в работах (4). Личности эти время от времени участвуют в выборе сознаваемой реальности. Вероятность альтернативного выбора может быть показана на графике нормального распределения. В этом графике психика являет собой ареал линеарных функций, подобный спектру. Каждая линия в этом графике изображает альтернативную личность, присутствующую в человеческой психике. Амплитуды линеечек характеризуют вероятность участия в выборе реальности альтернативных личностей. Для спонтанного выбора, характерного в мирском смешении, вероятность эта описывается кривой нормального распределения. Максимум вероятности принадлежит дневному сознанию. Это естественный результат того, что последовательно выбираемые реальности не согласованы между собой. Случайно выбираемые реальности имеют несовпадающие духовные параметры – разные духовные измерения. Вследствие этого линии спектра, изображающие выбираемые реальности, конкурируют в духовном плане, что соответствует конкуренции альтернативных личностей.

   Для души погруженной в мирское смешение, реальности, выбираемые альтернативными личностями из состава психики, не согласуются по смыслу с дневным сознанием. Естественно, что дневное сознание старается ослабить влияние этих конкурентов, вытеснить их на периферию и не допускает к управлению личностью. Но, психика человека может постепенно перестраиваться под влиянием его разума и воли. Разум и воля, направляемые сознательной верой, дисциплинируют душу и преобразуют структуру личности. Можно представить это себе так: Если разнонаправленные реальности соперничают и вытесняют друг друга, то однонаправленные реальности, ведущие к Богу комплиментарны, они помогают и поддерживают друг друга. И главное, они поддерживаются дневным сознанием, которое даёт им преимущественное право выбора реальности. Возрастает когерентность солидарных реальностей, они становятся одинаково направленными. То есть, солидарные альтернативные личности, как бы, сливаются с дневным сознанием, и перемещаются из актуального бессознательного в сознательную область. Это соответствует обретению целомудрия. А вероятность целомудренного выбора альтернатив описывается прямоугольной функцией распределения.

   Так психика человека искренне исповедующего христианство, перестраивается в направлении целомудрия. Это соответствует и «расширению» сознания. А основой такого преображения личности является Святое Причащение, и другие Таинства, принимаемые во всех солидарных, ведущих к Богу частных реальностях. Бог един во всех мирах, поэтому все спасительные реальности постепенно объединяются в духовную общность. В душе реализуется принцип православной соборности: «единство в многообразии». Поскольку границы функции распределения расширяются, то расширяется ареал сознаваемых миров. Всё неосознанное в душе постепенно осознаётся. Вся психика превращается в Сферу Разума. Это и есть просветлённая, целомудренная душа. Её возможности неизмеримо возрастают. При этом личность человека неимоверно расширяется и обогащается за счёт того, что начинает использовать знания и навыки многочисленных вариантов личности, которые перестают быть альтернативными, а становятся сознательными. Человек, буквально, начинает жить в Многомирии, и его психика постепенно становится идентичной психике мультивидуума. А сам мультивидуум, в результате преображения, всё полнее и отчетливее отображает Образ Божий. – Это и есть обожение!


3. Приложение. Некоторые другие объяснительные возможности модели Квантового Мира.

1. Представление о том, что Бог создал Квантовый Мир, позволяет строить оптимистичные версии спасения. Исходной позицией построения является то, что если Всеведущий и Всемогущий Бог явился на землю, чтобы спасти всех, то это дело не может быть неуспешным. Обязательным условием построения этих версий является единство души и единственность сознания. Об этом нам говорит Священное Писание и Святоотеческое Предание. Моё предположение состоит в том, что свойства Квантового Мира позволяют вести научение души многими скорбями во множестве параллельных вариантов, как бы в «параллельных мирах», благодаря чему вероятность спасения приближается к 100%. Модель эта мною проработана, но публиковать её пока не считаю возможным.

2. Модель Квантового Мира может дать вариант разрешении сложной богословской проблемы о Софии-Премудрости. Софию-Премудрость можно представить как персонифицированную Суперпозицию духовно-информационных содержаний, т.е. Духовное Содержание сотворённого Мира. – Это высший уровень деятелей Квантового Мира.

3. Представления о Квантовом Мире позволяют объяснить загадку личности. Все философские системы затруднялись ответить на вопрос человека: «Кто такой я?» В контексте многомировой трактовки Квантового Мира можно сказать: «я – сознающий – это я же, но оценивающий себя из другой реальности». К примеру – моя совесть – это я из моей лучшей реальности, а мой демон-искуситель – это тоже я, но из реальности адской.

4. В контексте многомировых представлений нетрудно представить, как происходит воздаяние по вере. – Веру я трактую, как обобщающий вектор выбираемой реальности. Таким образом, воздаяние по вере действует как закон природы – это следствие выбора реальности.


5. Многомировая квантовая модель показывает, как действует молитва. – Это тоже выбор реальности. Причём, это выбор реальности, обусловленный помощью Господа, Богородицы и Святых Заступников, и поэтому оптимальный. Правильная молитва – это наилучший, самый конструктивный выбор реальности. Об этом я писал в статьях (5).

6. Многомировая модель показывает, как возможно сосуществование различных религий и конфессий. И как возможно, что каждая религия считает себя «самой правильной». То есть показывает относительный и абсолютный смысл и уровень различных религий. (6)

7. Описанная выше модель позволяет лучше понять структуру и иерархию Духовного Мира. То есть, понять что значит: « В доме Отца Моего горниц много».

8. Даёт правдоподобную трактовку Первородного греха. В этом контексте, Рай предстаёт как ареал благих миров, созданных для любимых чад Божьих. Нарушение Прародителями Божьей заповеди было выбором худшей реальности, лежащей за пределами благого мира. И далее последовала деградация людей и выбираемой ими реальности до падшего состояния «мирского смешения». (7)

9. Многомировой подход даёт понимание Рая и Ада как различных качественных составляющих единого Квантового Мира. (7)

10. Позволяет построить модель перманентного Конца Света. Христос сказал Своим ученикам о Конце Света совершенно определённо: «не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф 24.32.) И по сказанному Спасителем, Конец Света начался после завершения Его первого пришествия. На Суд Божий стали отпадать от выбранного человечеством ареала миров те миры, которые исчерпали свой лимит живучести и благодати. Об этом моя статья  (7, 8)

11. Позволяет лучше понять, что такое чудеса. – Это выбор очень маловероятной реальности с помощью небесных Заступников. У них сильный ресурс выбора – много божественных измерений, т.е. совпадающих с Промыслом Божьим.

12. Позволяет представить, что значит: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17-20). И, соответственно, понять, что Ад свой тоже мы имеем в своей душе. – Это крайние составляющие полной суперпозиции состояний человеческой личности, присутствующие в душе.

Заключение.

   В заключение, считаю необходимым сказать о смысле и значении для меня проведённого здесь мысленного исследования. – Является ли предложенная здесь модель Квантового Мира исчерпывающей? – Безусловно, нет! – Мне нетрудно понять возможную оценку, что эта модель порождает больше вопросов, чем даёт ответов. Но, мне эта модель нужна, как подпорка для моей немощной веры. А кому-то, наверное, она вовсе и не нужна!

Примечания.

\1\ Этот смысл присутствует во многих священных текстах. Если бы это было не так, то мы не могли бы каждый день повторять в молитвенном правиле, говоря о Боге «…творящего присно с нами великое и неисследованное, славное и ужасное…». Или не могли бы сказать в каноне за болящих: «…милостива врача душем и телесем, Христа Бога, наводяща недуги и паки исцеляюща…».
\2\ Почему же эти реальности не сливаются? Что обеспечивает их отдельность, и всегда ли они раздельны? В каком аспекте они сливаются? – Они отдельны потому, что выбор реальности – это всякий раз реализация свободной воли одного из деятелей, т.е. отдельное квантование суперпозиции Квантового Мира. Речь идёт, конечно, об однотипных событиях – одного масштаба. В контексте более крупных масштабов, реальности
меньших событий сливаются, в различных вариантах, что даёт возможность многообразного выбора более крупных деятелей. Подробно эти вопросы я рассматривал в своих статьях ().
\3\ К духовной реальности, потому что физическая реальность привязана к выбору деятелей более мелкого масштаба, вплоть до элементарных частиц. Это выражается в наличии в материальном мире т.н. «стрелы времени».

Используемые источники.

1. Библия.
2. Деятели Мультиверса. http://proza.ru/2012/08/14/1209
3. Азбука веры. https://azbyka.ru
4. Душа в многомирии. http://proza.ru/2012/07/31/1237
5. Конструктивный и деструктивный выбор реальности. http://proza.ru/2020/04/28/1494
6. Сосуществование религиозных конфессий. http://proza.ru/2012/08/01/1138
7. Концепция многомирия и религия. http://proza.ru/2012/09/18/1968
8. Многомировая эсхатология. http://proza.ru/2012/09/14/1594


Март – Май 2020