Ода портфелю, или как возлюбить ближнего своего...

Валентина Коркина
 Уже более десяти лет, как нет с нами замечательного русского писателя Владимира Деткова.

...Вызрело время, дающее возможность написать о незабываемом портфеле Владимира Павловича. О его обычном на вид, но, в сущности, необыкновенном, волшебном портфеле, который частенько вспоминается, наверное, не только мне. Ведь о нём в своё время сочинялись, можно сказать, мифы...

Впрочем, писатель В. П. Детков, бывший много лет ответственным секретарём Курского отделения Союза писателей России, автор нескольких книг художественной прозы, в семидесятые-восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия пока не величался Владимиром Павловичем. Улыбчивый приветливый красавец тогда ещё только торил свою дорогу в литературу и был для всех просто Володей – журналистом курской областной газеты "Молодая гвардия", ежедневно являвшимся на работу со своим неизменно пухлым портфелем.

О этот портфель! Песня! Палочка-выручалочка! Хранилище сокровищ, которыми Володя с радостью и удовольствием делился с нуждающимися.

А нужды у нас, журналистов газет "Курская правда" и "Молодая гвардия", редакции которых располагались в то время в одном здании - на улице Энгельса, 109, - были во время рабочего дня самые простецкие, незамысловатые. Только вдохновение придёт, а тут на тебе: паста в стержне авторучки иссякла... Или взбодриться надо, а чай и кофе, как обнаружилось, закончились... Одному спички понадобились: сигарету не от чего закурить... Другому вдруг иголка потребовалась на минуту... Третьему - клей... Четвёртому - конверт... У кого-то голова заболела... К кому обратиться за неотложной помощью? Знающие люди подскажут: конечно, к Деткову, у него в портфеле есть, кажется, всё.

- Так уж и всё? - не поверит, бывало, кто-нибудь из нуждающихся. - Мне вот большие ножницы сейчас позарез нужны.

- Иди, попроси, - посоветуют ему...

Через минуту человек бежит по коридору осчастливленный:

- И правда, дал ножницы: из портфеля вытащил...

Да, портфельчик тот и впрямь был необыкновенным. Так и думается, что Володя перед выходом на работу тщательно "обмозговывал" различные житейские ситуации, которые внезапно могут случиться с коллегами по службе. Вот и заполнял свою "ручную кладь" самыми разными предметами. Не для себя старался, о других думал, вкладывая в это занятие, как говорится, душу. Так что портфель его, как ни крути, был явно одушевлённым. В этом и была разгадка его волшебства.

Чуткость, внимательность Деткова ощущал на себе, наверное, каждый. Или - может быть, так будет вернее? - очень многие. Испортится вдруг от чего-либо настроение, пойдёшь к приятельнице в кабинет "за сочувствием", возвратишься к себе, смотришь, а на рабочем столе - большущее красное яблоко лежит... Или пара конфет... Или золотой одуванчик, который мигом выветрит из твоей головы грустные мысли.

Ну кто ещё мог так незаметно, ненавязчиво помочь в нелёгкую минуту? Можно было не сомневаться: Володя. И как он догадывался, сидя в своём кабинете, что кому-то сейчас нужен хотя бы небольшой глоточек радости? Не знаю. Догадывался как-то... А мы, тогда ещё молодые, могли только восхищённо покачать головой и благодарно воскликнуть: "Ох уж этот Детков! Сколько же света в его душе: каждому лучик достанется..." (Мы - это, конечно, в основном представительницы женского пола, любящие иногда посекретничать друг с другом).

Нет, не зря вспомнился мне в очередной раз детковский портфель - эта волшебная "палочка-выручалочка"! Не зря вспомнился и он сам - светлый человек с неисчерпаемыми запасами душевного тепла...

Таков Владимир Павлович и в своём творчестве: чуткий к человеческим бедам, одаряющий читателей теплом и светом своей души. Его повести, рассказы и миниатюры жизнеутверждающи, они призывают нас к миру, любви, согласию, благотерпению и благотворению.

Слово "благотворение", пожалуй, наиболее часто повторяется в творчестве Деткова. Благотворение - творить благо, творить добро... Не в те ли "молодогвардейские" времена (а может быть, и раньше?) проросло в душе начинающего писателя одно из самых главных зёрен Истины: любить ближнего своего, творить для него добро?

Одну из своих книг Владимир Павлович так и назвал: "Зёрна Истины". К своим 70 годам ему удалось постичь жизнь во всём её многообразии, посеять и взрастить в душе немало "зёрен", ставших основными для понимания человеческого существования на Земле.

Моя самая любимая из всех детковских миниатюр - "Живые и усопшие". Она лаконична, и я приведу её текст полностью: "Живые закрывают глаза умершим, а ушедшие из жизни нередко последним движением души своей на многое открывают глаза живым!"

Как мудро и тонко подмечено! Проводим, бывает, в последний путь человека, и начинаются наши страдания-терзания, льются слёзы запоздалые... Заговорит в тебе вдруг совесть (Божий глас в твоей душе) и вспомнишь: и обижал ты умершего, и прощения у него не просил за это. Много грехов своих перед ним, ещё живым, припомнится: и нечуткость к нему, и невнимательность, да мало ли что ещё... И поймёшь вдруг: неправильно ты жил, не по заповеданной Богом любви к ближнему, себя ты больше любил, оказывается. Поистине "ушедшие из жизни... на многое открывают глаза живым!"

Миниатюры в творчестве В.П. Деткова - "статья особая". Вот как сказал об этом известный русский писатель, Мастер художественного слова Евгений Носов: «Лично для меня природа миниатюр всегда загадочна. Мне кажется, пишут их люди с особым и весьма редким душевным складом, с особо острым зрением и той способностью ферментации изначального материала, к которой прибегает пчела, творя свой мир. Воистину художник-миниатюрист, подобно пчеле, внимательно заглядывая и обследуя каждый уголок нашего бытия, дотошно всматриваясь в так называемые мелочи жизни, благодаря своим философским ферментам обращает подручный, на простой взгляд даже будто бы «бросовый» материал в нечто необыкновенное, заставляющее нас поразиться, задуматься или озаботиться. Все эти размышления вызвали во мне... миниатюры Владимира Деткова».

Да, недаром говорят: "Мал золотник, да дорог". Прошедшие мгновения жизни оставлены автором для нашего благодарного размышления. Главное то, что понял он сам и даёт понять своими произведениями нам: "Истинная литература... непременно ставит во главу угла благородство и силу созидательного духа героя..."

Читать "камушки на ладони" В.П. Деткова - всё равно что читать стихи: может быть, не каждый поднимется до высот его духа... Но - написано им, завещано нам... Значит, каждый должен учиться "взлететь мыслью, чувством, делом..."

А для начала - не завести ли каждому из нас портфельчик наподобие детковского? Уж это-то, вроде бы, совсем просто...

Опубликовано на Международном творческом ресурсе "Подлинник" -