Внуки... суррогатные. Только их и видели

Юрий Шляев
На склоне лет потребности и соответственно желания несколько видоизменяются, а то и сокращаются. Наряду со стремлением иметь доброе здоровье на первый план выступают другие приоритеты. Среди них — почет, внимание, забота родных и близких. Ведь с годами на смену старости нередко приходят немощность, дряхлость, и старому человеку  без посторонней помощи бывает тяжело, даже невозможно обойтись. Остается полагаться на детей, внуков, а когда их нет или они не выполняют свою законодательно зафиксированную обязанность, вместе с тем  нарушая одну из Божьих Заповедей, то пожилым людям приходится рассчитывать на самых себя и учреждения социальной или благотворительной опеки.

Проблема не одинокой старости отразилась в народном сознании, прежде всего в фольклорных и авторских сказках. Вспомним некоторые из них: «Соломенный бычок», «Снегурочка», «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (он же Пиноккио в оригинале), «Колобок», «Утушка Луговая» (украинский вариант "Кривенька Качечка"). Последние две знаменательны тем, что, кроме стремления пожилой супружеской пары избегнуть беспомощной старости и одиночества вдвоем, делают наглядным эгоизм деда с бабой. Ведь, как бы то ни было, а испеченный в убогом жилище шарообразный пирожок по имени Колобок убежал от своих творцов, которые с большими трудом и изобретательностью собирали строительный материал — муку. А Утушке Луговой, которую из милосердия пригрели в избе и которая,  каждый раз когда деда с бабой не было дома,  из благодарности стряпала вкусные обеды, хлопотала по хозяйству, превращаясь в  девушку (как оказалось,трудолюбивую принцессу),  — той и вообще нанесли непоправимый ущерб. Как читатель помнит, однажды  сметливые старики сделали вид, что идут в лес по грибы, а сами спрятавшись в усадьбе, подсмотрели волшебное превращение своей необычной воспитанницы и сожгли её оперение в печке. На беду себе и Утушке-Прынцессе.

В большинстве подобных сказок, которые встречаются в фольклоре многих народов, речь идет о создании волшебным образом стариками себе на утеху и помощь довольно экзотических  персонажей. Почему-то бабе с дедом, которые "жили себе да были" в согласии между собой, не пришло в голову кого-то усыновить или удочерить. Наверное, и в старину, как нынче, законодательство предусматривало возрастные ограничения. С другой стороны, невольно обращаешь внимание на то, что супруги благополучно доживали до склона лет, и ни в одной из известных историй не упоминается, что им стало скучно друг с другом. Просто они начинали искать живой объект, на который можно было бы выплеснуть не растраченную друг с другом любовь. Но главное — испытывали потребность именно в помощнике, опекуне.

Знаменательно, что в каждой сказке описана ситуация, при которой с искусственными «внуками» счастье бабы и деда не было долговечным: Снегурочка растаяла,  Уточка-Прынцесса и Колобок также бросили  стариков на произвол судьбы, и Соломенный Бычок не прослужил долго — на солнце, кажется, расплавился, один стройматериал остался. Буратино с Пиноккио тоже сбегали от старого папы Карло. Словом, как вытекает из некоторых описанных сказочных событий, старикам надлежало быть реалистами, — не придумывать и не создавать, по сути, монстров, а искать более надежные средства для облегчения своего положения. И хотя в отличие от басен, сказки по обыкновению не завершаются моралите, —  все равно напрашивается вывод: даже и фантастические персонажи не выносят эгоизма их создателей и благодетелей, требуя определенной свободы действий и уважения к себе.

Главное же — человеку нужен человек. Дети, внуки, в худшем случае — социальный работник, сиделка, домашняя работница. И ни один телевизор их не заменит. А чтобы стяжать искреннюю благосклонность того, кто заботится о пожилом человеке, ему необходимо и самому прилагать усилия для построения таких взаимоотношений. Прежде всего, быть внимательным, тактичным, терпимым, а пуще всего — признательным, благодарным.


Карикатура с сайта prikolist.biz