Поездка в Томск Гл. 6 Театр и дороги

Галина Шевцова
Наконец-то в Томске Ольга почувствовала себя настоящей театралкой.
Ей всегда хотелось ходить по театрам, и когда она из провинции переехала жить в Новосибирск, то надеялась, что здесь наверстает упущенное.
Действительно, пока она была девчонкой незамужней, то, по мере возможности, ходила в театры, на концерты, в рестораны.
Рядом с общежитием, где она проживала, располагался стадион «Сибирь», там выступали прославленные артисты, фигуристы, музыканты…
Ей довелось слушать и лицезреть на стадионе - Пугачёву, Градского, Жанну Бичевскую, прославленные группы «Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» …, а с некоторых пор, она стала забегать на стадион мимоходом, без билета.
Впервые дорогу без билета проторила Томка – «ушлая» женщина, мать-одиночка, проживающая в однокомнатной квартире рядом со стадионом. Томка работала бракёром в лесопильном цехе, в котором Оля была мастером.
Тогда на стадионе выступал балет на льду. В антракте, со всех проходов, люди высыпали на улицу.
Томка с Олей оказались поблизости, Томка предложила зайти, т.к. это было для неё не впервой.
Трибуны были заполнены, многие люди стояли недалеко от ледовой арены.
Оля с Томкой облюбовали неплохое место, и без проблем посмотрели представление.
(фото с Томкой в рассказе «Проводы на БАМ» раздел МШ-4)

Чем старше Оля становилась, тем сложнее стало уделять время на развлечения и посещение театров.
А здесь в Томске ей здорово подфартило. Она познакомилась с женщиной из соседней палаты, которая оказалась активисткой общества Ветеранов – распространителем театральных билетов среди пенсионеров.
Организовать пенсионеров посетить театр летом, было непросто. Ольга и её соседки по палате с радостью откликнулись на предложение женщины посещать спектакли по бесплатным билетам с местами на передних рядах.
В это время в Томске проходил фестиваль театрального искусства, на который съехались коллективы нескольких театров Сибири.
Теперь каждый вечер курортницы спешили в театр.
За три недели Ольга посмотрела спектаклей столько, сколько ей не довелось видеть за последние 20 лет.
В следующие приезды в Томск, она так же посещала театр, правда, за деньги, но цены билетов были демократичные, в пределах 150 рублей.

Драматический театр в Томске находится недалеко от института курортологии, рядом с площадью Ленина и поблизости от Набережной – самом любимом месте томичей и гостей города. (О Набережной будет отдельная глава).
Дойти до драматического театра от института курортологии можно двумя путями.
Первый – Дойти до моста, свернуть с моста на право, оказавшись у филармонии, дойти до пешеходного перехода через главную дорогу от площади Ленина.
Второй путь – не идти к мосту, а идти через площадь Ленина до того же пешеходного перехода.
Ольгу удивляло, что у перехода нет светофора.
Ей вообще казалось, что в Томске количество светофоров недостаточное.
Перейти улицу с одной стороны на другую в Томске проблематично.
Да и улицы недостаточно широкие, лента дороги петляет, то вверх, то вниз. Дороги переполнены транспортом, езда по главным улицам затруднена.
Но всё же город Томск красив, старинные постройки домов впечатляют.
Томск местами напоминал Ольге Ленинград, где она побывала в молодости.

Кратко о драматическом театре Томска (сведения взяты с официального сайта Театра)

Театр построен в 1850 году.
Купец 1-ой гильдии, городской голова Н.Е.Филимонов, на деньги, собранные по подписке, а частью на собственный капитал, выстроил деревянное одноэтажное здание театра.
Несмотря на то, что постройка была деревянной, она просуществовала 32 года, и была продана на дрова за 200 рублей.
Первое здание томского театра знало годы простоя и годы бурного подъема, регулярные спектакли профессиональной труппы приучали томичей ходить в театр, наравне с маскарадами и кулачными боями
Проект нового театра был доверен архитектору П.П. Нарановичу. Ранее он был приглашен в Томск для строительства первого в Сибири университета.
По его авторскому проекту уже был построен в Томске дом губернатора, бесплатная библиотека, горное управление, несколько магазинов и церквей.
Новый театр открылся 19 сентября 1885 года спектаклем «Без вины виноватые» А. Островского и «Затейница» Д. Мансфельда. Перед спектаклем состоялся торжественный молебен.
"Королевский” театр, был красив, удобен, соразмерен, вмещал до тысячи зрителей.
Открытие Университета (1888 г.) и Технологического института (1900 г.) обусловили приток студенческой молодежи, любителей театрального искусства.
Университетский город восторженно принимал пьесы А.Островского, А.Сухово-Кобылина, А.Грибоедова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, а позднее А.Чехова, М.Горького
События первой русской революции 1905 года коснулись и города Томска.
Местом проведения митингов и собраний стал королевский театр.
В один из октябрьских дней в здании театра шел митинг. На улице были слышны революционные песни, которые подтолкнули черносотенцев к погрому.
Они окружили его, перекрыли все входы-выходы и подожгли.
В последующие годы спектакли ставились в помещении Общественного собрания и в небольшом театральном зале при Бесплатной народной библиотеке.
Эти площадки во многом уступали по вместимости и техническим возможностям Королевского театра.
В 1918-1919 гг. в Томске, при Обществе народного образования, была сформирована актером и режиссером И.Г.Калабуховым драматическая студия., позже переименованная в Художественную студию.
Выпускник драматической школы артиста Художественного театра А.И.Адашева, ориентировался в своих работах на репертуар московского Художественного театра.
Одним из первых спектаклей, который увидели любители театра, был «Сверчок на печи» Ч.Диккенса, где Калабухов играл главную роль.
Художественная студия работала в режиме профессионального театра, спектакли шли каждый день с одним выходным. Цена на билеты была строго регламентирована, во вторник и пятницу по «удешевленным» ценам, в четверг- по «возвышенным» ( для состоятельного зрителя), а в остальные дни недели- по «нормальным».
В Томск прибыл коллектив из Костромы, под руководством А.Д.Попова – впоследствии известного советского режиссёра. «Театр студийных постановок» Попова и Художественная студия Калабухова объединились. Новый коллектив не ограничивался только постановкой спектаклей. Большим спросом пользовались вечера поэзии, маскарады, литературные концерты, которые заканчивались бурными диспутами о путях развития современного искусства.
Постоянными посетителями таких вечеров была студенческая молодежь.
Алексей Дмитриевич Попов позже писал в своих воспоминаниях: “Такую тягу к культуре, как в освобожденной Сибири, трудно себе представить”.
В 1922 году в помещении бывшего Общественного собрания открылся Большой городской театр.
В 1923 году город посетил нарком просвещения А.В. Луначарский, делавший инспекторскую поездку по городам Сибири.
После этого визита театр стал называться «Театр драмы и комедии им. А.В. Луначарского».
В 1926 году театральный коллектив перевели в здание кинотеатра “Новый» (нынешнее здания Театра юного зрителя).
В 1926-1927гг. особой популярностью среди жителей пользуется журнал «Томский зритель», где публикуются театральные новости.
В 1928-1929 гг. приезжает труппа под руководством режиссера С.Н.Воронова.
С аншлагом идет один из самых удачных его спектаклей «Три сестры» А.Чехова.
Среди зрителей «вынужденный» томич с 1927 по 1930 год, пострадавший за свои религиозно-философские убеждения - С.Н. Дурылин, специалист по русской классической драматургии положительно оценил работу режиссера.
В 1935-1936гг. художественное руководство театром осуществляла известная в Сибири актриса режиссёр Л.С. Самборская.
Литературной частью заведовал ссыльный драматург Н.Р. Эрдман, которого усилиями друзей перевели в Томск из Енисейска.
Осенью 1940 года Художественным руководителем театра стал режиссер В.В.Гарденин. Бывший студент Московского университета, бывший актер театра В.Ф.Комиссаржевской, бывший студиец МХТ под руководством К.С. Станиславского.
Известный провинциальный режиссер, пользовался заслуженным авторитетом в сибирских театральных кругах.
Его спектакли «Канцлер и слесарь» А.Луначарского, «Маскарад» М. Лермонтова, «Старик» М. Горького, «Касатка» Л.Толстого вывели театр на новый творческий уровень
В 1941 году вместе с эвакуированными с запада заводами, в Томск приехал коллектив Первого Белорусского государственного драматического театра (ныне - Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр им. Янки Купалы). С 1941 по1944 год театр восстановил 11 спектаклей прежнего репертуара, создал 14 новых постановок, показал 870 спектаклей, которые посмотрели 747 тысяч зрителей.
Спектакли шли на русском и белорусском языках.
В 1944 году в Томске, режиссером Л. М. Литвиновым, была поставлена знаменитая «Павлинка» Я.Купалы, которая стала визитной карточкой театра.
В апреле 1945 года, накануне дня Победы, в Томск прибыл бывший фронтовой театр им В. Чкалова. Его художественным руководителем в первый год сущестования в Томске был режиссер Московского театра имени Евг. Вахтангова, известный поэт П.Г.Антокольский.

В 1978 году по проекту архитектора Г.И. Аранжереевой, в центре города появилось новое здание театра. Его открытие стало настоящим праздником для всех томичей.
Просторный зрительный зал, удобные помещения для работы цехов, современное световое и звуковое оборудование, уникальная комплектация сценической площадки – все это позволяло вывести технические возможности спектаклей на новый уровень.
В 2000 году был торжественно отмечен юбилейный, сто пятидесятый сезон (1850-2000гг.), Томский театр драмы открыл его фестивалем, где были показаны лучшие спектакли из Омска, Новосибирска, Иркутска, Новокузнецка, Екатеринбурга.
Приехали на юбилей, и актеры Белорусского театра имени Янки Купалы. Встретили их с особым радушием и сибирскими подарками.
В 2004 году городу Томску исполнилось 400 лет и в Томске был проведён очередной региональный театральный фестиваль «Сибирский транзит».
В 2005-ом, в театре была учреждена ежегодная театральная премия имени народной артистки РФ Т.П.Лебедевой.
В рамках ежегодного театрального фестиваля «Парад премьер», лауреатам вручается премия, диплом и статуэтка-приз с изображением золотой кедровой ветви.

Продолжение следует:
Май 2020