как рождаются таланты

Тамара Чаплинская
               
         Алушта. Люблю отдыхать в Алуште. Море здесь с особенной мягко обнимающей водой. Постоянный ветерок обласкает, и солнце уже не кажется таким палящим. Иду по набережной в сторону «рабочего уголка». Навстречу маленькая девочка. Девочка мне улыбается и радостно приветствует.
- А я Вас знаю! Вы учительница химии!
- А ты, в каком классе учишься?
- Во втором - гордо отвечает она.
- Так откуда же ты знаешь учительницу химии?
- А у нас была неделя химии, я обязательно выучу химию!
         Как мир тесен. Мы с этой девочкой живем в Киеве, а повстречались здесь. Она собирается выучить химию. А я? Как я стала учителем химии? Меня судьба заставила.
        После окончания университета мечтала заняться настоящей наукой. В Киеве в 1970 году была создана первая лаборатория медицинской генетики. Я бросила работу врача-лаборанта в НИИ Питания и согласилась на ставку лаборанта без образования в этой лаборатории (очень хотела настоящей наукой заняться).               
Умела я сама себе создавать трудности, а потом их преодолевать
        Кооперативная квартира, двое мальчишек на руках, низкая зарплата заставили искать подработку. Стала репетитором по химии. Школьную программу выучила наизусть.
         Когда поняла, что диссертация моя не представляет интереса для науки, пошла  работать в школу учителем химии. Мне ж казалось, что химию знаю. Одно дело учить дома одного ученика и совсем другое выступать перед классом. Классу опыты показывать нужно. Я этому нигде не училась. Реактивов боялась. Показывать свою несостоятельность нельзя – потеряешь то, чего ещё не успела заработать (авторитет).
           К счастью, в школе были ребята, которые интересовались химией. Они помогали мне разобраться с реактивами. Как-то  мы обнаружили кусок какого-то металла без надписи, Миша (ученик 8 –го класса) вызвался его определить. Он взял его домой, а на второй день сказал, что это молибден.
 А тут учительница младших классов спрашивает:
- Вы можете получить кислород?
- Могу- смело отвечаю я.
- А можете показать это у меня на уроке?
- Да - соглашаюсь я, а самой страшно.
        Я встретила Мишу и спрашиваю:
- Ты можешь получить  кислород?
- Могу- отвечает Миша
- А можешь показать на уроке в третьем классе?
- Могу – с радостью ответил Миша.
Миша успешно продемонстрировал опыт с получением кислорода. На день учителя, мама Миши пришла меня поздравить лично и поблагодарить, за особое внимание к увлечению её сына химией.
        Новые трудности, как заинтересовать предметом всех учеников?
Много способов перепробовала. Самым действенным способом оказался химический театр. Химический театр не только сделал мою жизнь интересной , значимой и счастливой, он рождал творческие способности у моих учеников.
        Так, Инна Головаха сочинила для театра прекрасные стихи о трагедиях связанных с добычей  золота, мы химики запросто продемонстрируем «золотой песок».  После Инна показывала мне целый сборник своих стихов. Инна настоящий талант. В наших опытах с получением "золотого песка"важно было не только получить золотой песок, но еще  и правильно установить подсветку. Тренировались с освещением.Так у нас появились осветители.
       Дети после уроков рисовали декорации для театра.Мы называли их художниками по декорациям. Звукооператоры подбирали музыку. А наши костюмеры выдумывали такие замечательные костюмы. Шили костюмы дома. Андрей Душутин даже пошил потом себе эксклюзивную рубашку, в которой ходил всё лето. Наверное станет модельером. Больше всего всех интересовали опыты. Каждому хотелось уметь их проводить. И мы репетировали наши опыты со всеми, кто хотел. Я была  автором представлений, артисткой,  режиссером, сценаристом , вдохновителем всех интересных задумок и любимым учителем. В моём кабинете всегда на переменах и после уроков было много детей.
         Димочка, ученик 4-го класса, в химической сказке  «о красной шапочке» исполнял роль волшебника  (он демонстрировал несложные опыты). На второй день после спектакля Дима попросил у меня учебник химии.
- Зачем тебе учебник? – спросила я
- Хочу выучить химию.
Дима выучил химию.  На зачете один из десятиклассников не мог ответить на вопрос:  чем обусловлена особенность химических свойств  муравьиной кислоты, отличающая её от других карбоновых кислот. Дима не выдержал и ответил :
- Строением, у муравьиной кислоты есть альдегидная группа и кислотная, она ведет себя как альдегид и кислота!
Однажды Дима изобразил на доске формулу какого-то сложного органического вещества и спросил:
- Что это?
- Не знаю, Димочка, а где ты это взял?
- Я все учебники в школе выучил, учу химию в магазине.
          В этот день я была особенно счастлива.Родился талант и не без моего участия. Всё во мне пело и ликовало!   "Учитель профессия дальнего действия – главная на Земле!" Всем известно, что глагол учиться возвратный. Что можно научиться самому, а научить, принуждая учиться, невозможно. Учитель своими  действиями, словами  стимулирует  врожденное стремление учеников к самообразованию.   
          Восьмиклассница Ира, уехала с родителями на ПМЖ в Америку. Она написала, что благодаря мне она лучшая в классе по химии и  подрабатывает репетиторством по химии.Там родилась учительница. Здорово!

         Теперь, когда мне 84 года, я понимаю, как мне повезло, что работала в школе, где   была по-настоящему счастлива